№ 2а-13/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2020 г. г. Суоярви
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Зайкова С.Н., при секретаре Виноградовой Т.С., рассмотрев административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Карелия к Баранову В.А. о взыскании недоимки по уплате налога и пени,
у с т а н о в и л:
Административный иск подан по тем основаниям, что Баранов В.А. является налогоплательщиком земельного налога, в связи с чем в его адрес было направлено налоговое уведомление, в котором указан налог, подлежащий уплате за хх.хх.хх г.. Сумма налога в установленный законом срок не была уплачена административным ответчиком, в связи с чем Баранову В.А. было выставлено требование об уплате налога и пени № от хх.хх.хх г. на сумму недоимки 61373,39 руб. и пени 281,81 руб. Указанное требование административным ответчиком не исполнено. На основании вышеизложенного, с учетом уточнения в части указания земельного участка с кадастровом номером №, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу за хх.хх.хх г. год в общей сумме 61373,39 руб. и пени в сумме 281,81 руб.
В связи с предоставлением административным ответчиком сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка за № и копии платежного поручения от хх.хх.хх г. об уплате земельного налога за Баранова В.А. за хх.хх.хх г. г. на сумму 88014,00 руб., Инспекция с учетом уточнения, просит взыскать с Баранова В.А. недоимку по земельному налогу за 2016 в сумме 18641,39 руб.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения административного иска судом надлежащим образом извещен. В материалы дела представлено письменное заявление об уточнении заявленных исковых требований.
Административный ответчик Баранов В.А. в судебном заседании оспаривал наличие задолженности по земельному налогу за хх.хх.хх г. г., указав, что земельный налог за хх.хх.хх г. год им оплачен в хх.хх.хх г. года и в большем размере чем было исчислено, следовательно полагает, что задолженность за хх.хх.хх г. год у него отсутствует, приложив копию платёжного поручения за № от хх.хх.хх г.. Его бухгалтер исчислил налог за хх.хх.хх г. год и оплатила согласно платежного поручения, в котором в качестве назначения платежа было указано «Земельный налог за Баранову В.А. за хх.хх.хх г. год». Данный платеж предназначался за земельный налог хх.хх.хх г. года. Налог исчислялся согласно имеющимся документам и налогового уведомления он не ждал, так как в это время у него были свободные денежные средства. Распоряжений об оплате данной суммы за земельный налог хх.хх.хх г. год, он не давал, так как считал, что он оплачен. В случае если было бы выставлено требование по оплате земельного налога за хх.хх.хх г. год, он бы его оспорил. У него имеются постоянные споры с налоговой инспекцией, так как они неверно исчисляют налог. Считает, что данный платеж должен быть направлен за налог хх.хх.хх г. год, а излишки на будущие платежи по его заявлению. Ошибки в заполнении платёжного поручения являются техническими ошибками, а назначение платежа указано верно, что не могли не видеть в налоговой инспекции. Просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ ответчик является плательщиком земельного налога, на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговые органы, в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1 ст.45 НК РФ).
На основании подп. 2 п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщики, в свою очередь, обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах в сборах (подп.7 п.1 ст.23 НК РФ). Согласно ст.31 НК РФ налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, производится в судебном порядке.
Из материалов дела следует, с учетом уточнения в части указания земельного участка с кадастровом номером № и не оспаривается административным ответчиком, Баранов В.А. в хх.хх.хх г. являлся собственником следующих земельных участков: с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №; с кадастровым номером №. В связи с чем, обязан к уплате земельного налога, имеет недоимку за хх.хх.хх г. год в общей сумме 61655,20 руб., в том числе: земельный налог за хх.хх.хх г. год – 61373,39 руб. и пени, начисленные за неуплату земельного налога в установленный законом срок – 281,81 руб. В материалы дела административным истцом представлено налоговое уведомление № от хх.хх.хх г. (с учетом перерасчета земельного налога по налоговому уведомлению №), на уплату земельного налога за хх.хх.хх г. год в сумме 67140,00 руб., срок уплаты до хх.хх.хх г.). Представлено требование № от хх.хх.хх г. об уплате данного налога на общую сумму 61373,39 руб. (с учетом переплаты 67140,00 руб. – 5766,61 руб.) и пени на сумму 281,81 руб., определен срок уплаты – до хх.хх.хх г.. Ввиду неисполнения административным ответчиком вышеуказанного требования об уплате налога, административный истец обратился за выдачей судебного приказа, который был отменен по заявлению административного ответчика определением мирового судьи судебного участка Суоярвского района Республики Карелия от хх.хх.хх г..
Порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определен ст.48 НК РФ, согласно которой заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пунктом 3 ст.363 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, порядок направления требований об уплате налогов и сборов определен главой 10 НК РФ, где также установлены сроки и условия направления таковых. В соответствии с абзацем первым пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как указано в п.53 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Между тем, в судебном заседании установлено, стороной административного истца подтверждено и не оспаривается тот факт, что действительно административным ответчиком по платежному поручению № от хх.хх.хх г. на счет Инспекции поступили денежные средства от Баранова В.А. на общую сумму 88014,00 руб.
Согласно пункта 1.15 «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденного ЦБ РФ 19.06.2012 г. N 383-П (зарегистрировано Минюстом РФ 22.06.2012 г. № 24667) на основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.
В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию (п. 1.19 Положения).
Таким образом, добровольный порядок уплаты налогоплательщиком суммы налога, в отличие от его принудительного взыскания (ст.ст.69, 46, 47 НК РФ), предполагает, что назначение платежа определяется налогоплательщиком, а не налоговым органом.
Приказом от 12.11.2013 г. № 107Н Министерством финансов Российской Федерации утверждены Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
В платежном поручении от хх.хх.хх г. налогоплательщик определенно указал налоговый период, за который им уплачивался налог – земельный налог за хх.хх.хх г. год.
Сумма налога в размере 88014,00 руб., уплаченная по платежному поручению, превышает сумму налога, заявленную ко взысканию в налоговом требовании от хх.хх.хх г. об уплате земельного налога за хх.хх.хх г. год и пени, и составляет - 61373,39 руб. и пени - 281,81 руб.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для признания исполненной налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога за более ранние налоговые периоды, а не за 2016 год.
С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В связи с полной уплатой налогоплательщиком земельного налога за хх.хх.хх г. г. в установленный законом срок, начисление пеней в сумме 281 руб. 81 коп. признается судом незаконным.
Доводы административного истца о том, что статус плательщика указан неверно. Вместо физического лица (13) указано «юридическое лицо» (01), указан налоговый период «МС.04.2017,вместо «ГД..2016» таким образом, платежное поручение заполнено не в соответствии с правилами, установленными приказом хх.хх.хх г. № сумма автоматически была распределена по хронологии образования недоимки по земельному налогу за хх.хх.хх г. год, а по состоянию на хх.хх.хх г. земельный налог не был исчислен и его технически не предоставлялось возможным распределить за хх.хх.хх г. год при наличии задолженности за хх.хх.хх г. год суд отвергает, так как из платежного поручения от хх.хх.хх г. прямо следует, что назначение платежа – «Земельный налог», налоговый период «хх.хх.хх г. год», плательщик «Баранов В.А.». Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Таким образом, законодательство не содержит запрет на оплату налога (права на оплату) до получения налогового уведомления. При этом обязанность по уплате налога возникает только после получения уведомления налогового органа. Кроме того, административным ответчиком было направлено заявление о зачете данной суммы в счет погашения налога за хх.хх.хх г. год. О том, что платеж был зачтен за земельный налог хх.хх.хх г. год, административный ответчик узнал в ходе судебного заседания.
При таких обстоятельствах, с учетом уточнения, учитывая, что ко взысканию с Баранова В.А. предъявлена задолженность по земельному налогу за хх.хх.хх г. в сумме 18641,39 руб., и административным ответчиком представлено платежное поручение № от хх.хх.хх г. об уплате земельного налога за хх.хх.хх г. на сумму 88014,00 руб., следовательно, суд приходит к выводу о недоказанности административным истцом обязанности административного ответчика по уплате обязательных платежей и санкций в предъявленном размере за предъявляемый период хх.хх.хх г. год, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Карелия к Баранову В.А. о взыскании недоимки по уплате земельного налога за хх.хх.хх г. и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца после составления полного текста решения через Суоярвский районный суд Республики Карелия.
Судья С.Н. Зайков
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2020 г.