Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3156/2018 ~ М-3049/2018 от 17.10.2018

№ 2-3156/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2018 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Масленниковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бородулина Станеслава Станеславовича, Бородулиной Елены Владимировны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Бородулина Владимира Станеславовича, Бородулиной Елены Станеславовны к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, Администрации города Ставрополя о признании постановления недействительным, понуждении устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Бородулин С.С., Бородулина Е.В. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Бородулина В.С., Бородулиной Е.С. обратились в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, Администрации <адрес> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ , понуждении устранить допущенные нарушения, в обоснование которого истцы указали, что в 2009 году между Бородулиной Е.В. (в девичестве Здрожаевой) и Бородулиным С.С. был заключен брак. ДД.ММ.ГГГГ в их молодой семье родился первый ребенок и ДД.ММ.ГГГГ они подали заявление о включении их семьи в количестве трех человек в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в администрацию <адрес>, приложив к заявлению ряд документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ими получено уведомление о том, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ их семья составом 3 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года». Далее, в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» они периодически обращались в администрацию <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они написали заявление о включении их семьи в составе 3 человек в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года. ДД.ММ.ГГГГ ими было получено уведомление согласно которому постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ их семья составом 3 человека признана участником ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года». В Постановлении проставлены отметки об изменении очереди в 2013 году. В 2014 году в их семье родился второй ребенок и они в очередной раз обратились в администрацию <адрес> о внесении изменений в состав семьи - постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в составы молодых семей в городе Ставрополе». ДД.ММ.ГГГГ ими получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ от Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> и постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет. Все документы, представленные в орган, осуществляющий принятие на учет, соответствовали действительности и были удостоверены соответствующими органами. Недостоверными представленные сведения не являлись. Сотрудники органа, осуществляющие принятие на учет, посчитали пакет документов, сданный по списку достаточным для признания семьи нуждающейся для включения в программу «Молодая семья», о чем на оборотней стороне расписки, в получении документов, были проставлены подписи не одного должностного лица, а целой комиссии, осуществляющей принятие на учет. Некомплектность сведений не является основанием для признания их недействительными. Однако, в период с даты признания нашей нуждающейся в улучшении жилищных условий (2011 года) до даты получения уведомление от Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> (2018 года) ни разу не поступало уведомлений о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих право граждан стоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за пять лет, предшествующих дате подаче заявления, и имеющийся в отделе правовой защиты и содействия реализации жилищных программ Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> пакет документов, принятых с заявлением нашей семьи для участия в программе являлся достаточным и соответствующим критериям, определенным ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, считают решение об исключении их семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий ней боснованным и незаконным. Просили приобщить к делу недостающие документы, на отсутствие которых ссылается Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на дату подачи заявления в 2010 года, а именно: на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ с ними (муж, жена и ребенок) совместно зарегистрирована была мать Бородулиной Е.В. - ФИО6 (собственник указанной квартиры), расположенной по адресу: <адрес>. В однокомнатной квартире, общей площадью 46,5 кв.м., проживало 4 человека, а следовательно, семья была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы - 12 кв.м., на одного члена семьи. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. ФИО6 запросила справку из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в которой указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления) однокомнатная <адрес>, в городе Ставрополе, была ее единственной собственностью. Следовательно, подтверждается тот факт, что семья была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Бородулина Е.В. с сентября 2005 года по 2010 год обучалась на очном отделении ФГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет и проживала отдельно от родителей, что подтверждается постоянной регистрацией. Также установлено, что по месту регистрации Бородулина С.С. в <адрес>, в <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м., принадлежащем на праве собственности его отцу - ФИО7, который был зарегистрирован и проживал совместно с ним, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживало не 3 человека, как указано в уведомлении на исключение из программы, а 4 человека (отец - ФИО7, мать - ФИО8, сын - Бородулин Е.С., сын - Бородулин С.С.), что подтверждается справкой из администрации муниципального образования <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, копиями паспортов 4 членов семьи и справкой из отдела МВД России по <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, что в соответствии с учетной нормой общей площади жилого помещения, принятой на территории муниципального образования <адрес> (12 кв.м.), составляла менее учетной нормы на одного человека (10,7 кв.м.). С 01.09. 2006 года Бородулин С.С. поступил в ФГБО УВПО «Ставропольский государственный университет» на первый курс очного отделения переехал в <адрес> и проживал отдельно от родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в общежитии, предоставленного университетом, расположенного по адресу: <адрес>, общ. 1, что подтверждается временной регистрацией и дипломом об очном образовании. Подтвержденное раздельное проживание сына от родителей, говорит о том что к членам семьи он не относился (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бородулин С.С. проживал совместно со своей будущей женой Бородулиной Е.В. по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения. Зарегистрировав брак ДД.ММ.ГГГГ, их семья продолжила проживать по вышеуказанному адресу. Все документы, на отсутствие которых ссылается Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, при исключении их семьи из программы «Молодая семья» предоставлены в полном объеме. Их семья недвижимого имущества в собственности не имела и не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, по договорам найма к квартире площадью 37.1 кв.м. Просили суд признать незаконным и отменить постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи Бородулиных из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муницпипальной целевой программе «Обеспечение жильем населения <адрес> на период 2010 года» и признать семью из 4 человек: Бородулин С.С., Бородулина Е.В., Бородулин В.С., Бородулина Е.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию восстановить семью Бородулиных на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Бородулина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и суду пояснила, что насколько они поняли, администрация ссылается на то, что в основном донесли документы, договоры социального найма, которыми они подтверждают пять лет до даты постановки на учет. Они в свою очередь запрашивали из администрации <адрес> подтверждающие документы, из отдела полиции сведения о прописке и документы из миграционной службы. Второй вопрос, состоял в том, что не было реестра от матери Бородулиной Е.В., подтверждающего, что это единственное жилье, данный реестр имеется в оригинале о том, что это единственное жильё на дату подачи заявления. С мужем Бородулина Е.В. познакомилась, когда им было по 17 лет. Она проживала одна в квартире отдельно от родителей, когда поступила на первый курс института в 17 лет.

Истец Бородулин С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и суду пояснил, что в постановлении указано, что он с 2005 года по 2010 год проживал в <адрес>, в составе семьи три человека. С 2005 года по 2007 год имеется и справка администрации <адрес> и выписка из отдела по вопросам миграции отдела полиции МВД по <адрес>, о том, что в указанном домовладении было зарегистрировано четыре человека, там проживал еще брат истца, но с 206 года с сентября месяца он поступил в Ставропольский государственный университет и переехал в <адрес> и после поступления проживал в общежитии на Тухачевского, 34/1, и у него была временная регистрация, что подтверждается выпиской из отдела полиции отдела по вопросам миграции. Другого места прописки у него не было, соответственно, на тот момент даже 2005-2006 года было не три человека, а четыре и общая площадь была меньше учетной нормы, то есть менее 12 кв.м. После того как он переехал, он как был нуждающимся в соответствии со ст. 51 Жидищного Кодекса Российской Федерации, так и остался нуждающимся, поскольку стал жить отдельно и перестал являться членом семьи.

В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> по доверенности Каменев А.Ю. заявленные исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, а также предоставил суду возражения в которых указал, что постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» его семья в составе 3 человек (жена - Бородулина Е.В., 1988 года рождения, муж - Бородулин С.С., 1989 года рождения, сын - Бородулин В.С., 2010 года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года». Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года» их семья признана в качестве участника ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года». Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в составы молодых семей – участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в состав семьи Бородулиных включена дочь - Бородулина Е.С., 2014 года рождения, и считается состав семьи Бородулиной Е.В. 4 человека: она, муж - Бородулин С.С., 1989 года рождения, сын - Бородулин В.С., 2010 года рождения, дочь - Бородулина Е.С., 2014 года рождения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления и документов в администрацию <адрес>) его семья была зарегистрирована в однокомнатной <адрес>, в <адрес>, общей площадью 46,5 кв.м., в которой проживало 4 человека. Следовательно, была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако в материалах учетного дела отсутствуют справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности у совместно зарегистрированной с Бородулиной Е.В. на момент признания ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе по адресу: <адрес>, ее матери - ФИО6 (собственника указанной квартиры). В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Кроме того, на момент признания семьи Бородулиных нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе не были представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно: копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие указанных документов не позволяло установить, являлась ли семья Бородулиных нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи Бородулиных общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи. Также установлено, что по месту регистрации Бородулина С.С. в <адрес>, в <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м., принадлежащем на праве собственности его отцу - ФИО7, который был зарегистрирован и проживал совместно с ним, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживало 3 человека, что подтверждается копией домовой книги. В соответствии с решением совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования <адрес>», установлена учетная норма общей площади жилого помещения на территории муниципального образования <адрес> 12 кв.м. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 указанного Кодекса срок. Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В связи с изложенным и на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был исключен п. 2 приложения к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года». Вместе с тем, представитель ответчика считает необходимым обратить внимание на следующее. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно пункту 2 статьи 2 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12. 2010 года «О федеральной целевой программе «Жилище», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»). Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6). В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Позиция администрации города Ставрополя находит свое подтверждении и в сложившейся судебной практике. Считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, не явился, уважительных причин неявки в судебное заседание не представил, поэтому суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле материалам.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу, что заявленные истцами исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как следует из свидетельства о заключении брака , выданного ДД.ММ.ГГГГ, Бородулин С.С. и Бородулина Е.В. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о рождении , выданному ДД.ММ.ГГГГ, у Бородулина С.С. и Бородулиной Е.В. 3ДД.ММ.ГГГГ родился сын Бородулин В.С.

ДД.ММ.ГГГГ Бородулин С.С. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением, в котором просил признать его семью в составе 3 человек нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года», предоставив документы подтверждающие наличие такого права согласно списка указанного в заявлении.

На основании предоставленных суду документов, в том числе, копии домовой книги, справок ГУП СК «Крайтехинвентаризация», уведомлений Управления Росреестра по <адрес> судом установлено по состоянию на дату подачи заявления и документов в администрацию <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ семья Бородулиных в составе семьи 3 человека: Бородулина Е.С., муж - Бородулин С.С., 1989 года рождения, сын - Бородулин В.С., 2010 года рождения, недвижимого имущества в собственности не имела и была зарегистрирована в однокомнатной <адрес>.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ, данная квартира, общей площадью 46,5 кв.м., в которой проживало 4 человека, принадлежит на праве собственности ФИО6, которая приходится матерью Бородулиной Е.С.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» семья Бородулиных в составе 3 человек (жена - Бородулина Е.В., 1988 года рождения, муж - Бородулин С.С., 1989 года рождения, сын - Бородулин В.С., 2010 года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года» семья Бородулиных в составе 3 человек (жена - Бородулина Е.В., 1988 года рождения, муж - Бородулин С.С., 1989 года рождения, сын - Бородулин В.С., 2010 года рождения) признана в качестве участника ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года».

Как следует из свидетельства о рождении , выданного ДД.ММ.ГГГГ, у Бородулина С.С. и Бородулиной Е.В. ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь Бородулин Е.С.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в состав семьи Бородулиных включена дочь - Бородулина Е.С., 2014 года рождения, состав семьи составил 4 человека: Бородулина Е.С., муж - Бородулин С.С., 1989 года рождения, сын - Бородулин В.С., 2010 года рождения, дочь - Бородулина Е.С., 2014 года рождения.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ исключен п. 2 списка, тем самым, семья Бородулина В.С. исключена из списка граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года».

Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ до сведения Бородулина С.С. доведено, что основаниями исключения его семьи из вышеуказанного списка послужило отсутствие в материалах учетного дела справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности у совместно зарегистрированной с Бородулиной Е.В. на момент признания ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе по адресу: <адрес>, ее матери - ФИО6 - собственника указанной квартиры и копии документа, подтверждающего право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие указанных документов, по мнению ответчика, не позволяло установить, являлась ли семья Бородулиных нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи Бородулиных общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи. Также в качестве основания указано по месту регистрации Бородулина С.С. в <адрес>, в <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м., принадлежащем на праве собственности его отцу - ФИО7, который был зарегистрирован и проживал совместно с ним, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживало 3 человека, что подтверждается копией домовой книги, а в соответствии с решением совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма общей площади жилого помещения на территории муниципального образования <адрес> 12 кв.м.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, в случаях выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для исключения семьи Бородулина С.С. граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» по основаниям предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

Доказательств, подтверждающих тот факт, что при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Бородулиным С.С. были допущены нарушения законодательства и он представил недостоверную информацию о жилищный условиях и составе своей семьи, им совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, требующих участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем ответчиком не представлено.

Основание, выразившееся в непредставлении истцом полного пакета документов, в частности, справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности у матери Бородулиной Е.В. - ФИО6 в квартире принадлежащей которой, проживали истцы со своей семьей, не предусмотрено пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. Более того, согласно предоставленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости на правах отдельного лица на имевшиеся объекты недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО6 право собственности на жилые помещения, за исключением расположенного по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.

Основание выразившиеся в не предоставлении документа, подтверждающего право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе, не конкретизировано, не позволят истцам установить о каком документе говорится в уведомлении.

Частью 4 ст. 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Предоставление указанных ответчиком документов, требованиями жилищного законодательства, а также постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года" не предусмотрено. Сведений о том, что данные документы были истребованы ответчиком с момента подачи Бородулиным С.С. заявления и до вынесения постановления об исключении его семьи истцом из списка материалы учетного дела не содержат и ответчиками не предоставлены, хотя такое право предоставлено органу, принимающим решение о предоставлении жилищной социальной выплаты.

Обстоятельства не предоставления дополнительных документов, которые по мнению истца необходимы для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, не может быть расценено как выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности, а потому не является законным основанием для снятия семьи Бородулиных с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Довод ответчика указанный в уведомлении, о том, что по месту регистрации Бородулина С.С. в <адрес>, в <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м., принадлежащем на праве собственности его отцу - ФИО7, который был зарегистрирован и проживал совместно с ним в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживало 3 человека, опровергается материалами дела, справкой из администрации муниципального образования <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, копиями паспортов 4 членов семьи и справкой из отдела МВД России по <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление надлежащим образом не мотивировано, не содержит указания на то, какие сведения, не соответствующие действительности и послужившие основаниям для принятия на учет, были выявлены в представленных истцом документах, также не указано на какие-либо неправомерные действия должностных лиц, органа осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии Бородулина С.С. и его семьина учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий. При этом данное нарушение не является формальным, так как, соблюдение требований к содержанию решения, является обязательным для исполнения, и кроме того, при их отсутствии нарушается право гражданина на получение мотивированного и законного решения муниципального органа.

Таким образом, учитывая, что судом признано незаконным и отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд полагает, что подлежит удовлетворению требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, в связи с чем, истцы подлежат восстановлению на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем, поскольку решением суда истцы восстановлены на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, правовых оснований для принятия судом решения о признании их семьи из 4 человек: Бородулин С.С., Бородулина Е.В., Бородулин В.С., Бородулина Е.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку права истцов восстановлены в полном объеме и удовлетворение исковых требований в данной части не направлено на восстановление нарушенных прав истцов и предметом настоящего спора не является.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, а также их заявлениями в судебном заседании о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к изложенным выводам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бородулина Станеслава Станеславовича, Бородулиной Елены Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Бородулина Владимира Станеславовича, Бородулиной Елены Станеславовны к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, Администрации города Ставрополя о признании постановления недействительным, понуждении устранить допущенные нарушения, – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» в части исключения пункта 2 приложения к постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать администрацию города Ставрополя восстановить семью Бородулина Станеслава Станеславовича, Бородулину Елену Владимировну, несовершеннолетних Бородулина Владимира Станеславовича, Бородулину Елену Станеславовну в списке граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» с момента их постановки на учет.

В остальной части в удовлетворении заявленных Бородулиным Станеславом Станеславовичем, Бородулиной Еленой Владимировной, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Бородулина Владимира Станеславовича, Бородулиной Елены Станеславовны, к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, Администрации города Ставрополя – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 ноября 2018 года.

Судья А.И.Эминов

2-3156/2018 ~ М-3049/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бородулин Станеслав Станеславович
Бородулина Елена Владимировна
Бородулин Владимир Станеславович
Бородулина Елена Станеславовна
Ответчики
КУМИ г. Ставрополя
Администрация г. Ставрополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Эминов Алексей Иванович
Дело на странице суда
oktyabrsky--stv.sudrf.ru
17.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2018Передача материалов судье
22.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.10.2018Предварительное судебное заседание
08.11.2018Судебное заседание
13.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Дело оформлено
21.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее