Дело № 2-511/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Емельяново «17» февраля 2016 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Степановой ФИО1 ФИО2 к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта,
УСТАНОВИЛ:
Степанова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Емельяновского района Красноярского края с требованием о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления от 15.09.2014 г. о предварительном согласовании места размещения объекта – объекта придорожного сервиса (кафе), расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, Устюгский сельсовет, 30 км + 000 м. (справа) автодороги «Красноярск-Енисейск», участок №, и возложении обязанности на администрацию Емельяновского района Красноярского края принять решение о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта.
В обоснование заявленных требований Степанова И.В. указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края в порядке, регламентированном ст. 31 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта вх. №. В целях решения вопроса о возможности образования земельного участка обозначенного Истицей в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ № МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края сообщило Истице о необходимости согласования возможность использования испрашиваемого земельного участка для заявленных целей с КГКУ «КРУДОР». ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «КРУДОР» согласовало возможность размещение заявленного Истицей объекта на испрашиваемо земельном участке, что явилось основание для предоставления земельного участка с предварительном согласование места разрешения объекта. В соответствии с ч. 3 статьи 31 ЗК РФ в общественно-политической газете «Емельяновские Веси» в выпуске № от 26.11.2014г. была дана публикация администрацией Емельяновского района Красноярского края, информирующая население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. На основании ч.5. ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией Емельяновского района Красноярского края в качестве результата выбора земельного участка был оформлен акт выбора и обследования земельного участка для строительства, датированный 29.12.2014г. Содержание вышеуказанного акта выбора и обследования земельного участка для строительства предусматривало согласование возможности размещения объекта с регламентировано установленным перечнем организаций. В последующем Заявителем акт выбора и обследования земельного участка был согласован со всеми членами комиссии, и ДД.ММ.ГГГГ был передан в адрес структурного подразделения администрации Емельяновского района Красноярского края МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края», для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края на испрашиваемый Истцом земельный участок была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако решение о предварительном согласовании места размещения объекта придорожного сервиса (кафе), расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Устюгский сельсовет 30 км +000 м (справа) автодороги «Красноярск-Енисейск» органом местного самоуправления не принято, в нарушение ч.ч. 6, 7 ст. 31 ЗК РФ, обязывающих после оформления акта о выборе публичный орган принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с вариантом выбора земельного участка и выдать его, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в семидневный срок.
В судебное заседание административный истец Степанова И.В., ее представитель Константинов П.С., требования поддержали, по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика – администрации Емельяновского района Красноярского края- Илюшенко Ю.Н., действующая также по доверенности от администрации Устюгского сельсовета, в судебном заседании пояснила, что Степановой И.В. выполнены все необходимые действия для формирования испрашиваемого земельного участка. Администрацией Емельяновского района Красноярского края, также, были совершены действия по предоставлению Степановой И.В. земельного участка, вместе с тем, в связи с принятием ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Земельный кодекс РФ, сложилась неопределенность в вопросе кто должен принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта – администрация Емельяновского района Красноярского края или администрация Устюгского сельсовета, в связи с чем решение о предварительном согласовании испрашиваемого Степановой И.В. объекта до сих пор администрацией Емельяновского района Красноярского края не принято.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статья 31 Земельного кодекса РФ (в ред.72 от ДД.ММ.ГГГГг.), предусматривала порядок выбора земельных участков для строительства, так, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч.1 ст. 31).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (ч.2 ст. 31).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов (ч.3 ст. 31).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч.4 ст. 31).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей <данные изъяты>
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (ч.5 ст. 31).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч.6 ст. 31).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (ч.7 ст. 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса РФ и принявших такое решение, понесенных убытков (ч.8 ст. 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта( ч.9 ст. 31).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 171-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 31 Земельного кодекса РФ исключена, с ДД.ММ.ГГГГг.
Судом установлено, что Степанова И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м для строительства размещения объекта придорожного сервиса (кафе) в районе участка Енисейский тракт, 30 км + 000 м. (справа) автодороги «Красноярск-Енисейск», участок №, приложив к заявлению копию паспорта и схему испрашиваемого участка. Указанное заявление поступило в Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры ДД.ММ.ГГГГ, вх. №.
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» направило в адрес Степановой И.В. письмо о необходимости согласования возможности использования земельного участка, находящегося в придорожной полосе с КГКУ «КРУДОР», последнее в свою очередь, указывая на возможность размещения указанного объекта, рекомендовало также выполнение рядя требований, связанных с обустройством объекта и безопасностью дорожного движения.
ДД.ММ.ГГГГ в общественно-политической газете Емельяновского района «Емельяновские веси» № администрацией Емельяновского района размещена публикация об информировании населения в порядке ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ (до ее исключения ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГг.) о возможном выделении земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Устюгский сельсовет, 30 км + 000 м. (справа) автодороги «Красноярск-Енисейск», участок №, для размещения объекта придорожного сервиса (кафе), площадью <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Емельяновского района Красноярского края подготовлен акт выбора и обследования земельного участка для строительства, который согласован со всеми членами комиссии и дано заключение о том, что испрашиваемый земельный участок пригоден для размещения объекта придорожного сервиса (кафе).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Устугского сельсовета указанному земельному участку для размещения объекта придорожного сервиса (кафе) по заявлению Степановой И.В. присвоен адрес: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Устюгский сельсовет, 30 км + 000 м. (справа) автодороги «Красноярск-Енисейск», участок №.
Как следует из пояснений представителей административного истца и ответчика решение о предварительном согласовании места размещения объекта - объекта придорожного сервиса (кафе), расположенной по адресу: Россия, Красноярский край, муниципальное образование Устюгский сельсовет, 30 км + 000 м. (справа) автодороги «Красноярск-Енисейск», участок №, в нарушение вышеуказанных положений ст. 31 Земельного кодекса РФ, действовавшего на момент обращения Степановой И.В. с заявлением о выборе земельного участка для строительства, до настоящего момента администрацией Емельяновского района Красноярского края не принято.
Согласно п.1 ст. 34 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГг.) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Согласно п. 16 ст. 34 этого же Закона, в случае, если до дня вступления в силу ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 171-ФЗ органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Непринятие административным ответчиком решения, в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, действовавшего до изменений от ДД.ММ.ГГГГг., о предварительном согласовании места размещения объекта нарушают права административного истца на получение земельного участка, в связи с чем требования Степановой И.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Степановой ФИО3 к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта – удовлетворить.
Признать незаконным, бездействие Администрации Емельяновского района Красноярского края», выраженное в непринятии, согласно требований ч. 5, 6, 7 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции до вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), решения о предварительном согласовании Степановой Ирине Валерьевне по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ места размещения объекта придорожного сервиса (кафе), расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, Устюгский сельсовет, 30 км + 000 м. (справа) автодороги «Красноярск-Енисейск», участок №.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края принять решение о предварительном согласовании Степановой Ирине Валерьевне по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ места размещения объекта придорожного сервиса (кафе), расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, Устюгский сельсовет, 30 км + 000 м. (справа) автодороги «Красноярск-Енисейск», участок №
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 20.02.2016 г.).
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья
Емельяновского районного суда
Красноярского края Лукашенок Е.А.