Дело № 2-589/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре Обухович Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве, Княжпогостского района, Республики Коми 20 сентября 2018 года гражданское дело по иску Рудаковской Юлии Аркадьевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Город» о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Рудаковская Ю.А. обратилась в суд с иском к ООО «Город» о взыскании заработной платы за август 2018 года в сумме 9 000 рублей, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда в сумме 1 500 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражения относительно иска ответчик не представил.
Суд, с учетом положений статьи 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера труда.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьёй 136 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя в случае, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Данная норма Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2, 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 8 и в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель (или его уполномоченный представитель) обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из совокупного толкования норм трудового права, содержащихся в названных статьях Кодекса следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
Наличие трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на любые доказательства, указывающие на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы, поскольку работник в связи с его зависимым правовым положением не может нести ответственность за действия работодателя, на котором на основании прямого указания закона лежит обязанность по своевременному и надлежащему оформлению трудовых отношений (ст. 68 ТК РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что между истцом и ответчиком 06 августа 2018 года, был заключен трудовой договор подряда № 164/18 (л.д. 5), по условиям которого заказчик (ответчик) поручает, а исполнитель (истец) принимает на себя обязательство выполнять работы в качестве бухгалтера по начислению заработной платы работникам ООО «Город» за июль 2018 года, расчёту налогов за июль 2018 года (п. 1. Договора) в точном соответствии с заданием в срок с 06 августа по 15 августа 2018 года (п. 2., 3. Договора). За выполненную работу заказчик оплачивает исполнителю 10 345 рублей (п. 4. Договор).
Согласно п. 5 Заказчик обязуется производить начисление взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Имеется Акт сдачи-приёмки работ, выполненной по договору подряда № 164/18 от 06 августа 2018 года.
Из расчетного листа, составленного ответчиком следует, что перед истцом имеется задолженность по выплате заработной платы: за август 2018 года в сумме 9 000 руб. (с учетом вычета НДФЛ 13%).
По смыслу положений ст. ст. 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор подряда заключается для выполнения подрядчиком определенной работы по заданию заказчика, согласованной сторонами при заключении договора. Целью договора подряда является не выполнение работы как таковой, а осуществление подрядчиком действий или деятельности на основании индивидуально-конкретного задания к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату. При этом подрядчик, если иное не предусмотрено договором, самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика, вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а также промежуточные сроки без подчинения режиму работы заказчика, то есть подрядчик сохраняет положение самостоятельно хозяйствующего субъекта. Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи работы.В отличие от договора подряда, предметом трудового договора является выполнение не какой-то конкретной разовой работы, а исполнение определенных трудовых функций, входящих в обязанности работника, при этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции. По трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что договор гражданско-правового подряда от 06 августа 2018 года имеет признаки трудового договора, предусмотренные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации, а представленные в материалы дела доказательства подтверждают возникновение между истцом ООО «Город» и Рудаковской Ю.А. трудовых правоотношений. С истцом фактически был заключен срочный трудовой договор на выполнение работы бухгалтера.
Суд принимает во внимание и то, что в силу части 3 статьи 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
Данная норма Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обосновано и подлежат удовлетворению, поскольку ответчик в нарушение норм 22, 136 ТК РФ не произвел оплату причитающихся истцу сумм. С ответчика необходимо взыскать в пользу истца невыплаченную заработную плату за август 2018 года в сумме 9 000 руб.
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК Ф не представлены доказательства, опровергающие доводы истца о наличии задолженности по заработной плате за спорный период.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку ответчиком нарушены сроки выплаты заработной платы, истец имеет право на получение компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса РФ, которая подлежит исчислению со следующего дня после установленного срока выплаты, то есть с 16 августа 2018 года.
Таким образом, размер компенсации за несвоевременную выплату заработной платы истцу на день вынесения решения суда - за август 2018 года составляет – 156,60 руб. (9 000 * 7,25 % * 1/150 * 36).
Также истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав.
Часть вторая статьи 237 ТК РФ направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав.
Из разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Таким образом, суд, определяя размер компенсации, действует не произвольно, а на основе вытекающих из законодательства критериев.
Стороной ответчика в суд не представлено доказательств, позволяющих исключить вину работодателя в несвоевременной выплате работнику причитающихся денежных сумм.
С учетом вышеизложенного, установив неправомерность действий ответчика, учитывая обстоятельства данного дела, срок не выплаты заработной платы, суд, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 1 500 рублей, поскольку сам факт нарушения неправомерными действиями работодателя имущественных прав работника (невыплаты своевременно и в полном объеме причитающихся денежных сумм) является основанием для удовлетворения его требования о компенсации морального вреда, данная сумма соответствует принципам разумности и справедливости.
Поскольку истцу не выплачена заработная плата, и учитывая, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 01 августа 2018 года ООО «Город» признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыта процедура конкурсного производства, суд считает необходимым обратить решение суда в части взыскания начисленной, но невыплаченной заработной платы к немедленному исполнению.
Поскольку иск инициирован работником, который в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с ст. 333.19 НК РФ, абзацем 8 ч. 2 ст. 61.1 БК РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет МО МР «Княжпогостский» государственная пошлина в размере 700 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 211, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
Исковые требования Рудаковской Юлии Аркадьевны удовлетворить.
Взыскать с ООО «Город» в пользу Рудаковской Юлии Аркадьевны задолженность по заработной плате за август 2018 года в сумме 9 000 руб. (с учётом 13% НДФЛ), компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в размере 156,60 руб., компенсации морального вреда в размере 1 500 рублей.
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с ООО «Город» в бюджет муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 700 руб.
Ответчик вправе подать в Княжпогостский районный суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии настоящего решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2018 года в 12 час. 40 мин.
Судья О.Н. Мишина