Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2014 года г. Венёв
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Борисенко С.Н.,
при секретаре Затуливетер И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Захаровой Э.С. и Захаровой Е.Е. о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять новое решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством,
установил:
Захарова Э.С. и Захарова Е. Е. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления администрации муниципального образования <адрес>, возложении обязанности принять новое решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, ссылаясь на то, что им на праве собственности принадлежит <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Захарова Э.С. и Захарова Е. Е. подали в администрацию муниципального образования <адрес> заявление о переустройстве жилого помещения, приложив необходимые документы. Однако, администрация муниципального образования <адрес>, рассмотрев их обращение, отказала в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения – установку индивидуального источника отопления, ссылаясь на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 307, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> № 21-01-12/2805.
Заявители считают, что ими соблюден порядок обращения с заявлением в администрацию муниципального образования Венёвский район о переустройстве жилого помещения в связи с установкой индивидуального источника отопления.
При составлении проекта газификации, технического паспорта ими были затрачены собственные денежные средства, однако администрация муниципального образования <адрес> отказала в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения.
Просят признать незаконным решение администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, обязав администрацию муниципального образования <адрес> принять новое решение о переустройстве жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в установленные законом сроки.
Заявители Захарова Э.С. и Захарова Е. Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в представленном в суд письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом указали, что заявленные требования поддерживают и просят их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменные возражения не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных заявителей Захаровой Э.С. и Захаровой Е. Е. и представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования <адрес>.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, то оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ.
В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
При этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Захарова Э.С. и Захарова Е. Е. обратились с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения – <адрес> <адрес> в администрацию муниципального образования <адрес>, приложив к заявлению необходимые документы (л.д. №).
Однако, решением органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения; п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307, согласно которому в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя – до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя – до 1 Мпа; письма министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> № 21-01-12/2805. (л.д.№).
Заявители с указанным решением органа местного самоуправления не согласны, считают его незаконным.
Как установлено в судебном заседании, Захарова Э.С. и Захарова Е. Е. являются собственником <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> <адрес> <адрес>, что подтверждается договором передачи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о регистрации права собственности.
(л.д. №)
Согласно справки, выданной ООО "Управляющая компания <адрес>" ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> <адрес> <адрес> на регистрационном учёте состоят Захарова Э.С. и Захарова Е. Е. ФИО6, ФИО11, ФИО7 и ФИО8 В данном жилом <адрес> квартир. (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управляющая компания <адрес>ёв» в лице главного инженера ФИО9 выдала Захаровой Э.С. и Захаровой Е.Е. технические условия на реконструкцию инженерных сетей в <адрес> <адрес> <адрес> (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Захаровой Э.С. и Захаровой Е.Е. были получены технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом от филиала ОАО «Газпром газораспределение Тула» в <адрес>, сроком действия 2 года (л.д. №).
Заявителем представлен рабочий проект по установке газового оборудования – отопительного котла "Vaillant VUW 242/3-3", выполненный филиалом ООО "Прометей" (л.д. №).
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов следует, что дымовые каналы в <адрес> <адрес> <адрес> соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации под газ (л.д.№).
В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» N 190-ФЗ от 27.07.2010 года, запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ № были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, содержащие, в том числе, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения. В данный перечень включены только источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие указанным в. п. 44 правил требованиям.
Запрет на использование электрических отопительных приборов в указанном перечне не содержится.
Соответственно, при рассмотрении заявления Захаровой Э.С. и Захаровой Е. С. у администрации муниципального образования <адрес> не имелось предусмотренных ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении», а также п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307, правовых оснований для отказа в согласовании переустройства, принадлежащего заявителю, жилого помещения.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2). Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Заинтересованное лицо не представило доказательств того, что осуществление переустройства заявителем в соответствии с представленными проектами затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан.
Между тем, заявителями Захаровой Э.С. и Захаровой Е.Е. представлен протокол общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, на котором рассматривался вопрос о переустройстве <адрес> – установке индивидуального источника отопления и горячего водоснабжения. На собрании присутствовало <данные изъяты> человек, которые не возражали против установки индивидуального газового отопления в <адрес> (л.д. №).
Как усматривается из представленных квитанций, Захарова Э.С. и Захарова Е. С. понесли расходы на составление проектной документации для переустройства инженерных сетей в <адрес> (л.д. №).
Ссылку в решении администрации муниципального образования <адрес> о том, что выдача решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии приостановлено до утверждения схем теплоснабжения поселений, о чем указано в разъяснительном письме министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> № 21-01-12/2805, суд находит несостоятельной по тем основаниям, что вышеуказанное письмо носит разъяснительный характер и противоречат действующему законодательству.
В ч. 2 и 3 ст. 27 ЖК РФ установлены требования к решению об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Формы такого решения нет, поэтому органы местного самоуправления вправе составлять указанное решение в произвольной форме, но, тем не менее, как следует из содержания ч. 4 ст. 27 ЖК РФ, решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения представляет собой отдельный письменный документ, принятый в пределах компетенции и по правилам делопроизводства соответствующего органа (индивидуальный правовой акт, который в обязательном порядке должен содержать указание на основание отказа, предусмотренное в ч. 1 данной статьи). Данное решение должно быть направлено заявителю в течение трёх дней с момента принятия, при этом заявитель вправе обжаловать его по правилам процессуального законодательства Российской Федерации.
Оспариваемое решение составлено в виде письменного ответа на заявление Захаровой Э.С. и Захаровой Е. С. и по существу является отказом в согласовании переустройства квартиры заявителей, однако не соответствует требованиям ст. 27 ЖК РФ, в силу которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч. 1 ст. 27 ЖК РФ с указанием предусмотренного законом основания отказа в согласовании.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы заявителей о том, что действиями администрации муниципального образования Венёвский район нарушаются их права, и приходит к выводу о признании решения администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Захаровой Э.С. и Захаровой Е. С., незаконным.
Учитывая, что отказ администрации муниципального образования <адрес> в переустройстве квартиры заявителей носил формальный характер со ссылками на запрет перевода квартиры на индивидуальное отопление, установленный федеральным законом и Правилами, а также на рекомендательные письма <адрес> и министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, при новом рассмотрении заявления администрации необходимо заново рассмотреть все представленные заявителями документы по существу, дать им оценку, и принять новое решение в соответствии со ст.ст. 26, 27 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные требования Захаровой Э.С. и Захаровой Е.Е. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования Венёвский район от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Захаровой Э.С. и Захаровой Е.Е..
Обязать администрацию муниципального образования Венёвский район принять новое решение по заявлению ФИО2 и ФИО3 о переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии с действующим законодательством, в установленные законом сроки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Венёвский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий