Дело №2-347/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2016 года г.Семенов
Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шутова В.А., с участием заместителя Сухобезводнинского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нижегородской области Наволокина И.И., при секретаре судебного заседания Семериковой О.Ф., а также с участием истца Алексеева С.А., представителя ответчика ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области по доверенности Иголкиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Алексеева С.А. к ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Алексеева С.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 900000 рублей.
Из искового заявления следует, что истец в июне 2013 года был переведен из ФКУ ИК-1 в ЕПКТ ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области. По прибытию в ЕПКТ он был распределен в камеру №, где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Его нахождение в камере № ЕПКТ ФКУ ИК-14 осуществлялось с нарушением законодательства, в условиях, унижающих его личное достоинство и подрывающих его здоровье, создающих угрозу возникновения хронических заболеваний. Камерное помещение №, в котором он содержался в ЕПКТ не оборудовано в соответствии с Приказом Минюста РФ от 03.11.2015 года №205 и ФЗ №103 от 15.07.1995 года. Камерное помещение № оборудовано 4 спальными местами. В период его содержания в камере находилось от двух до пяти человек. Площадь камеры была очень маленькая, на одного осужденного не выходила санитарная площадь в размере 4 кв.м. Из-за чего постоянно приходилось испытывать нравственные страдания. Чтобы умыться и почистить зубы приходилось ждать по полчаса и больше. Чтобы справить естественные надобности приходилось также терпеть по полчаса и больше. Санузел был ничем не отгорожен, тем самым нарушались нормы приватности. В связи с указанными обстоятельствами в камере стоял фекально-мочевой запах, при этом пищу приходилось принимать фактически возле санузла. Пищу приходилось принимать по очереди, так как все находящиеся осужденные не умещались за один стол. В камере был постоянный полумрак, что негативно отразилось на зрении. Отсутствие радиоприемника усугубляло моральное страдание, пребывание в этих условиях создавало атмосферу поной отрешенности и окончательно подавляло психику, что являлось причиной глубокой болезненной депрессии.
Нефункционирующая вентиляция являлась причиной постоянных головных болей из-за смрада и дыма. На стенах камеры находилась годами осевшая пыль, что создавало опасность бронхиально - легочных заболеваний.
Медицинская помощь ни разу не оказывалась, хотя он неоднократно обращался с зубной болью. Нахождение в антигигиенических условиях подвергало опасности заражения кишечно-инфекционными заболеваниями. Нахождение в указанных условиях содержания унижало его личное достоинство и негативно отразилось на состоянии здоровья, в том числе повлекшее хроническое депрессивное состояние. Данное обращение в подобных условиях содержания не может рассматриваться как совместимое с требованиями ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Считает, что нахождение в данных условиях причинило истцу моральный вред.
В судебном заседании истец Алексеева С.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области по доверенности Иголкина А.И. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец был переведен в единое помещение камерного типа ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области из ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ. Содержался в ЕПКТ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в камере № ЕПКТ содержался только в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной период истец содержался в камере №, 13. В период содержания истца в камере № ЕПКТ, камера соответствовала требования приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". В камере № имеется 4 откидных спальных места, стол для приема пищи, 2 скамейки по длине стола, умывальник, настенный шкаф для хранения продуктов, бак для питьевой воды. В камере № имеется окно для освещения естественным светом, кроме того над входной дверью в камеру установлена лампа, что позволяет хорошо освещать камеру. Камера оборудована санузлом, присутствует вентиляционное отверстие. Площадь камеры не противоречит нормам УИК РФ – на четверых осужденных общая площадь составляет 8,6 кв.м. В соответствии со ст. 161 указанных Правил, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 №205, дежурство в камерах ЕПКТ возлагается поочередно на каждого осужденного. Согласно вышеуказанных норм осужденные, находящиеся в камерах ЕПКТ в период содержания истца поочередно производили уборку камер и следили за чистотой. Сотрудниками медицинской части при ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области производился ежедневный обход, каких-либо обращений в медицинскую часть со стороны истца в указанный им период не имеется.
В связи с чем просит в исковых требованиях отказать за необоснованностью.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без их участия, также представлены возражения относительно исковых требований, в которых ответчик просит в их удовлетворении отказать за необоснованностью.Привлеченный судом в качестве третьего лица и.о. начальника ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области Гужов А.И. в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.
Допрошенный по ходатайству истца в качестве свидетеля ФИО7 в судебном заседании показал, что в 2013-2014 г. находился в ЕПКТ ФКУ ИК-14 в одной камере № с осужденным Алексеева С.А. Сначала в камере находилось 4 человека, потом 5 человек на протяжении 11 месяцев, спали на полу поочердно.
Допрошенный по ходатайству истца в качестве свидетеля ФИО8 в судебном заседании показал, что также содержался вместе с осужденным Алексеева С.А. в одной камере в ЕКПТ ФКУ ИК-14, в камере вместо 4 человек находилось пять осужденных, пятый осужденный спал под нарами, их постоянно избивали и унижали.
Заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебном заседании установлено, что истец Алексеева С.А. был переведен в единое помещение камерного типа ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области из ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ. Содержался в ЕПКТ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается камерной карточкой. Согласно исследованного в судебном заседании фотоматериала – камеры № ЕПКТ ФКУ ИК-14 в камере № имеется 4 откидных спальных места, стол для приема пищи, 2 скамейки по длине стола, умывальник, настенный шкаф для хранения продуктов, бак для питьевой воды, имеется окно для освещения естественным светом, над входной дверью в камеру установлена лампа дневного света, что соответствует требованиям приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". Также, камера оборудована санузлом, имеется вентиляционное отверстие.
Согласно ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее 2 кв.м.
Площадь камеры № ЕПКТ, согласно технического паспорта, составляет 8.6 кв.м., т.е. с учетом того, что камера рассчитана на 4 человека, то на каждого осужденного предусмотрено 2,15 кв.м., что не противоречит ст.99 УИК РФ.
В своих доводах истец ссылается на ненадлежащие санитарно-гигиеническое состояние камеры № ЕПКТ.
В соответствии с п. 161 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждения, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 №205, дежурство в камерах ЕПКТ возлагается поочередно на каждого осужденного.
Согласно ст. 162 Правил, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 №205, дежурный по камере: следит за сохранностью камерного инвентаря, оборудования и другого имущества; получает для осужденных посуду, инвентарь для уборки камеры и сдает их; следит за чистотой в камере; производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора; моет бачок для питьевой воды. Другие обязанности дежурного могут устанавливаться администрацией ИУ.
Согласно медицинской справки начальника здравпункта ФКУ ИК-14 ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, при ежедневном обходе медицинскими сотрудниками камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ санитарное состояние было удовлетворительное.
Согласно медицинской справки начальника здравпункта ФКУ ИК-14 ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Алексеева С.А., 1981 года рождения, прибыл в ФКУ ИК-14 ДД.ММ.ГГГГ, в анамнезе диагноз: практически здоров. При осмотре осужденного выявлено ушиб левой голени, со слов осужденного ударился о скамейку во время прогулки. Зарегистрирован в журнал учета травматизма. За время пребывания в ИК-14 с жалобами на состояние здоровья к медицинским работникам не обращался.
Проверить доводы истца, а также допрошенных свидетелей о том, что в камере ЕПКТ вместе с истцом находилось 5 человек, вместо четверых, суду не представляется возможным, поскольку согласно справки начальника отдела безопасности ФКУ ИК-14 ФИО10 за №/ТО/40/5/2 предоставить видеосъемку за период содержания Алексеева С.А. в ЕПКТ в камере № не представляется возможным в виду ее уничтожения. На основании приказа Минюста РФ от 04.09.2006 года №278 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», а также указания ФСИН России от 20.08.2013 года №08/27-734 «О повышении эффективности использования средств видеонаблюдения учреждениями УИС» срок хранения видеоархивов с камер видеонаблюдения составляет до 1 года, видеорегистраторов 30 суток. Представленные ответчиком суду камерные карточки также не подтверждают нахождение осужденных в камере № ЕПКТ ИК-14 постоянно более четырех человек.
С учетом изложенного, суд считает, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении, своего подтверждения в судебном заседании не нашли, в связи с чем в исковых требованиях к ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 900000 руб. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Алексеева С.А. к ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд Нижегородской области в течение месяца.
Судья В.А. Шутов