Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2889/2020 ~ М-2135/2020 от 23.03.2020

Дело № 10RS0011-01-2020-002730-64 (2а-2889/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мазалецкого Максима Евгеньевича к ГБУЗ РК «Республиканский наркологический диспансер» о признании действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

Мазалецкий М.Е. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий ГБУЗ РК «Республиканский наркологический диспансер» (далее по тексту – РНД) по постановке на диспансерное наблюдение. Требования мотивированы тем, что 07.02.2020 года при его обращении в ООО «Медицинская клиника «Онегомед» для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, Мазалецкому М.Е. стало известно, что он поставлен на диспансерный учет в РНД, а 12.03.2020 из медицинских документов – о наличии у него диагноза - <данные изъяты>. Административный истец считает, что действия административного ответчика не соответствовали требованиям закона и нарушают его права, просит обязать РНД снять его с диспансерного учета (диспансерного наблюдения).

В судебном заседании Мазалецкий М.Е. и его представитель Кугачева О.В., действующая на основании доверенности, требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Беляков С.В., действующий на основании доверенности, указал о необоснованности предъявленных требований, представил письменные возражения по существу иска.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел, которые обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 4 статьи 6 и статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Мазалецкий М.Е., 19.12.1973 года рождения, по данным амбулаторной карты состоит на учёте нарколога с мая 2010 года после стационарного купирования симптомов отмены алкоголя (СОА). Так как с указанного времени до 2020 года Мазалецкий М.Е. нарколога не посещал, в настоящее время ему диагнозтируется «<данные изъяты>», по этим основаниям при прохождении административным истцом медицинской комиссии в феврале 2020 в ООО «Медицинская клиника «Онегомед», ему отказали в допуске к управлению транспортными средствами. Мазалецкий М.Е. обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий административного ответчика в части его постановки на диспансерное наблюдение.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (далее Закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно статье 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.

Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На момент постановки Мазалецкого М.Е. на диспансерный учет, в 2010 году, порядок такого учета был регламентирован Инструкцией "О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 (далее Инструкция), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключения составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования. Срок диспансерного учёта в отношении больных хроническим алкоголизмом составляет 3 года.

Судом установлено, что Мазалецкий М.Е. впервые был госпитализирован в стационар РНД 08.05.2010 в связи с развитием синдрома отмены алкоголя с галлюцинозом, ему врачом психиатром-наркологом отделения неотложной наркологической помощи РНД Беляевым А.П., был поставлен диагноз синдром зависимости от алкоголя 2 стадии. Учитывая отражённый в медицинской документации анамнез Мазалецкого М.Е. при поступлении на лечение в РНД, с мая 2010 административный истец в соответствии с требованиями вышеуказанной инструкции был взят на диспансерный учёт. После выписки 11.05.2010 года. Мазалецкому М.Е. были даны рекомендации: соблюдать трезвость, наблюдение/амбулаторное лечение у участкового нарколога, лечится у терапевта по месту жительства.

Указанные обстоятельства подтверждаются медицинской документацией: амбулаторной картой и медицинской картой стационарного больного № 2530.

Согласно абз. 4 Инструкции диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

Поскольку в ходе произведённого обследования состояния здоровья М.Е. Мазалецкого у истца была выявлена наркологическая патология - синдром зависимости от алкоголя 2 стадии, он в полном соответствии с требованиями вышеуказанной инструкции был взят на диспансерный учёт.

Положения Инструкции не содержат каких-либо указаний на возможность досрочного (до истечения 3-х лет) прекращения такого учёта по требованию пациента.

В настоящее время наркологический учёт осуществляется в соответствии с «Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г. N 1034н (далее - Порядок), согласно которому, за лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология» устанавливается диспансерное наблюдение, которое представляет собой необходимое обследование, наблюдение за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. В ходе такого наблюдения врач -психиатр-нарколог (врач- психиатр-нарколог участковый) осуществляет статистический учет и анализ результатов проведения диспансерного на основании сведений, содержащихся в учетных формах № 030-1/у-02.

Согласно приложениям Порядка, наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом- психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым). Осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.

В соответствии с п. 12 Порядка, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе, в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 -Flx.2).

В соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотических и токсикоманических средств), вызывающих при злоупотреблении ими зависимость, относится к разделу F (Психические расстройства и расстройства поведения) рубрики F10-19 (Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ).

Возможность прекращения в отношении гражданина диспансерного учёта по истечении 3-х годичного срока, в связи с признанием больного находящемся в состоянии стойкой ремиссии, ставится положениями законодательства в зависимость от выполнения больным назначений лечащего врача и соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения).

Поскольку с 2010 года до февраля 2020 года Мазалецкий М.Е. к специалистам РНД не обращался, его ремиссия не может в настоящее время считаться подтверждённой, следовательно в настоящее время ему диагнозтируется «Синдром зависимости от алкоголя 2 ст. Ремиссия неподтверждённая 9 лет», оснований для прекращения диспансерного наблюдения и снятия его с учета не имеется.

Доводы административного истца о незаконности постановки на учет ввиду отсутствия его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (установление диагноза и постановку на учет), которое требовалось в соответствии с частями 1,2 ст. 23 Закона Российской Федерации от 2.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее – Закон N 3185-1) судом приняты быть не могут во внимание ввиду следующего.

В соответствии со статьей 23 Закона N 3185-1 психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи (часть 1).

Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи. (часть 4).

Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу-психиатру и медицинские рекомендации. (часть 6).

Согласно ст. 24 того же Закона N 3185-1 в случаях, предусмотренных пунктом "а" части четвертой и частью пятой ст. 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно (часть 1).

Кроме того, как видно из представленной в материалы дела копии медицинской карты стационарного больного № 2530 с историей болезни Мазалецкий М.Е. был ознакомлен 09.05.2010, дополнений не представил (л.д. 84), 12.05.2010 собственноручно подписал отказ от госпитализации, где подтвердил, что о своем заболевании и возможных осложнениях и его течения информирован, рекомендации по лечению получил.

Согласно п. 13 Порядка, пациент может подать заявление об отказе от диспансерного наблюдения в любое время и, таким образом, отказаться от медицинского вмешательства. Однако в таком случае ремиссия заболевания и далее не будет считаться подтверждённой и у врача-психиатра-нарколога будут отсутствовать правовые основания для снятия пациента с учёта. Учёт станет бессрочным и будет продолжаться до подтверждения пациентом регулярными явками к участковому врачу- психиатру-наркологу своего нахождения в состоянии стойкой ремиссии не менее трёх лет.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе Мазалецкому М.Е. в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Мазалецкого Максима Евгеньевича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья: М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2020 года.

2а-2889/2020 ~ М-2135/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мазалецкий Максим Евгеньевич
Ответчики
ГБУЗ РК "Республиканский наркологический диспансер"
Другие
Кугачева Олеся Валерьяновна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.05.2020Предварительное судебное заседание
11.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
30.06.2020(Вид производства изменен на "административное")
17.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Дело оформлено
15.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее