Дело № 2-838/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2018 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Чупровой К.В.,
с участием истца Акентьевой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акентьева Т.П. к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района Шилкинский район, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству сельского хозяйства Забайкальского края о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, обращении решения суда к немедленному исполнению,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что она состояла в зарегистрированном браке с Акентьевым О.Н., совместно они приобрели земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок использовали для выращивания сельскохозяйственных культур.
В результате произошедшего в июле 2018 года наводнения, земельный участок попал в зону затопления, урожай полностью погиб.
Ей было отказано во включении в списки на получение компенсации в связи с утратой урожая в связи с отсутствием документов о праве собственности на земельный участок.
С учетом изложенного, просит суд:
- признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года;
- обязать Администрацию муниципального района «Шилкинский район» включить ее в списки граждан для выплаты компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве;
- в силу ст. 212 ГПК РФ, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец полностью поддержала заявленные требования, также пояснила суду, что земельный участок был приобретен в браке на имя ее мужа, который в настоящее время умер, она оформляет свои наследственные права к его имуществу. Считает, что ей необоснованно было отказано во включении в списки пострадавших.
Представитель Администрации городского поселения «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о времени и мете слушания дела уведомлен должным образом.
Глава Администрации муниципального района «Шилкинский район» Воробьев С.В. в письменном отзыве указал, что обязательным условием для выплат является предоставление выписки их похозяйственной книги на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации и дату после возникновения чрезвычайной ситуации, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Нарышкин Е.Г., действующий на основании доверенности, в письменном отзыве на иск ссылается на то, что порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате ЧС единовременной материальной помощи в случае нарушения условий их жизнедеятельности и оказания финансовой помощи в случае утраты ими имущества первой необходимости, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила), для выплаты компенсации необходимо подтверждение факта постоянного проживания и регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, пострадавшим от ЧС и в соответствии с актом органа местного самоуправления о фактическом нарушении условий жизнедеятельности человека. Степень утраты имущества первой необходимости определяется в акте, составляемом комиссией органа местного самоуправления (п. 1.1. Правил).
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости формируются на основании их заявлений и актов комиссионного обследования утраченного имущества.
На основании составленных списков Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края подготавливаются сводные списки о количестве граждан, нуждающихся в выплате компенсаций и подписываются руководителем Министерства финансов Забайкальского края, который осуществляет проверку в списках и сводных списках данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Затем указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам предоставляются для согласования в УМВД России по Забайкальскому краю и в Главное управление МСЧ России по Забайкальскому краю.
Просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, позиция по заявленным требованиям в отзыве не отражена.
Представитель УМВД по Забайкальскому краю Корчагина Е.Г., действующая на основании доверенности, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя УМВД, в письменном отзыве указала, что земельный участок используется истцом самовольно, чьи – либо права на него не оформлены, просила в иске отказать.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Кафтанчикова Е.С., действующая на основании доверенности в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. По ее мнению, плодоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество, поскольку, не достигнув созревания в наступающем сезоне вследствие ЧС, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу, как объекту гражданских прав. Ссылается на то, что в полномочия Министерства не входит признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от ЧС на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от ЧС на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости.
Представитель Правительства Забайкальского края Алферова И.А., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве указала, что при рассмотрении вопроса о возмещении ущерба владельцам личных подсобных хозяйств, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера, выписка из похозяйственной книги подтверждает наличие посевных площадей сельскохозяйственных культур и является одним из обязательных документов, необходимых для получения компенсации вследствие утраты урожая. Не предоставление полного пакета документов лишает заявителя права на получение компенсации вследствие утраты урожая. Считает з0аявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве считает, что Министерство не надлежащий ответчик, поскольку бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне ЧС, выделяются из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.
Просит привлечь в качестве ответчика Министерство финансов РФ.
Представитель Министерства сельского хозяйства Забайкальского края Алферова И.А., действующая на основании доверенности, ссылаясь на нормы права приводит доводы о том, что граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.
В силу части 1 статьи 8 ФЗ-№112 «О личном подсобном хозяйстве», учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений органами местного самоуправления городских округов.
Во исполнение части 1 статьи 8 ФЗ-№112, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 345 утверждена форма и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений,предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобноехозяйство.
Граждане, являющиеся владельцами личных подсобных хозяйств, проживающие натерритории Забайкальского края, при наличии правовых оснований в установленном порядке предоставляют подготовленные пакеты документов в управления (отделы) сельского хозяйства муниципальных районов Забайкальского края, которые направляют подготовленные пакеты документов в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края для проверки и направления в Министерство сельского хозяйства России, в ФГБУ «Россельхозцентр».
При рассмотрении вопроса о возмещении ущерба владельцам личных подсобныххозяйств, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера, выписка изпохозяйственной книги подтверждает наличие посевных площадей сельскохозяйственных культур и является одним из обязательных документов, необходимых для получения компенсации вследствие утраты урожая, сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
Не представление полного пакета документов, предусмотренных Порядком №113, лишает заявителя права на получение компенсации вследствие утраты урожая,сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
В связи с чем, требования, заявленные истцом в исковом заявлении, считает неподлежащими удовлетворению.
С учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, брак между Акентьева О.Н. и Головиной Т.П. был заключен 23 октября 1986 года.
Как видно из свидетельство о регистрации права Акентьева О.Н. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, данный земельный участок был приобретен в собственность на основании договора купли-продажи от 06 марта 2001 года.
21 апреля 2018 года Акентьев О.Н. умер.
В силу статьи 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону наследование по закону имеет место, когда оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим кодексом.
Согласно ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
По смыслу ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец является женой умершего Акентьева О.Н. и наследником первой очереди к его имуществу.
Из ответа нотариуса Бурдинской В.В. следует, что в ее производстве имеется наследственное дело к имуществу Акентьева О.Н., наследником, принявшим наследство является Акентьева Т.П..
Кроме того, поскольку указанный выше земельный участок был приобретен в период зарегистрированного брака, он является общим имуществом супругов и Акентьева Т.П. имеет право на обязательную долю в праве собственности на спорный земельный участок в размере ? доли, как пережившая супруга.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец фактически являлась долевым собственником спорного земельного участка на момент его приобретения, кроме того, она приняла наследственное имущество после смерти мужа, в том числе указанный выше земельный участок.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018г. № 45, с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» Воробьевым С.В. от 11 июля 2018 года № 299 на территории муниципального района «<адрес>» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Согласно указанного постановления, город Шилка отнесен к Зоне № 4, в том числе, с указанием <адрес>, №.
Аналогичные сведения содержатся в представленной в материалы дела справке, о том, что жилой дом по указанному адресу попал в зону затопления.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» Воробьевым С.В. от 09 июля 2018 года № 293 создана межведомственная комиссия по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации.
В соответствии с данным Постановлением, главе городского поселения «Шилкинское» указано сформировать в поселении комиссию по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации, связанной с паводковыми явлениями; организовать работу комиссии по обследованию жилых домов, имущества граждан, муниципального имущества, объектов социальной сферы и дорожной инфраструктуры попавших в зону подтопления.
При этом, межведомственной комиссии муниципального района указано организовать прием, обобщение поступающих актов обследования и направления их для принятия решения по возмещению ущерба в Правительство Забайкальского края.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацииприродного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право накомпенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно классификации, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба, выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального регионального, межрегионального и федерального характера.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом «а» пункта 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и федерального характера, включая погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате указанных чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 3 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов изфедерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного врезультате чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1441 (далее – Правила №1441), установлено, что компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется вследствие воздействия природных явлений, в том числе наводнения.
В соответствии с пунктом 4 Правил №1441, оценка ущерба, порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, устанавливается и осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 марта 2015 года № 113 утвержден Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, в соответствии с которым определено, что правом на компенсацию ущерба наделены сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе владельцы личных подсобных хозяйств.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, осуществления оценки ущербасельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РоссийскойФедерации от 26 марта 2015 года №113 (далее - Порядок №113), для проведения оценкиущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ряд документов, в том числе:
а) решение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации;
в) информацию о стихийных гидрометеорологических явлениях, предоставляемую, согласно Положению об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды»;
г) выписку из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату,предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и на дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера;
д) копию основного государственного регистрационного номера (ОГРН) длясельскохозяйственных товаропроизводителей и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) для владельцев личных подсобных хозяйств;
е) акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (далее - Комиссия);
ж) цветные фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, с указанием на обороте даты и времени съемки, вида чрезвычайной ситуации природного характера, наименования пострадавшего сельскохозяйственного товаропроизводителя, общей площади поля и площади гибели сельскохозяйственной культуры, полного наименования пострадавшей сельскохозяйственной культуры, которые должны быть заверены подписью и печатью руководителя Комиссии.
В соответствии с подпунктом 1 частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря: 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - ФЗ - №112).
Согласно статьи 2 ФЗ-№112, личное подсобное хозяйство - форма предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Статьей 3 ФЗ-№112, право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
.
Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что земельные участки подлежат государственной регистрации.
Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.
В силу части 1 статьи 8 ФЗ-№112, учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений органами местного самоуправления городских округов.
Во исполнение части 1 статьи 8 ФЗ-№112, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 345 утверждена форма и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений,предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобноехозяйство.
Как следует из отзыва представителя Министерства сельского хозяйства Забайкальского края, граждане, являющиеся владельцами личных подсобных хозяйств, проживающие на территории Забайкальского края, при наличии правовых оснований в установленном порядке предоставляют подготовленные пакеты документов в управления (отделы) сельского хозяйства муниципальных районов Забайкальского края, которые направляют подготовленные пакеты документов в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края для проверки и направления в Министерство сельского хозяйства России, в ФГБУ «Россельхозцентр».
Таким образом, при рассмотрении вопроса о возмещении ущерба владельцам личных подсобных хозяйств, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера, выписка из похозяйственной книги подтверждает наличие посевных площадей сельскохозяйственных культур и является одним из обязательных документов, необходимых для получения компенсации вследствие утраты урожая, сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
Не представление полного пакета документов, предусмотренных Порядком №113, лишает заявителя права на получение компенсации вследствие утраты урожая,сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что истец является владельцем земельного участка, попавшего в зону наводнения, расположенного по адресу: <адрес>.
27 июля 2018 года Акентьева Т.П. обратилась в Администрацию муниципального района «Шилкинский район» с заявлением о возмещении ущерба, причиненного утратой урожая.
18 июля 2018 года был составлен акт обследования земельного участка, пострадавшего в результате наводнения, определена площадь земельного участка – 9,5 соток, вид посадок - картофель.
Вместе с тем, главой муниципального района «Шилкинский район» Воробьевым С.В. было отказано истцу во включении в списки пострадавших на выплату компенсации причиненного ущерба, поскольку в предоставленных документах на выплату отсутствует выписка из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и дату, после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что на момент произошедшего наводнения истец являлась владельцем пострадавшего земельного участка, при этом, отсутствие выписки из похозяйственной книги, в данном случае, не должно влиять на ее права на получение причитающейся компенсации вследствие утраты урожая.
По мнению суда, требования истца в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
У суда не имеется оснований для признания ненадлежащими ответчиками по делу Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 30.05.2018) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, при этом, выплата денежных средств гражданам производится с участием указанных ответчиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Требование истца об обращении решения суда к немедленному исполнению удовлетворению не подлежит, поскольку суд не усматривает наличие условий для обращения решения к немедленному исполнению в данной ситуации.
Руководствуясь ст.194, 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Акентьева Т.П. удовлетворить частично.
Признать Акентьева Т.П. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года.
Обязать Администрацию муниципального района «Шилкитнский район» включить Акентьева Т.П. в списки граждан для выплаты компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
В удовлетворении требований об обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2018 года
Судья И.П. Сатина
Решение не вступило в законную силу.
Оригинал решения суда подшит в материалы гражданского дела № 2-838/2018 Шилкинского районного суда Забайкальского края.