Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1778/2021 от 18.06.2021

Судья Гузев В.А. Дело № 33а-1778/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

15 июля 2021 года                  город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2а-2-37/2021 по административному исковому заявлению администрации Знаменского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании постановлений судебного пристава-исполнителя незаконными,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 23 апреля 2021 года, которым постановлено:

«административные исковые требования администрации Знаменского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об оспаривании решений судебного пристава-исполнителя удовлетворить.

Признать незаконными:

- постановление судебного пристава-исполнителя Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. от 24.03.2021 о взыскании исполнительского сбора;

- постановление судебного пристава-исполнителя Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. от 25.03.2021 о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании исполнительского сбора.

Обязать судебного пристава-исполнителя Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов администрации Знаменского района Орловской области путём прекращения исполнительного производства от 25.03.2021 -ИП в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать судебного пристава-исполнителя Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и администрации Знаменского района Орловской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав объяснения представителя УФССП по Орловской области Ш.А.Ю., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец - администрация Знаменского района Орловской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – Хотынецкий МОСП УФССП России по Орловской области) Ч.М.В. о признании постановлений судебного пристава-исполнителя незаконными.

В обоснование заявленных требований указывалось, что решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 28.04.2018 на администрацию Знаменского района Орловской области возложена обязанность принять в казну района общественный колодец, расположенный в с. Селихово по ул. Бугровская после оформления права муниципальной собственности на него Селиховским сельским поселением Знаменского района Орловской области.

Определением Хотынецкого района Орловской области исполнение указанного решения было отсрочено до 28.04.2019, а затем еще на три месяца со дня вступления определения об отсрочке в законную силу.

Только 25.02.2021 администрация Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области передала администрации района документацию на колодец, после чего постановлением главы администрации Знаменского района Орловской области от 11.03.2021 № 71 он был принят в муниципальную собственность района.

Несмотря на это, судебным приставом-исполнителем Ч.М.В. 24.03.2021 было вынесено постановление о взыскании с администрации Знаменского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а 25.03.2021 этим же судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с администрации района исполнительского сбора.

Полагая взыскание исполнительского сбора с администрации Знаменского района Орловской незаконным, административный истец просил суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В. от 24.03.2021 о взыскании исполнительского сбора; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В. от 25.03.2021 о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании исполнительского сбора.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Орловской области; в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель по исполнительному производству – Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Считает, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации Залегощенского района Орловской области исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона об исполнительном производстве, так как требования исполнительного документа не было исполнено должником в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. При этом окончание исполнительного производства на взыскание исполнительного сбора не влияет.

Ссылается на то, что должником не представлены доказательства, свидетельствующие о неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

Обращает внимание на то, что административным истцом не была представлена судебному приставу-исполнителю выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Знаменский район Орловской области от 01.03.2021, постановление администрации Знаменского района Орловской области от 11.03.2021 №71 представлено судебному приставу-исполнителю 15.03.2021.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Знаменского района Орловской области полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Административный истец - администрация Знаменского района Орловской области, административный ответчик – судебный пристав- исполнитель Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В., заинтересованное лицо- Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, административный истец - администрация Знаменского района Орловской области представила ходатайство об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу статьи 360 КАС РФ и части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229- ФЗ) постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в редакции, действующей на момент возбуждения исполнительного производства) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 105 названного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительским сбором является денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Частью 6 названной статьи предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

В соответствии с приведенными нормами материального права и разъяснениями по их применению, содержащимися в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 28.04.2018 на администрацию Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области возложена обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением и необходимыми документами о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – общественного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, а после оформления права собственности на колодец – передать его администрации Знаменского района Орловской области. В свою очередь, на администрацию Знаменского района Орловской области возложена обязанность принять данный колодец

Решение суда вступило в законную силу 29.05.2018 (л.д.15-17).

Определением Хотынецкого районного суда Орловской области от 19.09.2018 исполнение данного решения суда отсрочено на пять месяцев, т.е. до 28.04.2019 включительно (л.д. 18-19).

16.05.2019 судебным приставом-исполнителем Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника - администрации Знаменского района Орловской области об обязании принять указанный выше колодец после оформления права собственности на него администрацией Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области и установлен 5-днейный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Копия данного постановления была вручена должнику 17.06.2019 (л.д. 31-40).

20.06.2019 администрация Знаменского района Орловской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении новой отсрочки исполнения решения суда от 28.04.2018.

Определением Хотынецкого районного суда Орловской области от 27.06.2019 предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком на три месяца, начиная со дня вступления данного определения в законную силу.

Определение вступило в законную силу 13.07.2019 (л.д. 20-21, 41-42, 65).

31.10.2019 Управлением Росреестра по Орловской области спорный колодец был принят на учет как безхозяйный объект недвижимого имущества (л.д. 43).

Решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 09.12.2020 признано право муниципальной собственности на колодец за муниципальным образованием Селиховское сельское поселение Знаменского района Орловской области. Решение суда вступило в законную силу 12.01.2021 (л.д. 44-45).

19.01.2021 была произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на колодец за муниципальным образованием Селиховское сельское поселение Знаменского района Орловской области и изготовлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 46-48).

25.02.2021 администрация Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области передала документацию на колодец администрации Знаменского района Орловской области (л.д. 6, 49).

01.03.2021 колодец был включен в реестр муниципального имущества муниципального образования Знаменский район Орловской области (л.д. 66).

Постановлением главы администрации Знаменского района Орловской области от 11.03.2021 № 71 колодец был принят в муниципальную собственность Знаменского района Орловской области (л.д. 7, 50).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области от 24.03.2021 исполнительное производство -ИП окончено фактическим исполнением (л.д. 8, 51-52).

Вместе с тем, 24.03.2021 судебным приставом-исполнителем Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В. было вынесено постановление от о взыскании с администрации Знаменского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Основанием для его вынесения послужил факт неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения в установленный срок, а также доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения (л.д. 9, 29).

25.03.2021 судебным приставом-исполнителем Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В. было возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с администрации Знаменского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 10, 28-30).

Установив обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у должника–администрации Знаменского района Орловской области реальной возможности исполнить решение суда от 28.04.2018 в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в связи с предоставленной отсрочкой исполнения решения суда сроком до 13.10.2019, а затем в связи с невозможностью принять колодец по независящим от должника обстоятельствам до момента его передачи администрацией Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области, состоявшейся только 25.02.2021, учитывая фактическое исполнение решения суда на момент вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном толковании закона, поэтому оснований для их переоценки не находит.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

С учетом изложенного, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 23 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Гузев В.А. Дело № 33а-1778/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

15 июля 2021 года                  город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2а-2-37/2021 по административному исковому заявлению администрации Знаменского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании постановлений судебного пристава-исполнителя незаконными,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 23 апреля 2021 года, которым постановлено:

«административные исковые требования администрации Знаменского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об оспаривании решений судебного пристава-исполнителя удовлетворить.

Признать незаконными:

- постановление судебного пристава-исполнителя Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. от 24.03.2021 о взыскании исполнительского сбора;

- постановление судебного пристава-исполнителя Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. от 25.03.2021 о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании исполнительского сбора.

Обязать судебного пристава-исполнителя Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов администрации Знаменского района Орловской области путём прекращения исполнительного производства от 25.03.2021 -ИП в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать судебного пристава-исполнителя Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Ч.М.В. сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и администрации Знаменского района Орловской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав объяснения представителя УФССП по Орловской области Ш.А.Ю., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец - администрация Знаменского района Орловской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – Хотынецкий МОСП УФССП России по Орловской области) Ч.М.В. о признании постановлений судебного пристава-исполнителя незаконными.

В обоснование заявленных требований указывалось, что решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 28.04.2018 на администрацию Знаменского района Орловской области возложена обязанность принять в казну района общественный колодец, расположенный в с. Селихово по ул. Бугровская после оформления права муниципальной собственности на него Селиховским сельским поселением Знаменского района Орловской области.

Определением Хотынецкого района Орловской области исполнение указанного решения было отсрочено до 28.04.2019, а затем еще на три месяца со дня вступления определения об отсрочке в законную силу.

Только 25.02.2021 администрация Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области передала администрации района документацию на колодец, после чего постановлением главы администрации Знаменского района Орловской области от 11.03.2021 № 71 он был принят в муниципальную собственность района.

Несмотря на это, судебным приставом-исполнителем Ч.М.В. 24.03.2021 было вынесено постановление о взыскании с администрации Знаменского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а 25.03.2021 этим же судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с администрации района исполнительского сбора.

Полагая взыскание исполнительского сбора с администрации Знаменского района Орловской незаконным, административный истец просил суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В. от 24.03.2021 о взыскании исполнительского сбора; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В. от 25.03.2021 о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании исполнительского сбора.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Орловской области; в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель по исполнительному производству – Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Считает, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации Залегощенского района Орловской области исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона об исполнительном производстве, так как требования исполнительного документа не было исполнено должником в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. При этом окончание исполнительного производства на взыскание исполнительного сбора не влияет.

Ссылается на то, что должником не представлены доказательства, свидетельствующие о неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

Обращает внимание на то, что административным истцом не была представлена судебному приставу-исполнителю выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Знаменский район Орловской области от 01.03.2021, постановление администрации Знаменского района Орловской области от 11.03.2021 №71 представлено судебному приставу-исполнителю 15.03.2021.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Знаменского района Орловской области полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Административный истец - администрация Знаменского района Орловской области, административный ответчик – судебный пристав- исполнитель Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В., заинтересованное лицо- Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, административный истец - администрация Знаменского района Орловской области представила ходатайство об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу статьи 360 КАС РФ и части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229- ФЗ) постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в редакции, действующей на момент возбуждения исполнительного производства) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 105 названного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительским сбором является денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Частью 6 названной статьи предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

В соответствии с приведенными нормами материального права и разъяснениями по их применению, содержащимися в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 28.04.2018 на администрацию Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области возложена обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением и необходимыми документами о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – общественного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, а после оформления права собственности на колодец – передать его администрации Знаменского района Орловской области. В свою очередь, на администрацию Знаменского района Орловской области возложена обязанность принять данный колодец

Решение суда вступило в законную силу 29.05.2018 (л.д.15-17).

Определением Хотынецкого районного суда Орловской области от 19.09.2018 исполнение данного решения суда отсрочено на пять месяцев, т.е. до 28.04.2019 включительно (л.д. 18-19).

16.05.2019 судебным приставом-исполнителем Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника - администрации Знаменского района Орловской области об обязании принять указанный выше колодец после оформления права собственности на него администрацией Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области и установлен 5-днейный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Копия данного постановления была вручена должнику 17.06.2019 (л.д. 31-40).

20.06.2019 администрация Знаменского района Орловской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении новой отсрочки исполнения решения суда от 28.04.2018.

Определением Хотынецкого районного суда Орловской области от 27.06.2019 предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком на три месяца, начиная со дня вступления данного определения в законную силу.

Определение вступило в законную силу 13.07.2019 (л.д. 20-21, 41-42, 65).

31.10.2019 Управлением Росреестра по Орловской области спорный колодец был принят на учет как безхозяйный объект недвижимого имущества (л.д. 43).

Решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 09.12.2020 признано право муниципальной собственности на колодец за муниципальным образованием Селиховское сельское поселение Знаменского района Орловской области. Решение суда вступило в законную силу 12.01.2021 (л.д. 44-45).

19.01.2021 была произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на колодец за муниципальным образованием Селиховское сельское поселение Знаменского района Орловской области и изготовлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 46-48).

25.02.2021 администрация Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области передала документацию на колодец администрации Знаменского района Орловской области (л.д. 6, 49).

01.03.2021 колодец был включен в реестр муниципального имущества муниципального образования Знаменский район Орловской области (л.д. 66).

Постановлением главы администрации Знаменского района Орловской области от 11.03.2021 № 71 колодец был принят в муниципальную собственность Знаменского района Орловской области (л.д. 7, 50).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области от 24.03.2021 исполнительное производство -ИП окончено фактическим исполнением (л.д. 8, 51-52).

Вместе с тем, 24.03.2021 судебным приставом-исполнителем Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В. было вынесено постановление от о взыскании с администрации Знаменского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Основанием для его вынесения послужил факт неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения в установленный срок, а также доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения (л.д. 9, 29).

25.03.2021 судебным приставом-исполнителем Хотынецкого МОСП УФССП России по Орловской области Ч.М.В. было возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с администрации Знаменского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 10, 28-30).

Установив обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у должника–администрации Знаменского района Орловской области реальной возможности исполнить решение суда от 28.04.2018 в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в связи с предоставленной отсрочкой исполнения решения суда сроком до 13.10.2019, а затем в связи с невозможностью принять колодец по независящим от должника обстоятельствам до момента его передачи администрацией Селиховского сельского поселения Знаменского района Орловской области, состоявшейся только 25.02.2021, учитывая фактическое исполнение решения суда на момент вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном толковании закона, поэтому оснований для их переоценки не находит.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

С учетом изложенного, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 23 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-1778/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Администрация Знаменского района Орловской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Хотынецкого МОССП УФССП по Орловской области Чадаева М.В.
Управление УФССП России по Орловской области
Другие
Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сабаева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
21.06.2021Передача дела судье
15.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее