Дело №
УИД 35RS0019-01-2021-002667-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года город Сокол,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Карпуниной Н.М.,
с участием представителя Миронова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее – АО «Сокольский ЦБК») о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере теплоснабжения,
у с т а н о в и л:
заместитель Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Сокольский ЦБК», в котором просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению нарушений в сфере теплоснабжения, а именно: провести экспертизу промышленной безопасности турбогенератора № 1 в здании турбинного отделения ТЭС по адресу: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 8; выполнить ремонт здания котельного отделения ТЭС по адресу: г. Сокол, Советский, д. 8 согласно заключению экспертизы промышленной безопасности от 25 сентября 2020 № С-0091-2020 (пункты 2-11 раздела «Рекомендации»); выполнить ремонт здания турбинного отделения ТЭС по адресу: г. Сокол, Советский проспект, д. 8 согласно заключению экспертизы промышленной безопасности от 25 сентября 2020 года № С-0092-2020; восстановить антикоррозийные покрытии на оборудовании турбинного зала, котельного цеха, химводочистки по адресу: г. Сокол, Советский проспект, д. 8; выполнить тепловую изоляцию паропроводов в турбинном зале, котельном цехе по адресу: г. Сокол, Советский проспект, д. 8; выполнить ремонт кровли над котельным цехом № 2 по адресу: г. Сокол, Советский проспект, д. 8. В обоснование указывает, что теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения. По результатам ранее проведенной проверки в связи с выявленными нарушениями Северо-Западным Управлением Ростесхнадзора и адрес Общества с ограниченной ответственностью «Вологодская бумажная мануфактура» (далее - ООО «Вологодская бумажная мануфактура») выдано предписание от 27 октября 2020 года № 3 3-3442-1542/ПР со сроком исполнения до 25 декабря 2020 года. В связи с этим паспорт готовности к отопительному периоду 2020-2021 годы муниципальному образованию «Город Сокол» Северо-Западным Управлением Ростехнадзора не выдан. По итогам проведенных проверок по исполнению требований предписания установлено, что ООО «Вологодская бумажная мануфактура» ряд предписанных мероприятий до настоящего времени не исполнен, а именно: не проведена экспертиза промышленной безопасности турбогенератора № 1 в здании турбинного отделения ТЭС ООО «Вологодская бумажная мануфактура» по адресу: г. Сокол, Советский проспект, д. 8; не выполнен ремонт здания котельного отделения ТЭС ООО «Вологодская бумажная мануфактура» по адресу: г. Сокол, Советский проспект, д. 8 согласно заключению экспертизы промышленной безопасности от 25 сентября 2020 года № С-0091-2020 (пункты 2-11 раздела 8 «Рекомендации»); не выполнен ремонт здания турбинного отделения ТЭС ООО «Вологодская бумажная мануфактура» по адресу: г. Сокол, Советский проспект, д. 8 согласно заключению экспертизы промышленной безопасности от 25 сентября 2020 года № С-0092-2020; нарушены антикоррозийные покрытия на оборудовании турбинного зала, котельного цеха, химводочистки; не завершена тепловая изоляция паропроводов в турбинном зале, котельном цехе; не выполнен ремонт кровли над котельным цехом № 2. ООО «Вологодская бумажная мануфактура» не обеспечены в полной мере требования безопасности в сфере теплоснабжения. Указанные обстоятельства послужили одной из причин отказа в выдаче муниципальному образованию «Город Сокол» паспорта готовности к отопительному периоду 2021-2022 годы. При этом отмеченные нарушения в деятельности ООО «Вологодская бумажная мануфактура» выявлены контролирующим органом еще в октябре 2020 года и до настоящего времени (в течение более 1 года) в полном объеме устранены. В то же время ООО «Вологодская бумажная мануфактура» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к АО «Сокольский ЦБК», о чем в ЕГРЮЛ 16 ноября 2021 года внесена соответствующая запись. Отмеченные нарушения требований безопасности в сфере теплоснабжения создают угрозу возникновения коммунальных аварий, прекращения подачи тепловой энергии потребителям в зимний период, что в свою очередь может повлечь грубое нарушение прав граждан.
В ходе судебного разбирательства заместитель Сокольского межрайонного прокурора исковые требования уточнил, просит суд возложить на АО «Сокольский ЦБК» обязанность по устранению нарушений в сфере теплоснабжения в срок до 01 января 2022 года, а именно: провести экспертизу промышленной безопасности турбогенератора № 1 в здании турбинного отделения ТЭС по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8; выполнить ремонт здания котельного отделения ТЭС по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8, а именно: выполнить замену ж/б покрытия и прогонов (зал котла № 4) и замену покрытия из асбестоцементных и стальных листов (основной котельный зал) и последующее устройство кровли с тщательным выполнением основных конструктивных узлов по специально разработанному проекту; обеспечить взрывоустойчивость здания – заменить остекление всех существующих оконных проемов и фонарей в соответствии с требованиями к ЛСК; выполнить демонтаж и замену ж/б карнизных плит; выполнить усиление участков монолитного ж/б перекрытия на отм. -0,900 и +2,600 с разрушенными и разбитыми балками, оголенной и вырезанной арматурой, выполнить усиление контуров проемов; восстановить защитный слой арматуры, места разрушений и сколов бетона ж/б конструкций: колонн и ригелей каркаса, балочного перекрытия и покрытия, конструкций галереи топливоподачи; выполнить антикоррозионную защиту всех металлоконструкций; восстановить кирпичную кладку стен, а именно: восстановить кирпичную кладку в зонах местного разрушения, выпадения кирпичей; установить металлические перемычки над проемами с разрушающейся кладкой (наружная стена оси Р) глубиной заведения в кладку простенков не менее 250 мм, предварительно разгрузив кладку; восстановить защитный слой разрушенных ж/б перемычек (монолитного пояса) ремонтными пенетрирующими составами на основе цемента; трещины зачеканить цементно-песчаным раствором; выполнить затирку участков лещения кирпича глубиной до 30 мм, при повреждениях до 100 мм и более выполнить частичную перекладку наружной версты с плотной посадкой кирпича и тщательной перевязкой со старой кладкой тычковыми кирпичами (металлическими анкерами); выполнить заделку деформационного шва упругими материалами; выполнить усиление элементов нижнего пояса стропильной фермы с локальными повреждениями (зал котла № 4); установить вырезанные и заменить поврежденные связи по верхнему и нижнему поясу СФ; устранить дефекты, влияющие на безопасную эксплуатацию фундаментов, а именно устранить протечки оборудования, разработать проект организации отведения технологических, сточных и ливневых вод с максимальным относом от фундаментов здания, выполнить засыпку существующих приямков и околофундаментных пазух непучинистым грунтом с послойным уплотнением; выполнить ремонт здания турбинного отделения ТЭС по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8, а именно: выполнить усиление и восстановление кирпичной кладки стен по специально разработанному проекту, а именно: выполнить усиление или полную перекладку участков наружной стены зала турбин №№ 1, 3, 4 (по оси К и 13) с расслоением и разрушением кладки после предварительного разгружения конструкций; выполнить усиление арочных перемычек с вертикальными трещинами (зал турбин №№ 1, 3, 4, стены по оси К и 13); выполнить усиление пилястр под опорами подкрановой балки зала турбины № 2; выполнить частичную перекладку стен при повреждениях до 100 мм и более с плотной посадкой кирпича и тщательной перевязкой со старой кладкой тычковыми кирпичами (металлическими анкерами), предварительно установив временные разгружающие конструкции; неглубокие трещины зачеканить цементно-песчаным раствором, трещины шириной раскрытия более 1 мм инъецировать полимерцементным раствором; восстановить кирпичную кладку на участках локального разрушения, выпадения кирпичей; выполнить антикоррозионную защиту всех металлоконструкций (колонн, покрытия и перекрытия); выполнить замену покрытия из асбестоцементных листов и последующее устройство кровли с тщательным выполнением основных конструктивных узлов (карниза, конькового, узлов примыкания); выполнить демонтаж и замену ж/б карнизных плит; устранить дефекты, которые могут оказывать влияние на безопасную эксплуатацию фундаментов, а именно устранить протечки оборудования, разработать проект организации отведения технологических, сточных и ливневых вод с максимальным относом от фундаментов здания, выполнить засыпку существующих приямков и околофундаментных пазух непучинистым грунтом с послойным трамбованием; восстановить защитный слой арматуры, места разрушений и сколов бетона ж/б конструкций: колонн, фундаментов под оборудование, монолитных перекрытий; выполнить ремонт кирпичных сводов цокольного перекрытия; выполнить ремонт кровли и ремонт (замену) конструкций покрытия вспомогательных помещений в осях 8-11/К-Л, установить металлические перемычки оконных проемов по оси 11/К-Л; восстановить антикоррозийные покрытия на оборудовании турбинного зала, котельного цеха, химводочистки по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8; выполнить тепловую изоляцию паропроводов в турбинном зале, котельном цехе по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8; выполнить ремонт кровли над котельным цехом № 2 по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8.
Определением суда от 03 февраля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы»).
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Миронов К.В. уточненные заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что с 2020 года выявленные нарушения не были устранены, что препятствует выдаче муниципальным образованием «Город Сокол» паспорта готовности к отопительному сезону.
В судебное заседание представитель ответчика АО «Сокольский ЦБК» не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика АО «Сокольский ЦБК» по доверенности Погорелец Н.В. с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения на исковое заявление. Суду пояснила, что экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов проводится в соответствии с Федеральным законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Турбогенератор не является особо опасным производственным объектом АО «Сокольский ЦБК», его частью и не входит в его состав. При этом представители ООО «Вологодская бумажная мануфактура» предпринимали попытки найти организацию для проведения экспертизы промышленной безопасности турбогенератора № 1 в здании турбинного отделения ТЭС. Но организаций, имеющих право проведения указанных экспертиз и желающих заключить договор с АО «Сокольский ЦБК», до настоящего времени не нашлось. Считает данное требование необоснованным, поскольку турбогенератор не входит в состав особо опасного производственного объекта и в данной ситуации экспертиза не может проводиться, препятствий к отопительному сезону не создается. В связи с тем, что ремонтные работы требуют длительного периода времени и АО «Сокольский ЦБК» не имеет в штате работников, занимающихся строительством и ремонтом, указанные работы выполняет подрядная организация. Часть работ по дефектным ведомостям была выполнена, представлены акты. На сегодняшний день имеется две дефектных ведомости, договоры с подрядными организациями являются действующими. Антикоррозийные покрытия на оборудовании турбинного зала в настоящее время восстанавливаются подрядчиком на основании договора подряда № 2 от 09.09.2021 года, частично работы выполнены. Тепловая изоляция паропроводов в турбинном зале и котельном цехе выполняется в настоящее время своими силами. Ремонт кровли над котельным цехом № 2 в настоящее время не может быть выполнен в связи с тем, что на АО «Сокольский ЦБК» реализуется инвестиционный проект «Строительство БДМ № 11», котельный цех № 2 задействован в реализации указанного проекта и в нем планируется проведение масштабной реорганизации и установка нового оборудования. В котельном цехе № 2 будет производиться замена котла. В связи с тем, что котел большой, его необходимо будет ставить через крышу. В данном цехе ремонт крыши на сегодняшний день нецелесообразен, поскольку её придется разбирать для установки котла.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика АО «Сокольский ЦБК» по доверенности Сорокин С.В. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что не затрагиваются права неопределенного круга лиц. АО «Сокольский ЦБК» является ресурсоснабжающей организацией, подает пар только одной организации МУП «Коммунальные системы». У МУП «Коммунальные системы» заключены договоры с юридическими лицами, управляющими компаниями. МУП «Коммунальные системы» не может подавать тепло бесплатно. Поэтому в данном случае не усматривается неопределенный круг лиц. Считает неверным ссылаться в исковом заявлении на проверки и предписания Ростехнадзора, которые были в октябре 2020 года, поскольку в тот момент АО «Сокольский ЦБК» не имело отношения к этой деятельности, до ноября 2021 года существовали самостоятельные юридические лица. Проверки и предписания распространялись на ООО «Вологодская бумажная мануфактура». В 2020 году, 2021 году паспорт готовности не выдавался, но тепловая энергия подавалась, это свидетельствует о том, что продолжали подавать тепловую энергию в бойлерную МУП «Коммунальные системы». Считает неверным ссылку истца на то, что нарушения требования безопасности в сфере теплоснабжения создают угрозу возникновения коммунальных аварий, прекращения подачи тепловой энергии потребителям в зимний период, что в свою очередь может повлечь грубое нарушение прав граждан. Это всего лишь предположения, никаких документов к иску не приложено. Считает все, что указано в резолютивной части иска в части устранения нарушений, проведения экспертиз и ремонтов не влияет на подачу пара на бойлерную МУП «Коммунальные системы». Это никак не влияет на теплоснабжение со стороны МУП «Коммунальные системы» в центральную часть г. Сокола.
В судебное заседание представитель третьего лица Администрации г. Сокола не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании представитель третьего лица по доверенности Гусева Е.А. с исковыми требованиями согласилась. Суду пояснила, что Администрацией г. Сокола ежегодно утверждаются и разрабатываются постановления в целях обеспечения устойчивого функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, а именно: о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Для надлежащей подачи отопления населению данными постановлениями разрабатываются все требования, которые направляются руководителям ресурсоснабжающих организаций. После издания постановления от 31 мая 2021 года № 255 было предложено всем ресурсоснабжающим организациям в срок до 11 сентября 2021 года предоставить пакет документов, 06 сентября 2021 года это было сделано ООО «Вологодская бумажная мануфактура». Данной организацией был представлен пакет документов. На основании представленных документов Администрация г. Сокола выдала акт готовности к отопительному периоду № 45 от 06 сентября 2021 года. Все акты, предоставляемые ресурсоснабжающими организациями, подлежат проверке в Ростехнадзоре. 01 октября 2021 года была проведена проверка, по итогам данной проверки в отношении ООО «Вологодская бумажная мануфактура» были выявлены замечания, которые требовали устранения. Указана дата издания акта 29 октября 2020 года, но по факту акт был издан в 2021 г. Замечания требовались к устранению до 15 ноября 2021 года. После издания акта проверки Администрация г. Сокола ежедневно оповещала ООО «Вологодская бумажная мануфактура» о том, что они должны отчитаться по устраненным замечаниям. Замечания частично были устранены, но до 15 ноября 2021 года данные замечания не были устранены в полном объеме. Поэтому Администрацией г. Сокола акт готовности к отопительному периоду № 45 от 06 сентября 2021 года был отозван. Сведения о том, что ООО «Вологодская бумажная мануфактура» готова к отопительному сезону, были исключены из ГИС ЖКХ. На сегодняшний момент в случае неустранения этих замечаний в дальнейшем, отопительный сезон 2022-2023 г.г. может быть таким же, но паспорт готовности к отопительному сезону муниципальным образованием будет не издан.
В судебное заседание представитель ответчика МУП «Коммунальные системы» не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица МУП «Коммунальные системы» по доверенности Фомичев Е.В. по выполнению ремонтных работ котельной ТЭС и проведению ремонта кровли над котельным цехом № 2 пояснил, что эти объекты выполняют теплоснабжение в целом центральной части г. Сокола. В случае каких-либо неблагоприятных последствий это может повлиять на обеспечение теплоснабжения г. Сокола. При наличии одной линии работоспособность данного турбогенератора повлияет на работоспособность котельной. Услуга теплоснабжения предоставляется всей центральной части г. Сокола, в том числе жилым многоквартирным домам, больницам, детским садам, школам. В данном случае невозможно определить конкретный круг лиц, которым предоставляется услуга.
В судебное заседание представитель третьего лица Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Судом установлено, что ООО «Вологодская бумажная мануфактура» являлось теплоснабжающей организацией, осуществляло деятельность в сфере теплоснабжения с использованием объектов теплоснабжения и энергоустановок по адресу: г. Сокол, Советский проспект, д. 8.
В силу ч. 3 ст. 23.2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (ч. 1 ст. 23.2 Закона о теплоснабжении).
Как следует из ч. 2 ст. 23.2 Закона о теплоснабжении, правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования, в том числе требования к подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, зарегистрированным в Минюсте России 02 апреля 2003 года за № 4358 (далее – Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
12 октября 2021 года Северо-Западным управлением Ростехнадзора проведена выездная проверка исполнения ООО «Вологодская бумажная мануфактура» предписания об устранении выявленных нарушений от 19 мая 2021 года № 33-2297-1101/ПР, срок исполнения которого истек 18 сентября 2021 года.
По результатам проверки в акте выездной проверки Северо-Западного управления Ростехнадзора от 12 октября 2021 года № 33-991-4588/А установлено: предписание от 19 мая 2021 года не выполнено в полном объеме, выявлены нарушения пунктов 1.1.3, 1.1.7, 1.5.2, 1.5.7, 1.6.3, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.12, 2.1.17, 4.9.11, 4.8.6, 4.13.1, 4.13.8, 4.13.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно:
- не представлено заключение экспертизы промышленной безопасности турбоагрегатов № 1, № 2, № 3;
- не обеспечено содержание зданий и сооружений в состоянии эксплуатационной готовности, строительные конструкции котельного отделения ТЭС ООО «Вологодская бумажная мануфактура» находятся в аварийном состоянии и не соответствуют требованиям промышленной безопасности согласно заключению экспертизы промышленной безопасности № С-0091-2020 от 25 сентября 2020 года;
- не обеспечено содержание зданий и сооружений в состоянии эксплуатационной готовности, строительные конструкции турбинного отделения ТЭС ООО «Вологодская бумажная мануфактура» находятся в аварином состоянии и не соответствуют требованиям промышленной безопасности согласно заключению экспертизы промышленной безопасности № С-0092-2020 от 25 сентября 2020 года;
- нарушены антикоррозийные покрытия на оборудовании турбинного зала, котельного цеха, химводоочистки;
- не восстановлено антикоррозийное лако-красочное покрытие на газопроводе от ГРП 1 до котельной № 2, не защищены от коррозии;
- нарушена тепловая изоляция паропроводов в турбинном зале, котельном цехе;
- не выполнен ремонт кровли над паровыми котлами котельного цеха, ремонт кровли на котельных цехом № 2,
- металлические клапаны аэрационных фонарей подвержены коррозии, доходящей местами до 50 процентов площади и требуют ремонта и замены в соответствии с актом о проведении технической комиссией общего осеннего обследования зданий и сооружений цехов и участков ТЭС от 07 сентября 2020 года.
12 октября 2021 года Северо-Западным Управлением Ростехнадзора в адрес ООО «Вологодская бумажная мануфактура» выдано предписание № 33-991-2318/ПР, согласно которому ООО «Вологодская бумажная мануфактура» предписано принять меры в отношении выявленных нарушений в срок до 12 марта 2022 года.
16 ноября 2021 года ООО «Вологодская бумажная мануфактура» реорганизовано в форме присоединения к АО «Сокольский ЦБК».
При таких обстоятельствах суд полагает доказанным факт неисполнения ответчиком при осуществлении теплоснабжения обязанностей по соблюдению требований безопасности в сфере теплоснабжения, предусмотренной частью 3 ст. 23.2 Закона о теплоснабжении.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в числе прочих, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как предусмотрено частью 1 ст. 20 Закона о теплоснабжении, проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.
В силу ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В силу подп. 13 п. 13 указанных Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.
Поскольку выявленные у ответчика в ходе проверок уполномоченным органом нарушения требований безопасности в сфере теплоснабжения создают угрозу возникновения коммунальных аварий, прекращения подачи тепловой энергии потребителям в отопительный период и тем самым нарушения прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При определении срока исполнения настоящего решения суд учитывает, что выполнение ответчиком возложенных обязанностей осуществляется в несколько этапов, каждый из которых занимает продолжительное время, зависит не только от действий самого ответчика, но и от сроков, установленных федеральным законодательством, и от решений государственных органов, может быть продлен.
С учетом изложенного суд полагает разумным определить срок исполнения ответчиком возложенных настоящим решением обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в доход бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в размере 6 000 руб.
Доводы представителей ответчика о том, что прокурор не вправе обратиться в суд с настоящим иском, поскольку права неопределенного круга лиц ответчиком не нарушаются, суд отклоняет в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В исковом заявлении заместитель прокурора указывает, что допущенные ответчиком нарушения требований безопасности в сфере теплоснабжения создают угрозу возникновения коммунальных аварий, прекращения подачи тепловой энергии потребителям в зимний период, что в свою очередь может повлечь грубое нарушение прав граждан.
Соглашаясь с доводами прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц, суд принимает во внимание, что АО «Сокольский ЦБК» поставляет теплоноситель в виде пара и горячей воды в адрес МУП «Коммунальные системы», которое является единственной организацией, которое предоставляет тепловую энергию потребителям центральной части г. Сокола (жителям многоквартирных домов, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в том числе посетителям и работникам почтовых отделений, магазинов, банковских учреждений, управляющих организаций, аптек, больниц, пекарни, ателье и т.п.). Суд полагает, что точный круг лиц, права которых могут быть нарушены прекращением подачи тепловой энергии, определить невозможно.
Доводы представителей ответчика о том, что в соответствии с законом о промышленной безопасности не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности в отношении турбогенератора № 1 в здании турбинного отделения ТЭС, поскольку он не является особо опасным производственным объектом, его частью и не входит в его состав, суд также не может принять во внимание в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона о промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В силу ст. 1 Закона о промышленной безопасности в целях настоящего Федерального закона используется следующее понятие: технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Судом установлено и подтверждено пояснениями главного энергетика АО «Сокольский ЦБК» Прохорова Ю.Н., что турбогенератор № 1 в здании турбинного отделения ТЭС является техническим устройством, применяемым на опасном производственном объекте – в здании ТЭС.
Поскольку турбогенератор № 1 в здании турбинного отделения ТЭС является техническим устройством, применяемым на опасном производственном объекте, а техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия данного технического устройства обязательным требованиям к такому техническому устройству, он подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление заместителя Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат» устранить нарушения в сфере теплоснабжения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести экспертизу промышленной безопасности турбогенератора № 1 в здании турбинного отделения ТЭС по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8;
- выполнить ремонт здания котельного отделения ТЭС по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8, а именно:
- выполнить замену ж/б покрытия и прогонов (зал котла № 4) и замену покрытия из асбестоцементных и стальных листов (основной котельный зал) и последующее устройство кровли с тщательным выполнением основных конструктивных узлов по специально разработанному проекту;
- обеспечить взрывоустойчивость здания – заменить остекление всех существующих оконных проемов и фонарей в соответствии с требованиями к ЛСК;
- выполнить демонтаж и замену ж/б карнизных плит;
- выполнить усиление участков монолитного ж/б перекрытия на отм. -0,900 и +2,600 с разрушенными и разбитыми балками, оголенной и вырезанной арматурой, выполнить усиление контуров проемов;
- восстановить защитный слой арматуры, места разрушений и сколов бетона ж/б конструкций: колонн и ригелей каркаса, балочного перекрытия и покрытия, конструкций галереи топливоподачи;
- выполнить антикоррозионную защиту всех металлоконструкций;
- восстановить кирпичную кладку стен, а именно:
- восстановить кирпичную кладку в зонах местного разрушения, выпадения кирпичей;
- установить металлические перемычки над проемами с разрушающейся кладкой (наружная стена оси Р) глубиной заведения в кладку простенков не менее 250 мм, предварительно разгрузив кладку;
- восстановить защитный слой разрушенных ж/б перемычек (монолитного пояса) ремонтными пенетрирующими составами на основе цемента;
- трещины зачеканить цементно-песчаным раствором;
- выполнить затирку участков лещения кирпича глубиной до 30 мм, при повреждениях до 100 мм и более выполнить частичную перекладку наружной версты с плотной посадкой кирпича и тщательной перевязкой со старой кладкой тычковыми кирпичами (металлическими анкерами);
- выполнить заделку деформационного шва упругими материалами;
- выполнить усиление элементов нижнего пояса стропильной фермы с локальными повреждениями (зал котла № 4);
- установить вырезанные и заменить поврежденные связи по верхнему и нижнему поясу СФ;
- устранить дефекты, влияющие на безопасную эксплуатацию фундаментов, а именно устранить протечки оборудования, разработать проект организации отведения технологических, сточных и ливневых вод с максимальным относом от фундаментов здания, выполнить засыпку существующих приямков и околофундаментных пазух непучинистым грунтом с послойным уплотнением;
- выполнить ремонт здания турбинного отделения ТЭС по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8, а именно:
- выполнить усиление и восстановление кирпичной кладки стен по специально разработанному проекту, а именно:
- выполнить усиление или полную перекладку участков наружной стены зала турбин №№ 1, 3, 4 (по оси К и 13) с расслоением и разрушением кладки после предварительного разгружения конструкций;
- выполнить усиление арочных перемычек с вертикальными трещинами (зал турбин №№ 1, 3, 4, стены по оси К и 13);
- выполнить усиление пилястр под опорами подкрановой балки зала турбины № 2;
- выполнить частичную перекладку стен при повреждениях до 100 мм и более с плотной посадкой кирпича и тщательной перевязкой со старой кладкой тычковыми кирпичами (металлическими анкерами), предварительно установив временные разгружающие конструкции;
- неглубокие трещины зачеканить цементно-песчаным раствором, трещины шириной раскрытия более 1 мм инъецировать полимерцементным раствором;
- восстановить кирпичную кладку на участках локального разрушения, выпадения кирпичей;
- выполнить антикоррозионную защиту всех металлоконструкций (колонн, покрытия и перекрытия);
- выполнить замену покрытия из асбестоцементных листов и последующее устройство кровли с тщательным выполнением основных конструктивных узлов (карниза, конькового, узлов примыкания);
- выполнить демонтаж и замену ж/б карнизных плит;
- устранить дефекты, которые могут оказывать влияние на безопасную эксплуатацию фундаментов, а именно устранить протечки оборудования, разработать проект организации отведения технологических, сточных и ливневых вод с максимальным относом от фундаментов здания, выполнить засыпку существующих приямков и околофундаментных пазух непучинистым грунтом с послойным трамбованием;
- восстановить защитный слой арматуры, места разрушений и сколов бетона ж/б конструкций: колонн, фундаментов под оборудование, монолитных перекрытий;
- выполнить ремонт кирпичных сводов цокольного перекрытия;
- выполнить ремонт кровли и ремонт (замену) конструкций покрытия вспомогательных помещений в осях 8-11/К-Л, установить металлические перемычки оконных проемов по оси 11/К-Л;
- восстановить антикоррозийные покрытия на оборудовании турбинного зала, котельного цеха, химводочистки по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8;
- выполнить тепловую изоляцию паропроводов в турбинном зале, котельном цехе по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8;
- выполнить ремонт кровли над котельным цехом № 2 по адресу: г. Сокол, пр. Советский, д. 8.
Взыскать с Акционерного общества «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат» государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в суде в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Г. Закутина
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2022 года.