Дело № 2-1730-2019
УИД 26RS0002-01-2019-000697-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 г. г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Полякова О. А.,
при секретаре Шахпазовой О.К.,
с участием:
истца Афанасьева С.Н.,
представителя истца – Чайковской О.П. по ордеру,
представителя ответчика ГУ МВД РФ по СК – Ушараули Е.Н. по доверенности,
помощника прокурора Ленинского района города Ставрополя - Гороховых М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева С. Н. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю о признании незаконной служебной проверки, приказа об увольнении, изменении формулировки приказа об увольнении, обязании выдать направление для прохождения медицинского освидетельствования, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
Афанасьев С.Н. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Р. по Ставропольскому краю, о признании незаконной служебной проверки, приказа об увольнении, изменении формулировки приказа об увольнении, обязании выдать направление для прохождения медицинского освидетельствования, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в органах внутренних дел. В мае 2005 года был уволен из органов внутренних дел. В июле 2007 года в отношении истца было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 139 УК РФ - незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. 07 ноября 2007 года уголовное дело мировым судьёй судебного участка № 5 города Будённовска и Будёновского района Ставропольского края было прекращено по ст. 25 УПК РФ в связи с примирением сторон. 24 октября 2007 года Афанасьев С.Н. был восстановлен на службе в органах внутренних дел и назначен на должность милиционера ОР ППСМ Курского РОВД Ставропольского края.
В декабре 2018 года ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении истца была инициирована служебная проверка по факту несоблюдения ограничений и запретов, установленных федеральными законами.
20 декабря 2018 года по результатам служебной проверки Афанасьев С.Н. был признан виновным в совершении дисциплинарного проступка - нарушении ограничений и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел (п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Истец полагает, что в Приказе ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 20.12.2018 № 719 л/с относительно его увольнения не указаны ни запрет, ни ограничения, которые им нарушены.
Также в первоначальном иске истцом указывалось на незаконность служебной проверки, проведённой в его отношении, с выводами служебной проверки он ознакомлен не был, приказ о наложении дисциплинарного взыскания ему не объявлялся, срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности истек. Просил суд после уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ признать незаконной служебную проверку, утверждённую Приказом ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 17.12.2018 № 1355 дсп; Признать незаконным Приказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 24.12.2018 № 719 л/с об увольнении лейтенанта полиции Афанасьева С. Н. (Б-737176) - инспектора (дорожно-патрульной службы) взвода № 2 в составе отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД г. Пятигорск ГУ МВЛ России по Ставропольскому краю по п. 20 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами), 31.12.2018; Изменить формулировку Приказа ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю от 24.12.2018 г. № 719 л/с об увольнении 31.12.2018 г. лейтенанта полиции Афанасьева С.Н. (Б-737176) – инспектора дорожно-патрульной службы взвода № 2 в составе отдельного батальона ДПС ГИБДД г.Пятигорск МВД России по Ставропольскому краю с п. 20 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами) на п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с увольнением сотрудника по выслуге лет, дающей право на получение пенсии; обязать ГУ МВД России по Ставропольскому краю выдать Афанасьеву Сергею Николаевичу направление для прохождения медицинского освидетельствования в военно-врачебной комиссии в Федеральном казённом учреждении здравоохранения «Медико-санитарной части Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю»; Взыскать с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в пользу Афанасьева С. Н. средний заработок за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением в период с 01.01.2019 по день вынесения решения суда; Взыскать с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в пользу
Афанасьева С. Н. компенсацию морального вреда в размере
10 000 (десяти тысяч) рублей; Взыскать с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в пользу Афанасьева С. Н. возмещение расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В судебных заседаниях Афанасьев С.Н. заявленные исковые требования поддерживал в полном объёме.
Представитель истца адвокат Чайковская О.П. также поддержала уточненные исковые требования по изложенным основаниям, просила иск удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика ГУ МВД по Ставропольскому краю Гороховых М.Ю. по доверенности исковые требования не признал в полном объеме, в материалы дела были представлены письменные возражения относительно заявленных истцом требований.
С учётом представленных суду письменных возражений представитель ответчика просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объёме.
Выслушав участников процесса, приняв во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Афанасьева С.Н. не подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Органы Полиции являются составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции").
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти. Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (подпункт "а" пункт 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377).
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, перечисленными в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу ч. 1 ст. 49 от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел.
Порядок увольнения сотрудников внутренних дел установлен ст. 51 названного закона.
В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее, чем через две недели со дня, когда прямому руководителю или непосредственному руководителю стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки.
Вместе с тем, право сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд предусмотрено в п.47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ».
Поскольку сведения, с которыми не согласен истец, содержатся в официальном документе (заключении служебной проверки) и непосредственно связаны с прохождением им службы в органах внутренних дел, то, соответственно, результаты (заключение) проведения служебной проверки могут быть оспорены в установленном законом порядке, в том числе путем обращения в суд.
Порядок проведения служебных проверок регламентирован Приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ».
В п.1 раздела I. Общие положения - указано, что настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента России от 14.10.2012 № 1377.
Согласно ст.52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
В силу п. 6 данной статьи сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, и имеет право, в том числе, представлять заявления, ходатайства и иные документы
В силу п.30.6 Приказа сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ - служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Как установлено судом из пояснений сторон и материалов гражданского дела, истец Афанасьев С. Н. с апреля 2004 года по 28 апреля 2005 года проходил службу в органах внутренних дел, был уволен 28.04.2005 г. по п. «д» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в связи с нарушением условий контракта, а также с октября 2005 года по 24 декабря 2018 года. На момент увольнения из органов внутренних дел занимал должность инспектора дорожно-патрульной службы взвода № 2 в составе отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД г.Пятигорска ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю в звании лейтенанта полиции.
Приказом ГУ МВД России по Ставропольскому краю № 719л/с от 24.12.2018 года был уволен из органов внутренних дел с должности инспектора дорожно-патрульной службы взвода № 2 в составе отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД г.Пятигорска ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.
Основанием для проведения служебной проверки послужила докладная записка начальника УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковника внутренней службы Близниченко К.В. от 04.10.2018 г. о том, что была проведена сверка списков сотрудников Главного управления и подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне с учётами оперативно-справочной картотеки ИЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю с целью выявления фактов совершения сотрудниками правонарушений, несовместимых со службой в органах внутренних дел, в ходе которой установлено, что на 18 сентября 2018 года на пофамильном учёте в оперативно-справочной картотеке состоят сотрудники, в отношении которых вынесены постановления о прекращении уголовных дел по не реабилитирующим основаниям, либо они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных особенной частью УК РФ, в числе которых указан и Афанасьев С.Н.
В рамках служебной проверки установлено, что в отношении Афанасьева С.Н. 21.07.2007 года возбуждалось уголовное дело № 90097 по ст.139 УК РФ «незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица». 07.11.2007 года уголовное дело было прекращено по ст.25 УПК РФ в связи с примирением сторон.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ установлено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
На сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел (ч. 1 ст. 50 Федерального закона).
Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий предусмотрен ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ. Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Согласно выводов Заключения по результатам служебной проверки от 06.12.2018 г. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае прекращения в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ (в редакции, действовавшей как на момент совершения деяния, так и в настоящее время), уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения. Часть 1 статьи 139 УК РФ не входит, и не входила на момент совершения деяния, в указанный выше список статей, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных которыми, считаются делами частного обвинения.
Следовательно, уголовное дело в отношении лейтенанта полиции С.Н. Афанасьева прекращено в связи с примирением сторон, не дающем право на реабилитацию, и не относится к уголовным делам частного обвинения. Лейтенант полиции С.Н. Афанасьев не может находиться на службе в органах внутренних дел.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, основания и процедура увольнения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), который действует с 1 января 2012 года.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О).
В силу пункта 20 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.
В соответствии п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 30.11.2011 г N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - "Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел" (в ред. Федерального закона от 12.02.2015 N 16-ФЗ) - Сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае: приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Довод истца о незаконности служебной проверки, проведённой в его отношении и, соответственно, незаконности его увольнения, суд находит несоответствующим материалам дела и действующему законодательству.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: а) представлять заявления, ходатайства и иные документы; б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п.30 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного соответствующим Приказом МВД России от 26.03.2013 N 161 (ред. от 02.07.2014), сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан в том числе: соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки; разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав; своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб; сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией; документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника); подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке; ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.
Согласно п.33 указанного Порядка, сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п.36 Порядка описательная часть заключения служебной проверки должна содержать: основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.
Пунктом 40 Порядка предусмотрено, что в случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением составляется акт в произвольной форме, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками.
Пунктом 47 Порядка предусмотрено, что сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.
Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что при проведении служебной проверки в отношении Афанасьева С.Н. порядок её проведения нарушен не был.
Так, основанием для проведения служебной проверки послужила информация, изложенная в рапорте, подготовленном 04 октября 2018 года за подписью начальника УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковника внутренней службы К.В. Близниченко о том, что УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю проведена сверка списков сотрудников Главного управления и подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне с учетами оперативно-справочной картотеки ИЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю с целью выявления фактов совершения сотрудниками правонарушений, несовместимых со службой в органах внутренних дел. В ходе сверки установлено, что по состоянию на 18 сентября текущего года на пофамильном учете в оперативно-справочной картотеке состоят следующие сотрудники, в отношении которых вынесены постановления о прекращении уголовных дел по не реабилитирующим основаниям, либо они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных особенной частью УК РФ, среди которых указан инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД г. Пятигорск ГУ МВД России по Ставропольскому краю С.Н. Афанасьев.
По информации, изложенной в рапорте от 04 октября 2018 года, начальником ГУ МВД России по Ставропольскому краю генерал-лейтенантом полиции А.Г. Олдак 08 октября 2018 года назначена служебная проверка, проведение которой поручено ИЛС УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю. В соответствии с ч. 4 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342 - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок проведения служебной проверки в ноябре 2018 года продлен на 30 дней.
Установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел, в-частности, вследствие прекращения в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом, а также представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.
Исходя из смысла указанной нормы ч. 1 ст. 14, перечень приведенных в ней оснований является исчерпывающим, так как закон четко определяет, в каких случаях сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прекращение уголовного преследования в отношении сотрудника органов внутренних дел в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием является основанием расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел и увольнения со службы.
По смыслу названных законоположений во взаимосвязи с предписаниями части 5 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и части 3 статьи 35 Федерального закона от 02 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», согласно которым не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел, в том числе в полицию, граждане, если уголовное преследование в отношении них прекращено по нереабилитирующим основаниям (в том числе в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием), расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел и увольнение его со службы по указанным нереабилитирующим основаниям осуществляются независимо от времени прекращения уголовного преследования в отношении этого лица (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 29-П и от 21 марта 2014 г. № 7-П).
В рамках проведенной служебной проверки установлено, что согласно сведениям ИЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении инспектора (ДПС) взвода № 2 в составе ОБ ДПС ГИБДД г. Пятигорск ГУ МВД России по Ставропольскому краю лейтенанта полиции С.Н. Афанасьева 21 июля 2007 года возбуждено уголовное дело № 90097 по ч. 1 ст. 139 (Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нём лица) УК РФ. 07 ноября 2007 года Буденновским мировым судом судебного участка № 5 уголовное дело прекращено по ст. 25 (Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон) УПК РФ (постановление о прекращении уголовного дела от 07 ноября 2007 года).
Изучением указанного постановления установлено, что 07 ноября 2007 года Мировой судья судебного участка № 5 г. Буденновска и Буденновского района Ставропольского края в открытом судебном заседании рассмотрел уголовное дело по обвинению Афанасьева С. Н., <дата обезличена> года рождения, уроженца <адрес обезличен>, работающего в детском саду <адрес обезличен> «Незабудка» сторожем (что подтверждается материалами личного дела).
Из постановления о прекращении уголовного дела следует, что органами предварительного следствия С.Н. Афанасьев обвинялся в том, что он 07 июля 2007 года в период с 22 час. 30 мин. до 23 час. 30 мин., с целью выяснения отношений с гр-ой О.П. Тарариной, умышленно, осознавая противоправный характер своих действий и желая этого, незаконно, против ее воли, через дверь проник в коридор жилой основной постройки О.П. Тарариной, проживающей по адресу: <адрес обезличен>, чем нарушил ее конституционное право на неприкосновенность жилища. В судебном заседании потерпевшая О.П. Тарарина заявила письменное ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении С.Н. Афанасьева в связи с тем, что подсудимый загладил причиненный ей вред в денежном выражении, извинился и они примирились.
Опрошенный инспектор (дорожно-патрульной службы) взвода № 2 в составе отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД г. Пятигорск ГУ МВД России по Ставропольскому краю лейтенант полиции С.Н. Афанасьев пояснил, что в июле 2007 года гр-ка О.П. Тарарина написала на него заявление в СО г. Буденновска о том, что он якобы зашел во двор ее домовладения. По данному факту было возбуждено уголовное дело, которое дошло до Мирового суда. На заседании суда он не присутствовал, по состоянию здоровья. На суде присутствовали его мать - Н.Н. Афанасьева и адвокат. Какое судом было принято решение по уголовному делу, он не помнит. В 2008 году, когда он восстанавливался на службу в органы внутренних дел в отдел милиции по Курскому району, об указанном факте он докладывал начальнику кадров Отдела милиции по Курскому району полковнику милиции СИ. Петрову.
Изучением личного дела лейтенанта полиции С.Н. Афанасьева установлено, что в деле имеется список лиц для проверки ИЦ ГУВД г. Ставрополь, в котором, помимо прочих, содержаться сведения для проверки С.Н. Афанасьева. На указанном списке имеется штамп от 12 августа 2009 года, согласно которому ИЦ ГУВД по Ставропольскому краю сведениями о судимости, розыске, привлечении к уголовной ответственности не располагает (проверил № 18). Сведения о проверках с августа 2009 года по настоящее время по учетам ИЦ ГУ лейтенанта полиции С.Н. Афанасьева в его личном деле отсутствуют. Также материалами дела подтверждается, что истец Афанасьев С.Н. о проводимой в его отношении служебной проверке знал, в ходе её проведения давал письменные объяснения, по окончании проверки с рапортом об ознакомлении с её результатами не обращался, ввиду чего истцом пропущен срок для обжалования результатов служебной проверки. Более того, суд указывает на то обстоятельство, что истцом в исковом заявлении ставился вопрос об обжаловании служебной проверки, требования об обжаловании Заключения служебной проверки от 06 декабря 2018 года, как предусмотрено п.47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ», истцом не заявлялось. Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, по материалам настоящего дела, истец уволен по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 2 ст. 82 вышеназванного ФЗ (в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами), при поступлении на службу и при прохождении внеочередной аттестации не сообщал о факте прекращения за примирением возбужденного в отношении него по ст.139 УК РФ «незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица» уголовного дела, доказательств обратного суду не представлено. Кроме того, за примирением с потерпевшим прекращено уголовное дело публичного, а не частного обвинения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае прекращения в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ (в редакции, действовавшей как на момент совершения деяния, так и в настоящее время), уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения. Часть 1 статьи 139 УК РФ не входит, и не входила на момент совершения деяния, в указанный выше список статей, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных которыми, считаются делами частного обвинения. Уголовное дело в отношении лейтенанта полиции С.Н. Афанасьева прекращено в связи с примирением сторон, не дающем право на реабилитацию, и не относится к уголовным делам частного обвинения. Лейтенант полиции С.Н. Афанасьев не может находиться на службе в органах внутренних дел.
В рамках проведённой служебной проверки, на основании собранных
материалов, установлено, что в действиях инспектора (ДПС) взвода № 2 в
составе ОБ ДПС ГИБДД г. Пятигорск ГУ МВД России по Ставропольскому
краю лейтенанта полиции С.Н. Афанасьева, усматривается наличие
обстоятельства, предусмотренного п.п. 2 или 3 ч. 1 ст. 14 Федерального
закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а именно требование о том, что сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в следующих случаях: прекращения в отношении его уголовного преследования в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения).
Суд соглашается с доводами ответчика, что данный запрет носит безусловный характер и распространяется как на лиц, вновь принимаемых на службу, так и на граждан, уже состоящих на службе в силу прямого указания закона. При этом, увольнение по такому основанию не ограничено каким-либо сроком. Соответственно, проанализировав все имеющиеся по делу доказательства, суд полагает, что на основании п. 20 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», контракт, заключенный с инспектором (ДПС) взвода № 2 в составе ОБ ДПС ГИБДД г. Пятигорск ГУ МВД России по Ставропольскому краю лейтенантом полиции С.Н. Афанасьевым мог быть расторгнут, а сотрудник уволен со службы в органах внутренних дел.
Приказ № 719 л/с ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 24.12.2018 вынесен уполномоченным должностным лицом и в установленные сроки, оснований для признания его незаконным судом не установлено.
Соответственно, не имеется и правовых оснований для удовлетворения остальных требований истца, вытекающих из основного, об изменении формулировки увольнения в приказе № 719 л/с, обязании ГУ МВД России по Ставропольскому краю выдать Афанасьеву С.Н. направления для прохождения медицинского освидетельствования в военно-врачебной комиссии, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей и возмещения расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Афанасьева С. Н. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю о признании незаконной служебной проверки, приказа об увольнении, изменении формулировки приказа об увольнении, обязании выдать направление для прохождения медицинского освидетельствования, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 30 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2019 года.
Судья Поляков О. А.