Решение по делу № 2-537/2012 ~ М-423/2012 от 17.10.2012

Дело № 2-537/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2012 года                             г. Долинск

Долинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи -         Савиновой О.П.

при секретаре -                 Самолетовой Т.А.

с участием истца Васильева Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску Васильева Ю.В., третьи лица – Васильева Л.В., Васильев К.Ю. к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский», третье лицо – администрация МО ГО «Долинский» о признании право пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец Васильев Ю.В. обратился в Долинский городской суд с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» о признании право пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что 06.03.1990 года он был вселен в вышеуказанное жилое помещение, имеющее статус общежития. Впоследствии общежитие было передано в муниципальную собственность. На заявление о заключении договора социального найма ответчиком истцу отказано, поскольку отсутствует ордер на жилое помещение.

Определением Долинского городского суда от 26.10.2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца привлечены Васильева Л.В., Васильев К.Ю., на стороне ответчика - администрация МО ГО «Долинский».

В судебном заседании 13.11.2012 года, 29.11.2012 года представитель КУМС и администрации МО ГО «Долинский» по доверенности Дюкарева Н.В. против удовлетворения исковых требований возражала, поскольку у истца отсутствуют документы, подтверждающие законность вселения в спорное жилое помещение. Третьи лица Васильева Л.В. и Васильев К.Ю. в судебном заседании 29.11.2012 года исковые требования Васильева Ю.В. поддержали и просили их удовлетворить. В настоящее судебное заседание представитель КУМС и администрации МО ГО «Долинский», третьи лица Васильева Л.В. и Васильев К.Ю. не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика, третьего лица Дюкарева Н.В. просила рассмотреть дело без своего участия, о чем в деле имеется телефонограмма.

В судебном заседании Васильев Ю.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просит их удовлетворить. Дополнительно пояснив, что жилое помещение по адресу: с. Углезаводск, ул. Торговая, 4-б кв. 11, в 1990 году было предоставлено ему, как работнику завода ЖБИ, куда он и члены его семьи (жена и сын) были вселены, а 06.03.1990 года зарегистрированы. До настоящего времени проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, содержит её и производит текущий ремонт.

Выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ (ред. от 02.10.2012) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.ст. 4-7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК РСФСР).

Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК РСФСР).

В соответствии со ст.ст. 28-30, 40, 43, 47 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

Согласно ст. ст. 109-110 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК РСФСР).

Судом установлено, что на момент вселения истца в квартиру <адрес> здание имело статус «общежитие». Постановлением мэра МО Долинский район № от ДД.ММ.ГГГГ года здание общежития по адресу: <адрес>», было принято от ОАО «УЗЖБИ» в муниципальную собственность и передано в доверительное управление ООО «Углезаводск». Решением собрания МО ГО «Долинский» № от ДД.ММ.ГГГГ года здание по адресу: с. <адрес> внесено в реестр объектов жилого фонда МО ГО «Долинский», то есть с него снят статус «общежитие».

В ходе рассмотрения гражданского дела установлено и подтверждено исследованными доказательствами, что в 1990 году директором ООО «Углезаводские ЖБИ» истцу была предоставлена квартира по адресу: с<адрес>, куда он и члены его семьи (третьи лица) были вселены. Фактически данное жилое помещение является изолированной квартирой, с ванной и кухней. До настоящего времени истец проживает по месту регистрации, оплачивает коммунальные услуги и найм жилья, содержит жилое помещение и производит текущий ремонт.

Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что с 1977 года по 1993 год работала на заводе ЖБИ, а с 1981 года являлась председателем профсоюзного комитета. Ей известно, что с момента сдачи общежития в эксплуатацию администрацией завода по согласованию с профсоюзным комитетом Васильеву Ю.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. С этого же времени истец и члены его семьи проживают по указанному адресу.

То обстоятельство, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу, как работнику завода ЖБИ, не ставит под сомнение законность вселения Васильева Ю.В. и членов его семьи в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку впоследствии требования об освобождении данного жилого помещения семье Васильева не предъявлялось, с иском о выселении в суд ООО «Углезаводские ЖБИ» не обращалось.

Таким образом, судом установлено, что администрацией ООО «Углезаводские ЖБИ», в установленном на тот момент порядке, истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес>, куда он был вселен, а 06.03.1990 года зарегистрирован. Поскольку ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что Васильев Ю.В. самовольно вселился в спорное жилое помещение, суд считает установленным факт законного вселения истца в жилое помещение по адресу: <адрес>

Как следует из материалов дела, общежитие по адресу: <адрес>», было принято в ноябре 2003 года от ОАО «УЗЖБИ» в муниципальную собственность, то есть на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона, указанное общежитие уже являлось муниципальной собственностью и с проживавшими в нем гражданами должны были быть заключены договоры социального найма. Включение общежития в реестр специализированного жилого фонда МО ГО «Долинский в июне 2007 года противоречило законодательству. С мая 2011 года жилое помещение по адресу: <адрес>, значится в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО ГО «Долинский», то есть не относится к специализированному жилищному фонду.

Из ст. 7 Вводного закона (ред. от 02.10.2012) следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и ЖК РФ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, Васильев Ю,В. фактически пользуется изолированной квартирой по адресу: <адрес>, с 1990 года.

В настоящее время статус «общежитие» с жилого дома по адресу: <адрес> снят, поэтому, в силу закона, к отношениям по пользованию спорным жилым помещением должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Кроме этого, в силу действовавшего на момент вселения Васильева Ю.В. жилищного законодательства, он, как проживающий в общежитии, считался нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Поскольку Васильев Ю.В. в 1990 году на законных основаниях вселился в жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставленное ему, по месту работы, как лицу, нуждающемуся в жилье, проживает в нем фактически на условиях социального найма, так как добросовестно вносит за это плату, не может быть выселен без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, поэтому суд признает за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Суд также учитывает то, что ответчиком, в установленном законом порядке, Васильев Ю.В. и члены его семьи не признавались не приобретшими право пользования спорным жилым помещением, не предъявлялись к ним и встречные требования о выселении.

Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно действующему Положению о КУМС, утвержденному 27.01.2010 года, он является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Поскольку квартира по адресу: <адрес>, является

муниципальной собственностью, обязанность заключить договор социального найма с Васильевым должна быть возложена именно на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Васильевым Ю.В. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» обязанность заключить договор социального найма с Васильевым Ю.В. на жилое помещение по адресу: <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий – О.П.Савинова

Мотивированное решение составлено 21 декабря 2012 года.

2-537/2012 ~ М-423/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
васильев Юрий Васильевич
Ответчики
кумс мо го "долинский"
Суд
Долинский городской суд Сахалинской области
Судья
Савинова Ольга Павловна
Дело на сайте суда
dolinskiy.sah.sudrf.ru
17.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2012Передача материалов судье
18.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2012Судебное заседание
29.11.2012Судебное заседание
18.12.2012Судебное заседание
05.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее