Дело № 2-518/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 сентября 2016 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Кемского района Демьяка Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Логвиновой С.В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в Кемский городской суд с иском в интересах Логвиновой С.В. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» по тем основаниям, что в ходе проверки установлено, что Логвинова С.В. на основании трудового договора от 05.04.2016 г. № 4 состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ № 2 в должности <данные изъяты>. Согласно расчетным листкам заработная плата Логвиновой С.В. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за апрель 2016 года – <данные изъяты>,85 руб., за май 2016 года – <данные изъяты>,84 руб., за июнь 2016 года – <данные изъяты>,84 руб.
Прокуратура района полагает, что заработная плата истцу выплачивается с нарушением требований ст. 133 Трудового кодекса РФ. Заработная плата истца без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера за фактически отработанное время составила менее установленного минимального размера оплаты труда, действующего на тот период, сумма недоначисленной и недовыплаченной заработной платы Логвиновой С.В. составила <данные изъяты>,51 руб.
Прокурор просил взыскать с МБОУ «СОШ № 2» в пользу Логвиновой С.В. задолженность по заработной плате за апрель, май и июнь 2016 года в сумме <данные изъяты>,51 руб.
Прокурор Демьяк Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Логвинова С.В., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в поступившей телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района и администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
На основании ст. 167 ГПК ПРФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора Демьяка Д.В., изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что: истец Логвинова С.В. на основании трудового договора от 05.04.2016 г. № 4 состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ № 2 в должности рабочей по обслуживанию и ремонту здания. Трудовым договором работнику установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. и надбавки: за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент 40 %, а также выплаты стимулирующего характера. Согласно расчетным листкам заработная плата Логвиновой С.В. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за апрель 2016 года – <данные изъяты>,85 руб., за май 2016 года – <данные изъяты>,84 руб., за июнь 2016 года – <данные изъяты>,84 руб.
Истец осуществляет свою трудовую деятельность в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района, учредителем которого и собственником имущества учреждения в соответствии с Уставом учреждения является муниципальное образование «Кемский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляются администрацией Кемского муниципального района. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1.5 – 1.7 Устава, утвержденного Постановлением администрации Кемского муниципального района РК от 02.12.2011 г. № 963).
В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 4.1 Устава источниками финансового обеспечения и формирования имущества Учреждения являются: субсидии из бюджета Кемского муниципального района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ), а также субсидии на иные цели; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; доходы, получаемые от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество; иные не запрещенные законодательством РФ источники.
В соответствии с пунктом 5.4 Устава непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения, который в числе иных права, действует от имени учреждения, осуществляет прием на работу и увольнение, заключает трудовые договоры, утверждает структуру, штатное расписание, графики работы, утверждает положение об оплате и стимулировании труда работников, устанавливает заработную плату работников учреждения, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом Учреждения.
Директором МБОУ «СОШ № 2» Коноваловой И.А. 14 ноября 2012 года утверждено Положение о системе оплаты труда работников Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района, из которого следует, что система оплаты труда работников устанавливается с учетом, в том числе, государственных гарантий оплаты труда, перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характеров, утверждаемых администрацией Кемского муниципального района. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размер оклада работнику Учреждения устанавливается руководителем Учреждения, исходя из рекомендуемых Министерством образования Республики Карелия средних окладов. Объем средств на оплату труда работников Учреждения формируется на календарный год, исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций муниципальных учреждений Кемского муниципального района, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (разделы 1, 2, пункт 4.3 Положения). В соответствии с Приложением № 1 к Положению рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту здания установлены должностные оклады в размере 3426 руб. и 3487 руб.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положений ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность.
В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 года № 376-ФЗ) с 01.01.2016 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 6204 руб. в месяц.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 315 TК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа приведенных норм права и положений статей 315-317 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда истца не может быть меньше установленного федеральным законодательством МРОТ равного 6204 рубля плюс районный коэффициент - 40 % и надбавка за работу в районах Крайнего Севера – 80%, то есть не менее: 6204 руб. + (6204 руб. х 120 %) = 13648 руб. 80 коп.
На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению. Расчет суммы невыплаченной заработной платы, заявленный прокурором, ответчиком не оспаривается, проверен судом, и принимается к взысканию. На основании чего суд удовлетворяет заявленные требования, и взыскивает с ответчика недоначисленную заработную плату в пользу истца Логвиновой С.В. <данные изъяты>,51 руб.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и ст. 103 ГПК РФ с МБОУ «СОШ № 2» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Кемского муниципального района, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска в суд, в размере 400 руб. по требованию имущественного характера о взыскании заработной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» в пользу Логвиновой С.В. заработную плату за апрель, май, июнь 2016 года в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 13 сентября 2016 года.