РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2022 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Смоловой Е.К.,
секретаря судебного заседания Зиминой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ГУ Самарское региональное отделение ФСС РФ в лице Филиала №6 об обязании выделить спецавтотранспорт согласно программе реабилитации,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ СРО фонда социального страхования РФ в лице филиала №6 об обязании выделить спецавтотранспорт согласно программе реабилитации. В обоснование требований указано, что истец с 2008 года является инвалидом второй группы (бессрочная), заболевание профессиональное, бронхиальная астма. При освидетельствовании в ГБМСЭ по Самарской области истцу были установлены показания для обеспечения специальным автотранспортом с обычным управлением в соответствии с «Перечнем медицинских показания на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением», утвержденным Министерством здравоохранения СССР 11.08.1970 года. При освидетельствовании в главном бюро СМЭ 13.02.2012 года наличие медицинских показаний на обеспечение транспортным средством с ручным управлением по последствиям полученной формы эмфиземы легких (пневмосклерозы), подтверждено. В соответствии с указанными медицинскими показаниями в 2012 года истцу был предоставлен автомобиль. По истечении семи лет эксплуатации указанный автомобиль должен быть заменен на другой автомобиль. По истечении семи лет эксплуатации истец обратился в органы социальной защиты с заявлением о замене автомобиля, но истцу отказали, с чем он не согласен.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит обязать ГУ- Самарское РО Фонда социального страхования РФ филиал №6 произвести замену предоставленного спецавтомобиля на другой спецавтомобиль за счет средств федерального бюджета.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 в судебном заседании поддержали исковое заявление, просили удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ- Самарское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №6) ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что ФИО1 повредила здоровье вследствие профессионального заболевания, полученного ДД.ММ.ГГГГ в период работы в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский военно- медицинский институт» Министерства обороны Российской Федерации. Ежемесячные выплаты и оплата дополнительных расходов были назначены и выплачивались истцу Филиалом №7 ГУ-СРО ФСС РФ. С ДД.ММ.ГГГГ функции по выплате обеспечения по страхованию всем лицам, имеющих право на получение обеспечения по страхованию в виде дополнительных видов помощи и в соответствии с разработанными программами реабилитации пострадавших и (или) ежемесячных страховых выплат, возложена на Филиал №6. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Филиал №6 с заявлением об обеспечении автомобилем. Письмом Филиала от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был разъяснен порядок предоставления Фондом автотранспортного средства. По настоящее время истцом не предоставлено решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у заявителя медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению (в том числе предоставляется при обращении заявителя за обеспечением очередным транспортным средством по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства). При таких обстоятельствах предоставление государственной услуги по назначению обеспечения в виде оплаты расходов на обеспечение транспортным средством невозможно. Кроме того, истец в своем заявлении ссылается на Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как оплата дополнительных расходов Филиалом №6 осуществляется на основании Закона «125-ФЗ, лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональные заболевания», на основании ПРП (программы реабилитации пострадавшего, а не ИПРА инвалида, на которую ссылается истец в обоснование своих требований.
Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ФИО1 впервые освидетельствована в структуре медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группы инвалидности и 70% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. Разработана индивидуальная программа реабилитации, как инвалида в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания на основании ч. 3 ст.11 федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». С заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась для разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания для обеспечения спецавтотранспортом. Программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено обеспечение специальным транспортным средством с обычным управлением со сроком 1 раз в семь лет. Водителем к управлению признана годна. В соответствии с п. 38 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 года №286 «Об утверждении положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица. До настоящего времени с заявлением о проведении переосвидетельствования, что предусмотрено п. 2 ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ни ФИО1, как застрахованное лицо, ни страховщик или страхователь не обращались.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №2 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включаются следующие социальные услуги:
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2) в виде страховых выплат:
профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.
Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006г. № 286, в редакции от 13 июня 2017 г., в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" № 125-ФЗ, утверждено Положение «Об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В соответствии с пп. «в» пункта 33 Положения оплате подлежат расходы на обеспечение застрахованного лица транспортным средством при наличии у него медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к вождению.
В силу пункта 38 указанного Положения оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица.
Согласно п. 23 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, утвержденного Приказом Минтруда России от № 736н от 12 декабря 2013 года для предоставления государственной услуги по назначению обеспечения в виде оплаты расходов на обеспечение транспортным средством заявителем представляется помимо прочего решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у заявителя медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению (в том числе представляется при обращении заявителя за обеспечением очередным транспортным средством по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является инвалидом II группы бессрочно в связи с профессиональным заболеванием.
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания - карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБСМЭ № истцу определена нуждаемость в транспортном средстве с обычным управлением. Срок проведения - один раз в семь лет.
ФИО1 обеспечивалась в ДД.ММ.ГГГГ году государственной услугой в виде оплаты расходов на обеспечении транспортным средством, что сторонами не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Филиал №6 с заявлением об обеспечении автомобилем.
Письмом Филиала от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был разъяснен порядок предоставления Фондом автотранспортного средства.
По настоящее время истцом не предоставлено решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у заявителя медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению (в том силе предоставляется при обращении заявителя за обеспечением очередным транспортным средством по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства).
Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться: разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
В соответствии с п. 31 Правил в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, реабилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
В соответствии с п.34 Правил гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или реабилитации.
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или реабилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) реабилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или реабилитации без оформления нового направления на медикосоциальную экспертизу инвалида (ребенка-инвалида).
Однако ФИО1 не представлены иные документы, свидетельствующие о необходимости обеспечивать ее транспортным средством не реже чем 1 раз в 7 лет, по окончании срока действия первоначальной ПРП, имеющиеся разночтения в представленных истцом документах не устранены.
Доводы истца, что запись в программе реабилитации о том, что «срок проведения такой формы реабилитации как обеспечение транспортным средством с обычным управлением в течении 7 лет», следует рассматривать как «не чаще 1 раза в 7 лет» является неверным и не основанным на нормах действующего законодательства.
Предоставления государственной услуги по назначению обеспечения в виде оплаты расходов на обеспечение транспортным средством пострадавших производится строго в соответствии с ПРП, при отсутствии данного документа, предоставление услуги невозможно.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» застрахованный обязан: выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медикосоциальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика.
Согласно п.п. «д» п. 22 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.05.2019г. № 252, для предоставления государственной услуги по назначению обеспечения в виде оплаты расходов на обеспечение транспортным средством обязательным документом, предоставляемым заявителем является:
решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) медикосоциальной экспертизы о наличии у заявителя медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению (в том числе представляется при обращении заявителя за обеспечением очередным транспортным средством по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства);
документы, подтверждающие расходы на оплату транспортного средства (представляются в случае самостоятельного приобретения заявителем транспортного средства).
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушении требований Административного регламента ФИО1 не представлено решение бюро медико-социальной экспертизы о наличии у нее медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, кроме того ФИО1 с заявлением на выплату компенсации не обращалась, представив надлежащие документы, указания на то, что в настоящее время процедура прохождения переосвидетельствования усложнена, судом не принимаются во внимание, поскольку законом предусмотрен определенный порядок получения компенсации при наличии программы реабилитации в котором предусмотрена соответствующая форма и объем реабилитации и срок его проведения.
ФИО1 не утратила право обратиться в установленном порядке для получения компенсации расходов на приобретении транспортного средства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к ГУ Самарское региональное отделение ФСС РФ в лице Филиала №6 об обязании выделить спецавтотранспорт согласно программе реабилитации – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья