Дело № 12-91/2017
Р Е Ш Е Н И Е
02 марта 2017 года город Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Баранова Т.В., рассмотрев жалобу казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия", ОГРНЮЛ № от ДД.ММ.ГГГГ г., ИНН №, на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Прионежскому району от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Прионежскому району от ДД.ММ.ГГГГ г. казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (далее - КУ РК "Управтодор РК", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
С таким постановлением должностного лица не согласен защитник Учреждения, в поданной жалобе просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указал, что в связи с вступлением в силу с 15 февраля 2015 г. "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, положения ГОСТ Р 52766-2007 не применяются с 01 сентября 2016 г. и в состав работ по содержанию дорог не входит устройство тротуаров, пешеходных переходов и стационарного электрического освещения. Поскольку КУ РК "Управтодор РК" требования упомянутого технического регламента в части содержания автомобильных дорог выполняет и ГОСТ Р 52766-2007 подлежит применению только при проектировании дорог, отсутствие тротуаров на существующих автомобильных дорогах не снижает минимально необходимые требования безопасности. Ссылаясь на выполнение КУ РК "Управтодор РК" уставных задач посредством заключения государственных контрактов после доведения лимитов бюджетных обязательств, отсутствие необходимого финансирования и обращение в Государственный комитет Республики Карелия по транспорту с просьбой о включении в план-график выполнения соответствующих работ и выделении денежных средств, указывает, что Учреждение не является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет свою деятельность путем размещения государственных заказов.
В судебном заседании защитник заявителя, действующая по доверенности, подержала доводы жалобы.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по Прионежскому району, действующий по доверенности, с доводами жалобы не согласился, полагал отказать в удовлетворении жалобы.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Исходя из положений ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 300000 руб.
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения) лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги, в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Из материалов дела следует, что согласно уставу КУ РК "Управтодор РК" создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями его деятельности, среди прочих, являются обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения (пп. 2.1, 2.2).
Для достижения установленных уставом целей учреждение осуществляет, в том числе, выполнение функций заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; выполнение функций заказчика по подготовке проектной документации на ремонт и содержание соответствующих дорог; подготовку и представление предложений в Государственный комитет Республики Карелия по транспорту по выполнению дорожных работ; подготовку проектной документации на ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п. 2.3 устава).
Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужило то обстоятельство, что Учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, ДД.ММ.ГГГГ г. на участке автомобильной дороги в районе дома № по ул.... Прионежского района Республики Карелия, проходящей по автомобильной дороге регионального значения «...» ... км, расположенной в границах ... сельского поселения, в нарушение вышеприведенных норм допустило отсутствие тротуара, тем самым не выполнив обязанность по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями ГОСТ.
Указанные обстоятельства и вина Учреждения в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения; письменными объяснениями защитника Учреждения.
Указанные в постановлении нарушения требований ГОСТ Учреждение по существу не оспаривает.
При таких обстоятельствах в действиях Учреждения правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что с 01 сентября 2016 г. не подлежат применению положения ГОСТ Р 52766-2007 ввиду вступления в силу "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", являются несостоятельными, поскольку с учетом положений ст. 4 упомянутого регламента, а также пп. 4.5.2, 4.5.3 ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения", применяемых с 01 сентября 2016 г. в соответствии с Перечнем стандартов, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. N 159 (в редакции от 29 декабря 2015 г.), наличие у учреждения обязанности по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов (в том числе ГОСТ Р 52766-2007) не исключают.
Доводы жалобы об обращении КУ РК "Управтодор РК" в Комитет Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи в целях разработки плана-графика выполнения и финансирования соответствующих работ и выделения денежных средств не свидетельствуют в достаточной степени о невозможности соблюдения юридическим лицом обязательных требований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Санкция ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере 300000 руб. Таким образом, должностное лицо при вынесении постановления учел смягчающие вину обстоятельства и назначил Учреждению наказание ниже низшего предела.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица является законным, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Прионежскому району от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Т.В.Баранова