Дело №2-1441/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 июля 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Брюховой Ю.В.,
с участием представителя ответчика Кашиной Т.Б. по доверенности,
представителя третьего лица Титовой Я.С. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Савинского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить вывоз скопления бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Савинского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить вывоз скопления бытовых отходов с территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории заброшенного племсовхоза «Савинский» на расстоянии 2,9 км от контрольной точки аэродрома «Большое Савино».
В обоснование заявленных требований указал, что Пермской транспортной прокуратурой совместно с ОАО «Международный аэропорт «Пермь» проведена проверка приаэродромной территории аэропорта «Большое Савино» на предмет наличия объектов, создающих угрозу безопасности воздушных полетов. Согласно пункту 59 Правил запрещается размещать в полосах воздушных отходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов – до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. В нарушение норм законодательства на расстоянии 2,9 км от контрольной точки аэродрома имеется заброшенный племсовхоз «Савинский», на территории которого обнаружены свалка твердых бытовых отходов и останки животных. Данное нарушение зафиксировано в акте обследования приаэродромной территории ОАО «Международный аэропорт «Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ года, фото №№ 6, 7 приложения № к акту и приложении № к акту. Скопление отходов расположено на территории Савинского сельского поселения Пермского муниципального района на земельном участке с кадастровым номером №. Данный участок расположен в границах данного поселения согласно сведениям публичной кадастровой карты, которая размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Размещение бытовых отходов вблизи аэродрома создает угрозу движения воздушных судов, поскольку увеличивает вероятность попадания птиц в двигатели судов. Просит обязать администрацию Савинского сельского поселения осуществить вывоз бытовых отходов (л.д. 33-35).
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил.
Представитель ответчика Кашина Т.Б. в судебном заседании не признала исковые требования указала на обстоятельства, что администрация сельского поселения не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Представитель третьего лица Титова Я.С. возражала против удовлетворения иска, указав, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерации, в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания имущества.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью №.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> сельское поселение, зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией.
Согласно акту обследования приаэродромной территории ОАО «Международный аэропорт «Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на обследуемой территории, на вышеуказанном земельном участке, расположены объекты недвижимости заброшенного Племсовхоза «Савинский» в 800 и от БПРМ – свалка твердых бытовых отходов, останки животных.
Согласно статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, сельских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами.
В силу пунктов 2, 3 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: кроме прочего – организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18). К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрация Савинского сельского поселения, администрация Пермского муниципального района являются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и, исходя из положений части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделены полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 8.2.3 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года № 613, предусмотрено, что на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязывать за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Методических рекомендаций.
Согласно пункту 8.2.1 Методических рекомендаций, физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления. Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления соответствующего района возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.
Материалами дела подтверждается, что несанкционированная свалка расположена на территории Савинского сельского поселения Пермского муниципального района. Установить собственника данных бытовых отходов не представилось возможным.
Действительно, статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации определяет общие обязанности землепользователей, в том числе и собственников земельных участков, среди которых – защита земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения; рекультивация нарушенных земель. Вместе с тем, указанная норма не указывает на то, что перечисленные обязанности возлагаются на собственников земельных участков в случае, если захламление земель, их порча являются следствием противоправных действий других лиц. Доказательств того, что организация несанкционированной свалки осуществлена собственником земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
При установленных обстоятельствах, не выходя за рамки заявленных требований, суд не находит оснований для возложения обязанности обеспечить вывоз скопления бытовых отходов на администрацию Савинского сельского поселения, поскольку полномочиями в данной части наделены органы местного самоуправления соответствующего района в лице администрации Пермского муниципального района, при этом требований к администрации Пермского муниципального района заявлено не было.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Савинского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить вывоз скопления бытовых отходов – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течении одного месяца со дня принятия решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Р.В. Буланков