Дело №2-186/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 августа 2020 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием представителя истца Базюк Л.Н. – Полевого Л.О.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базюк Л. Н. к Администрации Пряжинского национального муниципального района, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании договора аренды земельного участка действующим, признании преимущественного права на заключение договора аренды, понуждении заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Базюк Л.Н. обратилась в суд с иском по тем основанием, что 30.01.2015 между ней и Администрацией Пряжинского национального муниципального района заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства сроком до 30.01.2020. Положениями договора предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок. В настоящее время права арендатора по договору перешли к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия. 04.05.2016 Администрацией Пряжинского района истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке со сроком действия до 04.05.2026. Истцом надлежащим образом исполняются обязательства по договору в части внесения арендной платы, в том числе внесена арендная плата по истечении срока действия договора аренды на основании уведомления от 03.06.2020. В силу объективных причин истец не успела завершить строительство жилого дома в течение срока действия договора аренды, однако осуществила подведение электричества к земельному участку. На основании изложенных в иске обстоятельств просит суд: признать договор аренды продленным и действующим не менее, чем до 31.12.2020 и не более, чем до 30.01.2035; признать за истцом право арендатора по договору по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок в согласованных сторонами условиях; понудить надлежащего ответчика заключить договор аренды на новый срок после истечения срока действия договора аренды от 30.01.2015.
В последующем истец изменила исковые требования, просила признать договор аренды действующим и возобновленным на неопределенный срок.
Изложенную в иске позицию представитель истца Полевой Л.О. изложил в судебном заседании, поддержав исковые требования в измененной редакции.
Истец, представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 29.09.2014 № (с учетом изменений, внесенных постановлением от 30.01.2015 №) истцу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов), категория земель – земли населенных пунктов, местоположение – <адрес>.
30 января 2015 года между истцом и Администрацией Пряжинского национального муниципального района заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства сроком до 30.01.2020. 05.05.2016 истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, со сроком действия до 04.05.2026. В период действия договора аренды строительство индивидуального жилого дома завершено не было, однако выполнены работы по обеспечению электроснабжения создаваемого домовладения. Истцом надлежащим образом осуществлялись обязанности по внесению арендной платы, последний платеж внесен 16.03.2020, то есть по истечении срока действия договора аренды.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015, т.е. на момент заключения договора аренды), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Республики Карелия от 25 декабря 2015 года №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона №137-ФЗ, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01.01.2016 полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 3 Закона Республики Карелия №1980-ЗРК полномочия, указанные в статье 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Как следует из подпункта 39 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Положениями приведенных нормативных правовых актов Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия же арендодателя по действующим договорам аренды Министерству не переданы. Об этом свидетельствуют, в том числе, положения статьи 5 Закона Республики Карелия №1980-ЗРК. Принципиальная правомерность именно такого подхода к рассмотрению гражданских дел подобной категории обозначена в кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2019 года №88-2221/2019.
При таких обстоятельствах Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не является стороной заключенного договора аренды, права аренды по указанному договору ему не переходили ни в силу закона, ни в силу соглашения.
С учетом объема исковых требований, поддержанных стороной истца на момент рассмотрения дела по существу, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Пряжинского национального муниципального района.
Оценивая обоснованность указанных исковых требований, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Положения пункта 2 статьи 621 ГК РФ о возобновлении договора аренды на неопределенный срок применяются, в том числе, к договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, для заключения которых до 1 марта 2015 года не требовалось проведения торгов.
В соответствии с разъяснениям, приведенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, прямо не исключено применение положений пункта 2 статьи 621 ГК РФ к договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае, когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
Действовавшая ранее редакция ЗК РФ, его статьи 28-30, не исключали возможности предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, без проведения торгов. С учетом изложенных установленных судом обстоятельств, применение положений пункта 2 статьи 621 ГК РФ в настоящем деле является допустимым.
Принципиальная правомерность именно такого подхода к рассмотрению подобного рода споров обозначена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 23 Обзора судебной практики №2 (2020), утвержденного 22 июля 2020 года.
Из материалов дела следует, что 03.03.2020, т.е. по истечении срока действия договора аренды, арендодатель (Администрация Пряжинского национального муниципального района) направил истцу уведомление о необходимости внесения арендной платы за 2020 год, что было и осуществлено супругом истца 16.03.2020 (л.д. 21). Тем самым стороны выразили волю на продолжение действия договора аренды, а потому, с учетом положений пункта 2 статьи 621 ГК РФ, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
С учетом того обстоятельства, что стороной истца не поддержаны в судебном заседании первоначально заявленные исковые требования (признать договор аренды продленным и действующим не менее, чем до 31.12.2020 и не более, чем до 30.01.2035; признать за истцом право арендатора по договору по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок в согласованных сторонами условиях; понудить надлежащего ответчика заключить договор аренды на новый срок после истечения срока действия договора аренды от 30.01.2015), однако и в предусмотренной процессуальной форме отказ от таких исковых требований не заявлен, в удовлетворении таких исковых требований суд считает необходимым отказать. Удовлетворение исковых требований в уточненной редакции исключает возможность удовлетворения исковых требований в редакции первоначальной. Применительно к ответчику – Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия – исковые требования подлежат отклонению как заявленные к ненадлежащему ответчику.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком. Ответчиками не было допущено нарушения прав истца, в связи с чем судебные расходы с ответчиков в пользу истца не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Договор аренды земельного участка № от 30 января 2015 года, заключенный между Администрацией Пряжинского национального муниципального района и Базюк Л. Н., считать возобновленным на неопределенный срок.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со статьей 199 ГПК РФ решение в окончательной форме принято 26 августа 2020 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 28 сентября 2020 года