Дело № 2-403-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ п. Медвенка
Медвенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи Дремовой И.Г.,
с участием помощника прокурора <адрес>
Буровой Н.В.,
при секретаре Афанасьеве А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» и администрации <адрес> об обязании оборудовать образовательное учреждение системой технического контроля – видеонаблюдением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» и администрации <адрес> о возложении обязанности оборудовать территорию и здание школы системой технического контроля - видеонаблюдением.
В обосновании иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего отношения в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений, по результатам которой установлено, что в здании МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа», которое является объектом с массовым пребыванием людей, отсутствует система технического контроля - видеонаблюдения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуации на его территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. В связи с этим осуществление деятельности МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. Установка системы видеонаблюдения необходима для обеспечения безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение. Согласно уставу МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район "<адрес>", функции и полномочия собственника имущества учреждения осуществляет администрация <адрес>.
Поэтому прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Бурова Н.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила суд обязать МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» и администрацию <адрес> оборудовать территорию и здание школы, расположенные по адресу: <адрес> системой технического контроля – видеонаблюдения, в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации <адрес> – Ерёмин П.Н. в судебном заседании отсутствовал. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ранее направленном отзыве возражал относительно заявленных требованиях ввиду отсутствия денежных средств в бюджете муниципального района, необходимых на оборудование образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
Представитель МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» Сербиева Ю.Ю. в судебном заседании отсутствовала. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Направила заявление о рассмотрении дела без её участия, в котором указала, что исковые требования признает в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения помощника прокурора, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатом проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что здание МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, которое является объектом с массовым пребыванием людей, не оборудовано системой технического контроля - видеонаблюдения. В связи с чем, прокурором на имя главы администрации <адрес> было вынесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений.
По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проверки соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений, установлено, что меры к оборудованию территории и здания школы системой видеонаблюдения администрацией <адрес> и МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» не предпринимаются.
Указанные обстоятельства представителями ответчиков не оспаривались.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
На основании статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Судом установлено, что администрация <адрес> является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции и включена в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно Уставу МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» является образовательной организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств муниципального бюджета на основании бюджетной сметы. Учредителем образовательной организации является муниципальный район <адрес>. Функции и полномочия учредителя, а также собственника образовательной организации от имени муниципального района «<адрес>» осуществляет администрация <адрес>.
МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» является объектом с массовым пребыванием людей, то есть относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Доводы представителя ответчика в отзыве на исковое заявление о том, что затраты, которые необходимо произвести на содержание муниципального имущества, не были предусмотрены в бюджете МО "<адрес>" на очередной календарный год, суд находит несостоятельными.
Законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> – удовлетворить.
Обязать МОКУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» и администрацию <адрес> оборудовать территорию и здание школы, расположенные по адресу: <адрес>, системой технического контроля – видеонаблюдения в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Медвенский районный суд <адрес> в месячный срок со дня его вынесения.
Председательствующий (подпись) И.Г. Дремова
Копия верна:
Судья И.Г.Дремова