Судья: Хаванова Т.Ю. Дело № 33а-23252/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Сухановой И.Н., Цыцаркиной С.И.,
при секретаре - помощнике судьи Ляпустиной К.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года апелляционную жалобу Администрации городского округа <данные изъяты> на решение Шатурского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Морозова А. В. к Администрации городского округа <данные изъяты>, Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> № <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», обязании предварительно согласовать предоставление на праве аренды без проведения торгов земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
Морозов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> № <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»; просил суд обязать Администрацию городского округа Шатура предварительно согласовать предоставление ему на праве аренды без проведения торгов земельного участка площадью 1900 кв.м, местоположением: Российская Федерация, <данные изъяты>, городской округ Шатура, д. Дуреевская, южнее земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
В обоснование требований указал, что обратился в Администрацию городского округа Шатура с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, приложив схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. Далее в газете «Ленинская Шатура» было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду указанного земельного участка; в течение 30 дней после публикации извещения заявлений от иных лиц, заинтересованных в указанном земельном участке, в администрацию городского округа не поступило. Тем не менее, орган местного самоуправления отказал ему в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» со ссылкой на нарушение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса РФ. По утверждению административного истца, оспариваемое решение является незаконным, поскольку установленная законом процедура предварительного согласования предоставления земельного участка была полностью соблюдена.
Определением суда в качестве второго административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений <данные изъяты>.
Решением Шатурского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования Морозова А.В. удовлетворены частично: суд признал незаконным решение Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе Морозову А.В. в предоставлении государственной услуги; в удовлетворении требования административного истца о возложении на администрацию городского округа обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды без проведения торгов отказано; на Администрацию городского округа <данные изъяты> возложена обязанность провести процедуру предоставления земельного участка на праве аренды по заявлению Морозова А.В.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа <данные изъяты> просит об отмене данного решения, ссылаясь на то, что ею полностью соблюдена процедура рассмотрения заявления Морозова А.В., повторно рассмотреть данное заявление не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявили. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
При этом в силу пп. 1 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ в извещении в обязательном порядке указывается информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 3 ст. 39.18 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от <данные изъяты> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 ЗК РФ).
В силу положений <данные изъяты> от 24.07.2014 <данные изъяты>-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> и органами государственной власти <данные изъяты>» и <данные изъяты>-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты>" распоряжение земельными участками неразграниченной собственности осуществляется органами местного самоуправления городских округов по согласованию с уполномоченным органом субъекта РФ.
Таким уполномоченным органом на сегодняшний день является Министерство имущественных отношений <данные изъяты>, что следует из Положения о Министерстве имущественных отношений <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений <данные изъяты> проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления городских округов <данные изъяты> в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, утвержден распоряжением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-44.
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> Морозов А.В. обратился в Администрацию городского округа <данные изъяты> с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», а именно: о предварительном согласовании предоставления на праве аренды без проведения торгов земельного участка площадью 1900 кв.м для целей ведения личного подсобного хозяйства местоположением: Российская Федерация, <данные изъяты>, городской округ Шатура, д. Дуреевская, южнее земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>л.д. 41-43). К заявлению прикладывалась схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 44).
В нарушение положений пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ орган местного самоуправления не обеспечил опубликование извещения о предстоящем предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном уставом городского округа для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, по месту нахождения земельного участка, а также размещение извещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", - доказательств обратного административный ответчик суду не представил.
При этом суд первой инстанции правомерно счел не имеющей правового значения для дела публикацию от <данные изъяты> в газете «Ленинская Шатура» за <данные изъяты>, - данная публикация имела место более чем за девять месяцев до дня подачи Морозовым А.В. соответствующего заявления.
Тем не менее, администрацией городского округа был подготовлен проект постановления о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду Морозову А.В., который был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений <данные изъяты>.
Решением МВК по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> от <данные изъяты> в согласовании представленного органом местного самоуправления проекта постановления было правомерно отказано со ссылкой на нарушение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 ЗК РФ.
Несмотря на то, что процедура рассмотрения заявления гражданина была нарушена именно Администрацией городского округа Шатура, последняя необоснованно отказала истцу в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
При таких данных суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое административным истцом решение органа местного самоуправления от <данные изъяты> незаконным, обязав административного ответчика осуществить предусмотренную законом процедуру в связи подачей Морозовым А.В. заявления о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с доводами и выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с требованиями действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о соблюдении администрацией городского округа процедуры рассмотрения заявления гражданина, предусмотренной статьей 39.18 ЗК РФ, опровергается материалами дела.
Довод администрации городского округа о технической невозможности возобновления процедуры рассмотрения заявления Морозова А.В. от <данные изъяты> подлежит отклонению: в силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шатурского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа <данные изъяты> – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи