Дело № 2-1101/2011
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 декабря 2011 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.,
при секретаре Бритько М.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному казенному образовательному учреждению «А... основная общеобразовательная школа» и Администрации <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования санитарного законодательства, суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по <данные изъяты> вынесены постановления по делам об административных правонарушениях № №, №, в соответствии с которыми муниципальное общеобразовательное учреждение «А.... основная общеобразовательная школа» (далее - МОУ «А.... ООШ») привлечено к административной ответственности по статьям 6.6, 6.7 КоАП РФ за нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих»; СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в МОУ «А... ООШ», расположенного по адресу: <адрес>. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в МОУ «А.... ООШ», с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных и инфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> выдано предписание № об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на руководителя муниципального общеобразовательного учреждения «А.... основная общеобразовательная школа». В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. Муниципальное общеобразовательное учреждение «А.... основная общеобразовательная школа» с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «А.... основная общеобразовательная школа» на основании постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с тем, что с 01.09.2011 г. введен в действие СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" действие СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратило силу, следовательно, проверка выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, проведена на соответствие СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В ходе проведения данного мероприятия, обнаружено частичное невыполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>., срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ. Не выполнен пункт 6 предписания - работа пищеблока не организована по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню, что является нарушением требований п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; пункт 8 - молоко включено в ежедневный рацион только учащихся первых классов, что не соответствует требованиям п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; пункт 9 - столовая учреждения, работающая на полуфабрикатах (доготовочной) не обеспечена полуфабрикатами высокой степени готовности, в том числе очищенными овощами, что является нарушением п. 8.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. До настоящего времени предписание в полном объеме не исполнено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может способствовать возникновению алиментарных заболеваний учащихся, так как отсутствуют условия для обеспечения достаточной биологической ценности и разнообразия рациона питания, а также эпидемиологически безопасных условий для реализации продукции.
В соответствии с п. 1.2. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация <данные изъяты>. Согласно раздела 4 Устава МКОУ «А.... ООШ» имущество школы находится в муниципальной собственности, отражается на самостоятельном балансе школы и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества школа осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Как следует из п. 4.1. источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета согласно утвержденной Учредителем бюджетной смете или в соответствии с краевыми целевыми программами. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МКОУ «А... ООШ», Администрацию <данные изъяты> совместно. Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 8, 11, 39, 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 12, ст. 150 ГК РФ истец просит признать незаконным бездействие МКОУ «А.... ООШ», Администрации <данные изъяты> по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженное в неисполнении пунктов п.п. 6.17., 6.5., 8.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ Обязать МКОУ «А... ООШ», Администрацию <данные изъяты> совместно исполнить требования: п. 1. - п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» организовать работу пищеблока по согласованному с органами Рос- потребнадзора цикличному 10-ти дневному меню. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; п. 2. - п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» обеспечить включение в рацион питания учащихся молока для всех учащихся. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; п. 3. - п. 8.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» обеспечить получение полуфабрикатов высокой степени готовности (в том числе очищенных овощей) при работе пищеблока учреждения на полуфабрикатах. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Юшин А.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МКОУ «А.... основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление директора МКОУ «А.... основная общеобразовательная школа» У. с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> Полежаев С.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения иска не возражает. Дополнительно пояснил, что Администрация <данные изъяты> является учредителем МКОУ «А.... основная общеобразовательная школа». Устранить выявленные нарушения санитарного законодательства своевременно не представилось возможным, ввиду отсутствия в бюджете денежных средств на данные цели.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика Администрации <данные изъяты>, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании»).
Судом установлено, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «А.... основная общеобразовательная школа» (далее МКОУ «А.... ООШ») осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ. Является некоммерческой организацией (п. 1.1, п. 2.3 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения МКОУ «А.... ООШ» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления по делу об административном правонарушении №, №, которыми директор МКОУ «А.... ООШ» У. привлечена к административной ответственности по ст. 6.6, ст. 6.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафов (л.д. 12-18).
Согласно выданному ответчику предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано МКОУ «А... ООШ» устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не устранены (л.д. 22-23), а именно: нарушения п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» не организована работа пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню; нарушения п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» не обеспечено включение в рацион питания учащихся молока для всех учащихся; нарушения п. 8.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» не обеспечено получение полуфабрикатов высокой степени готовности (в том числе очищенных овощей) при работе пищеблока учреждения на полуфабрикатах.
Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Неисполнение требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» может привести к возникновению алиментарных заболеваний учащихся школы, так как отсутствуют условия для обеспечения достаточной биологической ценности и разнообразия рациона питания, а также эпидемиологически безопасных условий для реализации продукции.
В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МКОУ «А... ООШ» не устранены.
Согласно ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 1.2 Устава учредителем МКОУ «А.... ООШ» является муниципальное образование <данные изъяты> в лице Администрации <данные изъяты>.
Имущество Учреждения находится в собственности <данные изъяты> отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (раздел 4 Устава).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с краевыми целевыми программами (п. 4.1. Устава).
Таким образом, Администрация <данные изъяты> является надлежащим ответчиком по данному делу.
Учитывая, что непринятие мер МКОУ «А.... ООШ» и Администрацией <данные изъяты>, в нарушении ст. 32 Федерального закона «Об образовании», по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлиять на безопасность здоровья воспитанников образовательного учреждения, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчиков в данном случае является незаконным.
При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «А... основная общеобразовательная школа» и Администрации <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «А.... основная общеобразовательная школа» и Администрацию <данные изъяты> в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «А.... основная общеобразовательная школа», расположенном по адресу: <адрес>: организовать работу пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному десятидневному меню в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить включение в рацион питания всех учащихся молока в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить получение полуфабрикатов высокой степени готовности (в том числе очищенных овощей) при работе пищеблока учреждения на полуфабрикатах в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.
Председательствующий: Фатюшина Т.А.