Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-167/2013 (2-2678/2012;) ~ М-2767/2012 от 04.12.2012

Дело № 2 - 167/2013 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2013 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Юсуповой Ф.М.,

при секретаре Андриевской М.С.,

с участием представителей истца по доверенности Костаревой В.А., Новоселовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костарева В.А. к администрации МО «Култаевское сельское поселение» о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Администрации Култаевского сельского поселения о признании за ним права собственности на земельный участок размером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Култаевское <данные изъяты>, кадастровый номер , указав, что данный участок выделен ему в 1996 году главой Култаевского сельсовета Худаниным В.П.на основании письменного заявления, свидетельство о праве собственности на землю не выдавалось. На неоднократные его просьбы о выдаче свидетельства администрация Култаевского сельского поселения ответила отказом, сообщив, что документов о выделении нет, договор аренды не заключался, выдать правоудостоверяющий документ на земельный участок администрация отказала, согласно выписки из похозяйственной книги о наличии земельного участка местонахождение его неизвестно, размеры разные, участком пользуется и оплачивает налоги по настоящее время, 21.09.2011 года им проведено межевание земельного участка площадью 916 кв.м.. Просит учесть, что из запроса из ИФНС РФ, что он в списках налогоплательщиков значится, полагает, что не оформление документов на земельный участок, а также налоговые уведомления на земельный налог не служат основанием для отказа в признании права собственности на участок.

Истец в суде не участвовал, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца по доверенности Костарева В.А. на иске настаивала, пояснила, что земельный участок находится в их пользовании с 1996года, не изымался, расположен в поле, был свободен, находится между другими участками, постановление о предоставлении участка им отсутствует, до 2003 года вносили налоги в администрацию Култаевского сельского поселения за 10 соток, участок не прошел регистрацию в регистрационной службе, полагает, что сведения в налоговую инспекцию поданы администрацией Култаевского сельского поселения, письменных доказательств о выделении спорного земельного участка не имеет, адрес <данные изъяты> появился 3-4 года назад.

Представитель истца Новоселева Н.Н. на иске настаивала, пояснила, что истец обращался в различные инстанции документы об оформлении прав на земельный участок не найдены, в том числе и архиве Култаевского сельского поселения, ФКП сообщило, что участок учтен в 2005 году, полагает, что на кадастровый учет поставлен администрацией Култаевского сельского поселения.

Ответчик Администрация Култаевского сельского поселения представителя в суд не направила, о слушании дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя, сообщила, что земельный налог ранее начислялся всем пользователям за использование земельного участка, информация в похозяйственную книгу подавались гражданином, пользующим земельным участком и количество соток записывалось с его слов (дл.д.68) Мнения по иску не выразила.

Третье лицо Пермский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю представителя в судебное заседание не направил, согласно письменного отзыва, считает, что судебное решение может быть одним из оснований возникновения прав, просит рассмотреть без них (л.д.74).

Суд, заслушав пояснения сторон, оценив доказательства в совокупности, находит иск необоснованным и в удовлетворении должно быть отказано.

Судом достоверно установлено, что спорный земельный участок 916 кв.м. находится в постоянном бессрочном пользовании у истца, согласно кадастровой выписки относится к право обладателю в лице муниципальной собственности –администрации Пермского района. Суду не представлено безусловных письменных доказательств о правовых основаниях признания права собственности за истцом, поскольку какого-либо документа, подтверждающего право собственности Костарева В.А. на спорный земельный участок не представлено, сведения об уплате земельного налога не свидетельствуют о принадлежности именно данного спорного земельного участка истцу на праве собственности, поскольку в соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. (в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.11.2010 N 308-ФЗ), в данном случае установить за какой именно земельный участок уплачивался налог Костаревым не представляется возможным.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

До 1 сентября 2006 года Земельным кодексом РФ было предусмотрено право гражданина на однократное приобретение в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в его постоянном (бессрочном) пользовании (п. 5 ст. 20 ЗК РФ) либо в его пожизненном наследуемом владении (п. 3 ст. 21 ЗК РФ).

С учетом положений п. 3 ст. 28 ЗК РФ процедура переоформления прав на земельный участок включала несколько стадий:

- подачу заявления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве при переоформлении ранее возникшего права;

- принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка на соответствующем плане;

- подготовку документов для государственной регистрации прав, включая изготовление кадастрового плана;

- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Федеральным законом N 93-ФЗ от 30 июня 2006 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрошенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", вступившим в силу с 1 сентября 2006 года, приведенные нормы закона признаны утратившими силу, а установленный порядок переоформления ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения изменен на регистрацию в упрощенном порядке ранее возникшего права на землю.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ) регистрация ранее возникшего права на земельный участок в упрощенном порядке возможна при одновременном наличии следующих условий:

- земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть до 30 октября 2001 года;

- земельный участок предоставлен в строго определенных целях: для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок был предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права;

- поставлен вопрос о регистрации права собственности, а не иного права.

Основания для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок предусмотрены ч. 2 ст. 25.2 названного Федерального закона N 122-ФЗ (акт о предоставлении земельного участка, свидетельство о праве на земельный участок, выписка из похозяйственной книги в отношении участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок).

Обязательным приложением к вышеназванному документу является кадастровый план (кадастровый паспорт) соответствующего земельного участка.

Государственная регистрация права собственности гражданина па вышеуказанный земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в представленном в соответствии с пунктом 2 ст. 25.2 документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка. Аналогичная норма содержится в пункте 6.1 ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".

Анализ" указанных правовых норм свидетельствует, что в каждом конкретном случае необходимо, проверять, действительно ли возник спор о праве на земельный участок, нарушены ли ответчиком права истца и отсутствует ли возможность к регистрации права собственности истца в порядке, установленном ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Одним из обстоятельств, имеющих значение по делам о признании права собственности на фактически используемый земельный участок, является правомерность землепользования, которая может быть доказана путем представления практически любых документов, удостоверяющих право на земельный участок, в данном случае таковых суду не представлено.

В частности, к таким документам в соответствии с п. 5 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утв. Роскомземом 20 мая 1992 года, относятся государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйствепные книги, планово-картографические и другие материалы, имевшиеся в районных комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских администрациях, у самих землепользователей.

Письмом Минжилкомхоза РСФСР N 20-15-1-4/Г-9808р было разъяснено, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.

Принимая во - внимание правоподтверждающий характер записей в похозяйственной книге, в силу п. 5 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" выписка из похозяйственной книги, выданная органом местного самоуправления по форме, утвержденной Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 года N 146, признана основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Из исследованной судом похозяйственной книги в отношении земельного участка предоставленного Костареву В.А., находящегося в пользовании истца следует, что на 01.01.1995 г. площадь участка составляет 0,05 га, при этом адрес, основания возникновения прав на землю и основания изменения площади земельного участка не указаны.

В кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером сведения о регистрации прав отсутствуют, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.10-13).

Согласно справке №65 от 30.08.2011 года Администрации Култаевского сельского поселения земельный участок по адресу ул.Таежная д.Копылыв собственность Костареву В.А. не предоставлялся, договор аренды на земельный участок не заключался (л.д.35).

В соответствии с абзацем 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Положениями ст. 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые в
соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, помогут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Частью 1 ст. 71 ГПК РФ предусмотрено, что письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В соответствии со ст. 1 1 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Статье 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 60 ЗК РФ, Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2)        самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. "Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) Приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов
исполни тельных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3)               восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Истцом не представлено, сведений :чем же нарушила администрация Култаевского сельского поселения его права, не указано об этом в исковом заявлении.

Доказательств о досудебном порядке и решении вопроса истцом о предоставлении данного конкретного участка через Муниципальное образование –Пермский район, т.е иным способом разрешить спор с собственником истец также не решал.

Ввиду отсутствия доказательств предоставления Костареву В.А. спорного земельного участка, площадью 916 кв. м, на условиях права собственности, в порядке, установленным законодательством, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требования истца.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером , находящийся на ул.Таежная д.Копылы истцу Костареву В.А. отказать.

На решение может быть принесена жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня изготовления решения окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04.02.2013 года.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Ф.М.Юсупова

2-167/2013 (2-2678/2012;) ~ М-2767/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Костарев Василий Андреевич
Ответчики
Администрация Култаевского сельского поселения
Другие
Управление Росреестра Пермского края
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Юсупова Фагиля Мавлизяновна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
04.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2012Передача материалов судье
07.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.01.2013Предварительное судебное заседание
29.01.2013Предварительное судебное заседание
29.01.2013Судебное заседание
05.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее