Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-252/2021 ~ М-232/2021 от 28.06.2021

Дело № 2-252/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й     Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи                             Науменко В.М.,

с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Волгоградской области

Полубоярова А.Г.,

при секретаре                                     Королевой В.Р.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2021 года в р.п. Октябрьский дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, администрации Ивановского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, администрации Ковалевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении поставить объекты недвижимого имущества на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении поставить объект недвижимого имущества на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении поставить объект недвижимого имущества на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении поставить объект недвижимого имущества на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ковалевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении поставить объект недвижимого имущества на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Определением Октябрьского районного суда Волгоградской области от 20 июля 2021 года указанные дела объединены в одно производство в соответствии со ст. 151 ГПК РФ.

В обоснование заявленных исковых требований прокурором указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в области обращения с биологическими отходами в деятельности администраций Ильменского, Васильевского, Ивановского, Ковалевского сельских поселений Октябрьского муниципального района, Волгоградской области, по результатам проведенных проверок установлено, что на территории Ильменского сельского поселения (координаты N 48.229330 E43.153328), Васильевского сельского поселения (координаты N 48.132102, E 43.862908), Ивановского сельского поселения (координаты N 48.177817, E 43.696740), Ковалевского сельского поселения (координаты N 47.971431, E 43.765061) расположены скотомогильники.

Указанные скотомогильники в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу, при этом сведения о зарегистрированных правах физических и юридических лиц на скотомогильники, находящиеся на территории Ильменского, Васильевского, Ивановского, Ковалевского сельского поселения, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Земельные участки, на которых расположены скотомогильники являются зонами специального назначения, влияющие на состояние подземных вод (Градостроительный кодекс РФ, Водный кодекс РФ). Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.

Прокурором указано, что в силу ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, что установлено п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, а также п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

В нарушение указанных требований законодательства администрации Ильменского, Ивановского, Васильевского, Ковалевского сельских поселений не предприняли мер по постановке указанных скотомогильников на учет в качестве бесхозяйных, не обратившись в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с соответствующими заявлениями, чем нарушили права граждан на благоприятную окружающую среду.

При этом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.

        Указанные нарушения отражены во внесенных 30.09.2019 года прокуратурой района в адрес глав администраций Ильменского, Васильевского, Ивановского, Ковалевского сельских поселений представлениях об устранении выявленных нарушений.

Однако, в своих в ответах администрации Ильменского, Васильевского, Ивановского сельских поселений не согласились с доводами представления, меры к постановке скотомогильников на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества не приняли, а в ответе администрации Ковалевского сельского поселения указано на мероприятия, которые планируется провести для постановки вышеуказанного скотомогильника на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

        Вместе с тем, согласно информации, предоставленной администрациями Ковалевского сельского поселения от 01.06.2021 года, Ильменского сельского поселения от 01.06.2021 года, Васильевского сельского поселения от 31.05.2021 года, Ивановского сельского поселения от 03.06.2021 года по состоянию на даты предоставления информации скотомогильники по прежнему собственника не имеют, бесхозяйными не признавались.

Таким образом, ответчиками не созданы безопасные условия проживания граждан, круг которых постоянно изменчив, в связи с чем прокурор просил, с учётом уточнения исковых требований, обязать администрации:

Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи скотомогильник (координаты N 48.132102, Е 43.862908), расположенный по адресу: Васильевское сельское поселение Октябрьского района Волгоградской области;

Ковалевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи скотомогильник (координаты N 47.971431, Е 43. 765061), расположенный по адресу: Ковалевское сельское поселение Октябрьского района Волгоградской области;

Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи скотомогильник (координаты N 48.229330, Е 43. 153328), расположенный по адресу: Ковалевское Васильевское сельское поселение Октябрьского района Волгоградской области;

Ивановского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи скотомогильник (координаты N 48.177817, Е 43. 696740), расположенный по адресу: Ивановское сельское поселение Октябрьского района Волгоградской области.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Октябрьского района Волгоградской области Полубояров А.Г. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащем образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования не признали.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований Комитета ветеринарии Волгоградской области, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на согласие с предъявленными исковыми требованиями.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68 - ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

К вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с п.8 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.

Кроме того, указанные полномочия органов местного самоуправления конкретизированы в ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокурором Октябрьского района Волгоградской области проверки установлено, что территории Ильменского сельского поселения (координаты N 48.229330 E43.153328), Васильевского сельского поселения (координаты N 48.132102, E 43.862908), Ивановского сельского поселения (координаты N 48.177817, E 43.696740), Ковалевского сельского поселения (координаты N 47.971431, E 43.765061) расположены скотомогильники.

Указанное обстоятельство установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами.

        30.09.2019 года прокуратурой района в адрес глав администраций Ильменского, Васильевского, Ивановского, Ковалевского сельских поселений были внесены представления об устранении выявленных нарушений, путем направления соответствующих заявлений о постановке на учёт в качестве бесхозяйных указанных объектов недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако, в своих в ответах администрации Ильменского, Васильевского, Ивановского сельских поселений не согласились с доводами представления, меры к постановке скотомогильников на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества не приняли, а в ответе администрации Ковалевского сельского поселения указано на мероприятия, которые планируется провести для постановки вышеуказанного скотомогильника на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно информации, предоставленной администрациями Ковалевского сельского поселения от 01.06.2021 года, Ильменского сельского поселения от 01.06.2021 года, Васильевского сельского поселения от 31.05.2021 года, Ивановского сельского поселения от 03.06.2021 года по состоянию на даты предоставления информации скотомогильники по прежнему собственника не имеют, бесхозяйными не признавались, те же обстоятельства следуют из информации, предоставленной ответчиками в адрес Комитета ветеринарии Волгоградской области.

Согласно ч. 2 ст. 57 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в силу ст. 1 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    В соответствии ч. 3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи, а в силу п. 14 той же статьи определено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ч. 2 ст.11 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с которой, органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О ветеринарии», под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а в силу ст.2.1 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, в том числе при утилизации биологических отходов    (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным).

В соответствии с п. п. 1.6, 1.7 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

Пункт 1.8 данных правил устанавливает, что категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

Таким образом, захоронение биологических отходов без использования скотомогильников, а также с нарушением ветеринарно-санитарных правил может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе, к распространению болезней общих для человека и животных, при этом меры по предотвращению такой ситуации на территории Ильменского, Васильевского, Ивановского, Ковалевского сельских поселений должны быть реализованы, в том числе путем постановки бесхозяйных скотомогильников на специальный учет.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Закона Волгоградской области от 25.12.2017 № 130-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения    от болезней,    общих для    человека и    животных,    в части реконструкции и содержания скотомогильников (биотермических ям)» органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области передаются отдельные государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения    от болезней,    общих для человека и    животных, в части реконструкции и содержания скотомогильников (биотермических ям).

Согласно приложениям 2 и 4 вышеуказанного Закона данные полномочия возложены, в том числе на администрации Васильевского, Ильменского, Ивановского, Ковалевского сельских поселений Октябрьского района Волгоградской области.

    Согласно писем администраций Васильевского, Ильменского, Ивановского, Ковалевского сельских поселений Октябрьского района Волгоградской области указанные скотомогильники собственника не имеют, таким образом, поскольку все выше указанные скотомогильники находятся в границах сельских поселений, не имеют собственника и могут быть приняты в качестве бесхозяйных вещей на учет только по заявлению органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором исковых требований и, соответственно, об удовлетворении иска.

    В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ В случае, если принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд учитывает, что требуемый прокурором срок для исполнения судебного решения является достаточным, ввиду чего суд приходит к выводу об удовлетворения иска и в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрации: Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи скотомогильник (координаты N 48.132102, Е 43.862908), расположенный по адресу: Васильевское сельское поселение Октябрьского района Волгоградской области; Ковалевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи скотомогильник (координаты N 47.971431, Е 43. 765061), расположенный по адресу: Ковалевское сельское поселение Октябрьского района Волгоградской области; Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи скотомогильник (координаты N 48.229330, Е 43. 153328), расположенный по адресу: Ковалевское Васильевское сельское поселение Октябрьского района Волгоградской области; Ивановского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи скотомогильник (координаты N 48.177817, Е 43. 696740), расположенный по адресу: Ивановское сельское поселение Октябрьского района Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда.

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2021 года с применением технических средств.

Судья. подпись.

Копия верна. Судья                В.М. Науменко

2-252/2021 ~ М-232/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района
Ответчики
Администрация Ильменского сельского поселения
Администрация Ивановского сельского поселения
Администрация Ковалевского сельского поселения
Администрация Васильевского сельского поселения
Другие
Комитет Ветеринарии Волгоградской области
Суд
Октябрьский районный суд Волгоградской области
Судья
Науменко Владимир Михайлович
Дело на странице суда
oktab--vol.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2021Передача материалов судье
29.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2021Предварительное судебное заседание
17.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.08.2021Судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
26.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2022Дело оформлено
12.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее