Дело № 2-171/2016 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ковылкино 28 марта 2016г.
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Зориной С.А.,
при секретаре Тишковой О.В.,
с участием:
истицы Очкиной Г.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия - Скопцовой С.Н., действующей на основании доверенности № от 11 января 2016г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Очкиной Г.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
установил:
Очкина Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что 29 декабря 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 19 января 2016 года № ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Требуется <N> лет, а у нее имеется <N> года <N> месяцев <N> дней.
В специальный страховой стаж не засчитаны периоды нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
Также не засчитаны: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> и период учебы в Зубово-Полянском педагогическом училище с <дата> по <дата>.
Она не согласна с решением ответчика, считает его неправомерным и незаконным.
Период, когда она находилась в учебных отпусках, период по уходу за ребенком и период учебы должны были засчитаться в специальный страховой стаж, дающие право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку они установлены трудовым законодательством и связаны непосредственно с трудовой деятельностью.
В эти периоды за работником в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохраняется заработная плата, следовательно уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, что является основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховой пенсии» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года. Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года предусмотрено право на пенсию за выслугу лет: учителям, педагогам, организаторам внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований.
Также по смыслу Рекомендаций Международной организации труда №418 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальное пособие и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Период учебы в Зубово-Полянском педагогическом училище с <дата> по <дата> должен быть засчитан в специальный трудовой стаж, поскольку он предшествовал работе в связи с педагогической деятельностью. Она поступила на работу на <должность> Ст.Самаевской неполной средней школы <дата>.
Таким образом, отказывая во включении ей в специальный стаж указанных выше периодов, комиссия неправомерно ограничила ее в конституционных правах, поставила ее в неравные условия с другими категориями граждан.
Просит признать решение № от 19 января 2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным и отменить.
Обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение ей страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды:
- нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>;
- нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с <дата> по <дата>;
- учебы в Зубово-Полянском педагогическом училище Мордовской АССР: с <дата> по <дата>.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе РМ восстановить ее право на досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
16 марта 2016 года, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, истица Очкина Г.В. исковые требования уточнила, просила признать решение № от 19 января 2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным и отменить.
Обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначении ей страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
Обязать ответчика восстановить ее право на досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
В судебном заседании истица Очкина Г.В. уточненные исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Скопцова С.Н. исковые требования не признала, суду пояснила, что оспариваемые периоды не могут быть включены в специальный стаж Очкиной Г.В. для досрочного назначения ей страховой пенсии по основаниям, изложенным в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия № от 19 января 2016 года. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, что 29 декабря 2015 года истица Очкина Г.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия № от 19 января 2016 года в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» отказано ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
Фактическая продолжительность специального стажа Парфеновой И.В. по подсчетам Пенсионного фонда составила <N> года <N> месяцев <N> дней, при требуемой продолжительности специального стажа - <N> лет.
При этом, в стаж не были включены, оспариваемые периоды нахождения истицы в учебных отпусках: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях " N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях " N 400-ФЗ от 28.12.2013 года право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 11 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства от 11 июля 2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 №400-ФЗ периоды работы (деятельности) имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где в наименовании должности пунктом 1 предусмотрены должности учителя, преподавателя. Пунктом 1.1, наименования учреждений, предусмотрены общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
После заключения брака с Очкиным В.А. <дата> Денискиной Г.В. была присвоена фамилия Очкина, что следует из свидетельства о заключении брака.
Согласно диплому серии №, выданному <дата> год, регистрационный №, Денискина Г.В. (после замужества Очкина) в <дата> окончила полный курс Зубово-Полянского педагогического училища Мордовской АССР и ей присвоена <должность> по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы».
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истицы №, заполненной <дата>, следует, что приказом № от <дата> Очкина Г.В. назначена <должность> в Ст.Самаевскую неполную среднюю школу Ковылкинского района.
Приказом № по Ковылкинскому РОНО от <дата> Очкина Г.В. с <дата> переведена <должность> в Рыбкинскую среднюю школу.
На основании распоряжения главы МО Ковылкино № от <дата> Рыбкинская средняя общеобразовательная школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Рыбкинская средняя общеобразовательная школа»
Приказом № от <дата> по МОУ «Рыбкинская СОШ» Очкина Г.В. переведена <должность> данной школы.
Из вышеуказанной трудовой книжки следует, что Очкина Г.В. по настоящее время работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Рыбкинская средняя общеобразовательная школа» учителем русского языка и литература, мокшанского языка и литературы.
Таким образом, факт занятия Очкиной Г.В. педагогической деятельностью сторонами не оспаривался, также установлен справкой, подтверждающей выполнение работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, имеющейся в пенсионном деле.
Однако из решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия № от 19 января 2016 года следует, что Очкиной Г.В. было отказано в досрочном назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по п. 19 ч.1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № от <дата> из-за отсутствия стажа на соответствующих видах работ, требуется <N> лет, имеется <N> года <N> месяцев <N> дней.
В специальный страховой стаж не засчитаны оспариваемые истицей периоды нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
Установлено, что в период работы в МОУ «Рыбкинская средняя общеобразовательная школа» Очкина Г.В. училась в Мордовском государственном педагогическом институте «им. М.Е. Евсевьева», окончив его в 1995 году, что подтверждается дипломом о высшем образовании серии №, выданному <дата>, регистрационный №, согласно которому Денискиной Г.В. (после замужества Очкиной) присвоена квалификация учителя начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования».
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы и в период нахождения в оплачиваемых дополнительных ученических отпусках за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, выраженной в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 года, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за начислением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Следовательно, периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, пояснений истицы Очкиной Г.В. в указанные спорные периоды за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Учитывая, что в вышеуказанные периоды работы истица являлась педагогическим работником, за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, спорные периоды подлежат включению в её в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях » №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно заявлению, истица Очкина Г.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 29 декабря 2015 года.
Судом установлено, что на дату обращения истица имела 25 лет 0 месяцев 4 дня (24 года 06 месяцев 13 дней - принятый к зачету Пенсионным органом + 5 месяцев 21 день - принятый зачету по решению суда) необходимый специальный стаж для досрочного назначения данного вида пенсии.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика назначить Очкиной Г.В. досрочную страховую пенсию с момента подачи заявления в пенсионный орган, то есть с 29 декабря 2015 года.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Очкиной Г.В. удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия № от 19 января 2016 года об отказе Очкиной Г.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть Очкиной Г.В. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Очкиной Г.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 29 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: подпись.
<данные изъяты>.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия: С.А. Зорина
Секретарь суда: