Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4/2021 (2-119/2020; 2-2326/2019;) ~ М-886/2019 от 27.03.2019

Дело № 2-136/2021

24RS0013-01-2019-001130-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2021 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского рая в составе:

председательствующего судьи Демидовой В.В.

при помощнике судьи Рудикове С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц и МО Емельяновский район к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района, Муженко Александру Юрьевичу о признании незаконным постановления главы администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 29.02.2016 № 177 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , признании недействительным договора аренды от 03.03.2016 № 19 земельного участка с к.н. признании незаконным постановления от 26.05.2016 № 1306 о предоставлении Муженко Александру Юрьевичу земельного участка с к.н. в собственность за плату, признании недействительным договора купли-продажи от 26.05.16 земельного участка с к.н. , исключении из ЕГРН регистрационной записи о регистрации права собственности Муженко Александра Юрьевича на земельный участок с к.н. , исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с к.н. , прекращении права собственности на земельный участок с к.н.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Емельяновского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Емельяновский район Красноярского краяк администрации Солонцовского сельсовета <адрес>, Муженко А.Ю. о признании незаконным постановления от 26.05.2016 № 1306 о предоставлении Муженко А.Ю. земельного участка с к.н. в собственность за плату, признании недействительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с к.н. , признании права собственности на сооружение «склад инвентаря» отсутствующим, исключить сведения об указанном объекте недвижимого имущества из ЕГРН, применить последствия недействительности сделки путем прекращения права собственности Муженко А.Ю. на земельный участок с к.н. , исключить из ЕГРН регистрационную запись о регистрации права собственности Муженко А.Ю. на земельный участок с к.н.

Требования мотивировал тем, что 25.02.2016 Муженко А.Ю. обратился к главе администрации Солонцовского сельсовета о предоставлении земельного участка с кадастровым номером на основании п.п. 19 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ сроком на 49 лет. 3.03.2016 на основании постановления главы администрации Солонцовского сельсовета от 29.02.2016 администрацией Солонцовского сельсовета и Муженко А.Ю. заключен договор № 19 аренды земельного участка с к.н. . 7.05.2016 Муженко А.Ю. заполнил декларацию об объекте недвижимого имущества, указав недостоверные сведения о том, что на земельном участке с к.н. возведено сооружение «склад инвентаря» площадью 60 кв.м. 25.05.2016 Муженко А.Ю. получил выписку из ЕГРН от 23.05.2016 на объект права сооружение «склад инвентаря» с кадастровым номером , отсутствие объекта подтверждается актом осмотра от 18.12.2018. Постановлением от 26.05.2016 № 1306 Муженко А.Ю. предоставлен земельный участок с кадастровым номером в собственность за плату по выкупной цене 49779 рублей 97 копеек. Во исполнение постановления главы Солонцовского сельсовета от 26.05.2016 администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района и Муженко А.Ю. заключен договор купли-продажи от 26.05.2016 № 95 указанного земельного участка за 49779 рублей 97 копеек, кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 331866 рублей 52 копейки. Земельный участок предоставляется в собственность для эксплуатации имеющегося на нем сооружения, площадь земельного участка не соразмерна площади сооружения. Таким образом, договор купли-продажи земельного участка является ничтожной сделкой (л.д. 4-9 т.1).

Впоследствии истец исковые требования уточнил, просил признать незаконным постановление главы администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 29.02.2016 № 177 о предоставлении Муженко А.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером , признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ участка с к.н, признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Муженко А.Ю. земельного участка с к.н. в собственность за плату, признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с к.н. , исключить из ЕГРН регистрационную запись о регистрации права собственности Муженко А.Ю. на земельный участок с к.н. исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с к.н. , прекратить право собственности Муженко А.Ю. на земельный участок с к.н. (т.2 л.д. 31-34, т.4 л.д. 214-215).

Помощник прокурора Емельяновского района Панарина В.А. исковые требования поддержала. Представители ответчика администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района –Трифонова Т.В. (по доверенности- л.д. 52 т.5), ответчикаМуженко А.Ю.- Муженко Г.Г. (по доверенности- л.д. 188 т.1) против удовлетворения иска возражали. Третьи лица- Управление Росреестра по Красноярскому краю, администрация Емельяновского района, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края в судебное заседание не явились, извещались (л.д. 185-190 т.4).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 39.3 ЗК РФ (редакция на 1.01.2016) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктами 5 и 8 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ принципами земельного законодательства являются: единство судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, а также целевое использование земель, согласно которому правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений ст. 39.6 ЗК РФ (в редакции на 1.01.2016) договор аренды земельного участка, находящегося государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения подсобного хозяйства.

Ст. 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, к таким случаям относятся случаи несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 14).

Согласно ч.1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав общественно-деловых зон могут включаться: 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4) общественно-деловые зоны иных видов. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 36 ГрК РФ Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу ч.3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (п.2 ст.166 ГК РФ).

В судебных заседаниях помощник прокурора Емельяновского района суду поясняла, что действия администрации Солонцовского сельсовета по формированию и предоставлению земельного участка Муженко А.Ю. нарушают права неопределенного круга лиц, которым мог быть предоставлен данный участок, а также права муниципального образования Емельяновский район, имевшее право распорядиться участком с торгов. Сделка, совершенная Муженко А.Ю. и администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района с нарушением закона, не влечет правовых последствий, исковые требования подлежат удовлетворению.

Представители ответчика Муженко А.Ю. в судебных заседаниях поясняли, что в соответствии с п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведении подсобного хозяйства. Намерение Муженко А.Ю. взять в аренду земельный участок было обусловлено желанием заниматься сельскохозяйственной деятельностью, в том числе, разведением коз и овец; для чего на выделенном земельном участке Муженко А.Ю. было необходимо сооружение, в котором непосредственно бы хранились корма, инвентарь и иные приспособления. Для чего на участке построено соответствующее сооружение с к.н. . На момент выкупа земельного участка на нем фактически находилось сооружение «склад инвентаря», что подтверждается декларацией от 7.05.2016. Согласно порядку заполнения декларации на земельном участке с категорией земли сельскохозназначения возможна лишь постройка сооружений вспомогательного назначения, либо здания, не требующего разрешения на строительство. 25.05.2016 Муженко А.Ю. получил выписку из ЕГРН от 23.05.2016 на объект права сооружение «склад инвентаря». Несоразмерность объекта недвижимости площади земельного участка не относится к установленным законом, в том числе, ст. 39.16 ЗК РФ, основаниям для отказа в выкупе. Спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, используется по назначению. Истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц предоставлением земельного участка в аренду, продажей без торгов. По своим характеристикам, установленным нормам действующего законодательства, подтвержденными кадастровым паспортом, указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного производства, имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства. Никаких изменений ни на публичной кадастровой карте, ни в Управлении Росреестра не имеется. При доступе к спорному земельному участку используется сервитут, при установлении которого вопрос о назначении земельного участка так же исследовался. В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Против заключения проведенной по делу судебной экспертизы представитель ответчика Муженко Г.Г. возражала, возникли сомнения в квалификации эксперта Красновой Н.Ю. Муженко А.Ю. был вынужден обратиться к другому специалисту с целью разъяснения результатов экспертного заключения, в связи с чем заключил договор с Таран Е.Ю., которая ранее выступала в судебном заседании в качестве специалиста. Из рецензии от 24.01.2021 на заключение эксперта следует, что выводы эксперта ООО «Кадастровый центр «Альтернатива» Красновой Н.Ю. основаны на неверном толковании закона, в том числе, применении при проведении экспертизы нормативно­-правовых актов, которые утратили юридическую силу; часть работ: выезд для осмотра участка не имел к проведенной экспертизе отношения, так как фактические данные имелись в материалах и дела и в доступных официальных источниках. В самом вопросе экспертом неверно указана фамилия владельца земельного участка, что может говорить о том, что эксперт невнимательно отнесся к своему заключению, и, возможно, выводы сделаны путем копирования из иного экспертного заключения, в отношении другого земельного участка и другого собственника. На второй вопрос так же не получен ответ, а лишь следует, что санитарная зона в отношении спорного земельного участка установлена в 2017г., то есть, по истечению длительного времени после выкупа земельного участка. Согласно выводам эксперта утверждена схема расположения земельного участка в нарушение п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, так как орган местного самоуправления утверждал схему расположения земельного участка в соответствии с п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ. На территорию, расположенную за границей населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения, на которой сформирован земельный участок с кадастровым номером , в силу закона градостроительный регламент и Правила землепользования и застройки не распространяются. На момент образования спорного земельного участка, передачи его в аренду, выкупа функциональная зона П-1 не могла быть указана, так же как и на данный момент, так как для установления такой зоны необходим перевод земель в другую категорию, который не осуществлен до настоящего времени. Из заключения специалистов (рецензии) № 5107 от 10.03.2021 следует, что заключение эксперта № 029-10/2020 от 30 ноября 2020 года ООО «Кадастровый Центр «Альтернатива» Красновой Н.Ю. по гражданскому делу №2-119/2020 выполнено с нарушениями действующего законодательства, не соответствует требованиям методик, установленных для данного вида экспертиз и исследований, в связи с чем, его выводы не могут быть положены в основу юридически значимых решений. До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе, в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Просила применить сроки давности к требованиям. Исключить из числа доказательств: акт осмотра от 19 декабря 2018г., составленный помощником прокурора Емельяновского района Панариной В.А. с участием государственного земельного инспектора по использованию и охране земель Моргель А.В., объяснения доцента кафедры космических средств и технологий научного образовательного центра института космических исследований и высоких технологий Сибирского государственного аэрокосмического университета Юронена Ю.П., фотографии, сделанные спутником; заключением эксперта № 029-10/2020 от 30.11.2020.

Представитель ответчика администрации Солонцовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края против удовлетворения иска возражала, указав, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав граждан и администрации Емельяновского района, МО Емельяновский район выступает по настоящему делу третьим лицом. Требование о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером не основано на законе. На момент заключения договора аренды и в настоящее время земельный участок относится к категории земель – земли сельхозназначения. В категорию земель промышленности, энергетики и транспорта спорный земельный участок не попадает, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.06.2019 и публичной кадастровой картой. Участок предоставлен Муженко А.Ю. для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта без аукциона. П. 6 ст. 36 ГрК РФ установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером не может относится к землям производственных объектов 2 класса опасности. Изменение разрешенного использования земельного участка из земель сельхозназначения осуществляется распоряжением Правительства Красноярского края по заявлению собственника земельного участка. Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не приведено доказательств нарушения законодательства при формировании спорного земельного участка, соответственно невозможно признать незаконным его формирование и снять с кадастрового учета. Договор купли-продажи не может являться ничтожной сделкой, а только оспоримой. Прокуратурой Емельяновского района не указано, какой именно охраняемый законом интерес имеется у истца в отношении данной сделки. Стороной сделки истец не является. Указание на нарушение прав муниципального района, выразившееся в недополучении в бюджет денежных средств от продажи участка, носит предположительный характер, не является юридическим фактом и подлежит доказыванию на общих основаниях. Доказательств истцом в исковом заявлении не приведено. Истец указывает на то, что администрация Солонцовского сельсовета должна была отказать заявителю Муженко А.Ю. в предоставлении арендованного земельного участка в собственность на основании того, что отсутствует объект недвижимости, дающий право на выкуп земельного участка на основании ст. 39.20 Земельного кодекса. Вывод о том, что у администрации Солонцовского сельсовета была обязанность при обращении Муженко А.Ю. с заявлением о приобретении земельного участка в собственность при наличии строения проводить дополнительные проверки, не основан на законе. На момент издания постановления и заключения договора передачи земельного участка в собственность на территории Солонцовского сельсовета действовали Правила землепользования и застройки МО Солонцовский сельсовет от 25.12.2015. Все земли за границами поселений Солонцы и Дрокино ранее входили в земли сельхозназначения, используемые совхозом СПК «Солонцы» под пашни и выпас скота. На основании постановления № 25 от 21.01.2016 спорный участок поставлен на кадастровый учет с указанием: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование (л.д. 53). Таким образом, на момент формирования спорного земельного участка, предоставления его в аренду и в собственность действующее земельное законодательство не требовало определять категорию земель согласно Правилам землепользования и застройки поселения. Поскольку спорный земельный участок предоставлялся в аренду Муженко А.Ю. в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса, в соответствии с п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ проведение конкурсных процедур и опубликования формации о предоставлении земельного участка законом не предусмотрено.

Как установлено в судебном заседании, 21.01.2016 постановлением № 25 главы администрации Солонцовского сельсовета утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 55964 кв.м., категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- сельскохозяйственное использование, территориальная зона- не установлена по адресу: <адрес>, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А», на основании ст. 39.15 ЗК РФ земельный участок предоставляется без торгов (л.д. 137-141 т.1).

25.02.2016 в администрацию Солонцовского сельсовета поступило заявление Муженко А.Ю. о предоставлении в аренду земельного участка с к.н. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное использование, с целью ведения личного подсобного хозяйства, на основании п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ сроком на 49 лет в соответствии с п.п. 11 п.8 ст. 39.8 ЗК РФ (л.д. 49 т.1).

Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 29.02.2016 № 177 Муженко А.Ю. по результатам рассмотрения заявления в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 55964кв.м., по адресу: <адрес>, Емельяновский раойн, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А» категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- сельскохозяйственное использование, для ведения ЛПХ на полевых участках согласнопп.19 п.2 ст.39.6, пп. 11 п. 8 ст. 39.8, ст. 39.17 ЗК РФ (т.1 л.д. 100).

3.03.2016 администрацией Солонцовского сельсовета и Муженко А.Ю. заключен договор, по условиям которого арендатору Муженко А.Ю. в аренду сроком на 49 лет предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 55964кв.м., по адресу: <адрес>, Емельяновский раойн, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А» категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- сельскохозяйственное использование, для ведения ЛПХ на полевых участках (т. 1 л.д. 90-93); передача объекта арендатору оформлена актом приема-передачи земельного участка (т. 1 л.д. 99).

7.05.2016 Муженко А.Ю. подана декларация об объекте недвижимого имущества –складе инвентаря на земельном участке по адресу: <адрес>, Емельяновский раойн, МО Солонцовский 2016, (л.д. 130-131 т.1).

Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 26.05.2016 № 1306 Муженко А.Ю. по результатам рассмотрения заявления предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером площадью 55964кв.м., по адресу: <адрес>, Емельяновский раойн, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А» категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- сельскохозяйственное использование выкупной стоимостью 49779 рублей 97 копеек (т.1 л.д. 120).

26.05.2016 администрацией Солонцовского сельсовета и Муженко А.Ю. заключен договор, по условиям которого Муженко А.Ю. в собственность в порядке выкупа продан земельный участок с кадастровым номером , площадью 55964кв.м., по адресу: <адрес>, Емельяновский раойн, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А» категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- сельскохозяйственное использование, цена участка 49779 рублей 97 копеек (т. 1 л.д. 121-123).

Постановлением главы Солонцовского сельсовета от 6.06.2019 № 519 отменено постановление от 26.05.2016 № 1306 о предоставлении Муженко А.Ю. земельного участка с к.н. в собственность за плату. Решением Емельяновского районного суда от 26.07.2019, вступившим в законную силу, признано незаконным постановление администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края № 519 от 06 июня 2019г. «Об отмене постановления от 26 мая 2016г. № 1306 «О предоставлении Муженко А.Ю. земельногоучастка по адресу: Красноярский край, Емельяновский район муниципальное образование Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А» с к.н. на праве собственности за плату» (л.д. 224-228 т.1).

Согласно выпискам из ЕГРН Муженко А.Ю. является собственником земельного участка с к.н. ; склад инвентаря с к.н. снят с кадастрового учета 18.02.2020 (л.д. 32-48 т.1, л.д. 216-217 т.4).

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает заключение от 30.11.2020 № 029-10/2020 проведенной по делу ООО «Кадастровый центр Альтернатива» судебной землеустроительной экспертизы (л.д. 4-59 т.4), установившей, что земельный участок с кадастровым номером по адресу Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А», площадь - 55964 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, правообладатель - Муженко А.Ю. внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (собственность от ДД.ММ.ГГГГ). Земельный участок по периметру имеет конструкцию ограждения, выполненную из опорных ж/бетонных столбиков, с пролетами из проволоки. В пределах объекта исследования отсутствуетобъект недвижимого имущества нежилого назначения, неразрывно связанный с землей, сооружение с к.н.: , 1 этажное, S=60 кв.м., на местности, в юго-восточной части земельного участка визуализируются остатки бетонно - ленточного фундамента, площадь контура составляет 27 кв.м.,иные здания, строения и сооружения в капитальном и временном исполнении в пределах исследуемого объекта отсутствуют; на местности произрастает травянистая древесно-кустарниковая растительность, почвы подвержены выраженным эрозионным изменениям (промоины, осыпи), рельеф участка сложный (откосы, буераки),доступ (проход или проезд) к объекту экспертизы обеспечен с юго- восточной стороны через земельный участок с кадастровым номером
. Из объяснений Муженко А.Ю. следует, что им не осуществляется хозяйственная деятельность в пределах земельного участка по выпасу сельскохозяйственных животных, а именно, мелкого рогатого скота,
иной хозяйственно-производственной деятельности. По результатам выноса в натуру характерных поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером на основании сведений, которые содержатся в ЕГРН, установлено, что объект исследования с 28.03.2017 располагается в зоне с особыми условиями использования территории (24:00-6.18656), наименование: «санитарно-защитная зона имущественного комплекса основной промышленной площадки и золошлакоотвала филиала «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», устанавлива­ющая ограничения: «санитарно-защитная зона установлена постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.03.2017 № 40 на основании cт. 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и в соответствии с п. 4.2 и 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Размер и граница санитарно-защитной зоны установлены в соответствии с Сан- ПиH 2.2.1/2.1.1.1200-03, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.1.6.1032-01, ГН Щ2.1.6.1338-03: для основной промышленной площадки - 500 м в северном, северо­-восточном, южном, юго-западном направлениях, для площадки золошлакоотвала - 300 м в восточном и юго-восточном направлениях. Администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района издано постановление от 21 января 2016 года № 25 «Об утверждении схемы местоположения земельного участка на кадастровом плане территории» (т. 1л.д. 137),утверждена «Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (т.1 л.д. 138), площадью 55964 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования -сельскохозяйственное использование, территориальная зона: не установлена, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А»; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 78 «Об обеспечении доступа к земельному участку, расположенному на территории Солонцовского сельсовета» установлено обеспечение доступа к образуемому земельному участку площадью 55964 кв.м. через земельный участок с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 55964 кв.м.с присвоением уникального кадастрового номера участка - . ДД.ММ.ГГГГ вх. от Муженко А.Ю. в администрацию Солонцовского подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка с номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование с целью ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением от 29.02.2016 № 177 «О предоставлении Муженко А.Ю. земельного участка в аренду на 49 лет» по результатам рассмотрения заявления Муженко А.Ю. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с к.н. , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование (т. 1 л.д. 57-58). 03.03.2016 администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (арендодатель) и Муженко А.Ю. (арендатор) заключен договор аренды от 03.03.2016 №19 сроком на 49 лет (т.1 л.д. 50-56). На основании заявления (per. номер записи 3151 от ДД.ММ.ГГГГ-т. 1 л.д. 127-128) и декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, представленными ФИО1 в филиал ФГБУ «Федеральная кастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (т. 1 л.д. 130-131), зарегистрировано право собственности Муженко А.Ю. на нежилое сооружение с кадастровым номером: , 1 этажное, S=60 кв.м., наименование: склад инвентаря, на земельном участке с кадастровым номером , год завершения строительства – 2016. Сооружение с КН , площадью - 60 кв.м., дата присвоенияк.н.ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 142). Постановлением от 26.05.20161306 «О предоставлении Муженко А.Ю. земельного участка с к.н. на праве собственности» (т. 1 л.д. 59-60) по результатам рассмотрения заявления Муженко А.Ю. принято решение о предоставлении в собственность за плату по выкупной цене земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование. 26.05.2016 МКУ администрация Солонцовского сельсовета, действующая от имени МО Солонцовского сельсовета <адрес> (продавец), и Муженко А.Ю. (покупатель) заключен договор купли - продажи земельного участка ДД.ММ.ГГГГ с к.н. , площадью 55964 кв.м., категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование (т. 1 л.д. 121-124). Постановлением от 06.06.2019 № 519 отменено постановление от 26.05.16 № 1306 «О предоставлении Муженко А.Ю. земельного участка с кадастровым на праве собственности» (т. 1 л.д. 72). Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 июля 2019г. признано незаконным постановление администрации Солонцовского сельсовета от 06.06.2019 № 519 «Об отмене постановления от 26.05.2016 № 1306 «О предоставлении Муженко А.Ю. земельного участка с к.н. на праве собственности» (т. 1 л.д. 224-228). Перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения земельного участка с кадастровым номером , площадью 55964 кв.м. не осуществлялся.

В ходе проведенного исследования о возможности образования земельного участка с кадастровым номером категория земель- земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, площадью 55964 кв.м. в месте его расположения, при сравнительном анализе: графической информации растрового изображения сельскохозяйственной карты Емельяновского района Красноярского края, масштаба 1:25000, составленной предприятием Сибземкадастрсъемка в 1996 году Схема 3 - фрагмент из сельскохозяйственной карты Емельяновского района Красноярского края, масштаба 1:25000, «Схема комплексной оценки территории муниципального образования Солонцовский сельсовет» из материалов генерального плана МО Солонцовский сельсовет, утвержденного Решением Солонцовского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Р, карты градостроительного зонирования муниципального образования Солонцовский сельсовет; Схемы планируемого использования территории муниципального образования Солонцовский сельсовет, ссопоставлением (сравнением) местоположения границ исследуемого объекта (земельный участок с кадастровым номером сведения о границах которого содержатся в ЕГРН с 2016 года, с помощью применения элементов графической среды геоинформационных систем, установлено, что образование в 2016 году земельного участка, площадью 55964 кв.м., проводилось органом местного самоуправления, из земель неразграниченной государственной собственности сельскохозяйственного назначения, согласно условным обозначениям: «сельхозугодья: колки», бывшие земли совхоза (СПК) «Солонцы», с установлением категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, территориальная зона: не установлена Схема 3, Приложение 1,в соответствии с п. 5 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” в редакции № 20 от 20.04.2015 («....земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границнаселенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка»).

Отсутствие документального отнесения к определенной категории земель земельных участков, гражданам и юридическим лицам, а также публично-правовым образованиям, ликвидировано после окончания процедуры разграничения государственной собственности на землю, а также повсеместной разработки территориального планирования, что следует из главы 3 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей совокупность последовательных процедур разработки схем территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений. Каждый уровень публичной власти фиксирует на своей схеме границы отдельных категорий земель, в итоге на уровне муниципального образования происходит фиксация границ земель всех категорий на схемах, входящих в состав генерального плана (ч.6 ст.23 Градостроительного кодекса РФ). П. 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции с 20.04.2015) устанавливал процедуры определения категории земель в отсутствие документального подтверждения принадлежности к ней земельного участка, и которые были рассчитаны на переходный период, необходимость которого была вызвана долговременностью подготовки документов территориального планирования органами публичной власти. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 ЗК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в том числе, с учетом правил землепользования и застройки. В силу положений ст. 11.10 ЗК РФ (в редакции на момент утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории) подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными программами), объектов незавершенного строительства. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются, в том числе, категория земель, к которой относится образуемый земельный участок. В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда, земли водного фонда; земли запаса. Целевое назначение и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

Орган местного самоуправления (администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края) действовал в пределаx своих полномочий и постановлением от 21.01.2016 утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале . При этом, образуемому земельному участку установлены характеристики: площадь, местоположение, разрешенное использование, категория земель, с указанием о неустановленной территориальной зоне.

При проведенном исследовании установлено, что в 2016 году, на момент образования земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, территориальная зона: не установлена, площадью 55964 кв.м., документы территориального планирования (генеральный план МО Солонцовский сельсовет), правила землепользования и застройки, проекты планировки территории - на территорию МО Солонцовский сельсовет, были разработаны и утверждены в установленном порядке Решением Солонцовского сельского Совета депутатов от 29.09.2015 № 2-01Р и Решением Солонцовского сельского Совета депутатов № 6-19Р от 25.12.2015, в соответствии с которыми образуемый земельный участок располагался в производственной территориальной зоне, «зона производственных объектов II класса опасности (П-1)».

На основании изложенного, возможно констатировать, что органом местного самоуправления схема расположения земельногоучастка или земельных участков на кадастровом плане (л.д. 137-138 т.1)земельного участка, площадью 55964 кв.м., в месте его расположения по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А», категория земель земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования сельскохозяйственное использование, территориальная зона: не установлена, осуществлено без учета действия градостроительного регламента, установленного для производственной территориальной зоны, «зона производственных объектов II класса опасности (П-1)», с нарушением пункта 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным от 23.06.2014 № 171-ФЗ).

Исследуемый земельный участок с кадастровым номером по материалам градостроительного зонирования, утвержденных Решением Солонцовского сельского Совета депутатов № 6-19Р от 25.12.2015, а именно, в соответствии с Картой градостроительного зонирования муниципального образования Солонцовский сельсовет Приложение 3, Схемой планируемого использования территории муниципального образования Солонцовский сельсоветна дату его образования: 15.02.2016 образован и располагался в производственной территориальной зоне, «зона производственных объектов II класса опасности (П-1)».

В разделе III «Территориальные зоны.Зоны с особыми условиями использования территорий. Градостроительные регламенты», ст. 35 «Зона производственных объектов II класса опасности (П-1)» Правил землепользования и застройки МО Солонцовский сельсовет Емелъяновского района, утвержденные Решением Солонцовского сельского Совета 25.12.2015 №6-29Р (http://soloncy24.ru/), опубликованных 29.12.2015 на официальном сайте администрации Солонцовского сельсовета Емелъяновского, в описании градостроительного регламента территориальной зоны и условно разрешенных видах использования, отсутствует вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование. В зоне производственных объектов II класса опасности, включающих в себя участки территории Солонцовского сельсовета, предназначенных для размещения и промышленных объектов II класса опасности, предусматривается установление санитарно-защитных зон до 500 м (включительно), размещения промышленных и коммунальных объектов III-V классов опасности, объектов и транспортной инфраструктур и установления санитарно-защитных зон таких объектов.

Как следует из пояснений начальника МКУ «УправЗем» Конопелько А.И. в судебном заседании 14.01.2020, при формировании земельного участка следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки (л.д. 45об т.2).

Согласно ответу на судебный запрос от 10.03.2021 и.о. руководителя Управления Росреестра по Красноярскому краю Голдобиной Т.В. при сопоставлении графических сведений о земельном участке с кадастровым номером с указанной сельскохозяйственной картой масштаба 1:10000 совхоза «Солонцы» выявлено, что данный земельный участок сформирован в контурах сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокос и пастбище), в контурах леса и контуре карьера глины (фрагмент прилагается). Информацией о состоянии указанных угодий и их использовании на дату принятия администрацией Солонцовского сельсовета постановления от 21.01.2016 № 25 Управление не располагает.

Рассматривая дело по заявленным исковым требованиям, суд учитывает, что в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Учитывая изложенное, суд убежден, что утверждением Правил землепользования и застройки Решением Солонцовского сельского совета депутатов от 25.12.2015 определен порядок использования, в том числе, предоставления, земель на территории МО Солонцовский сельсовет, в том числе, с точки зрения экологической безопасности населения указанного МО. При этом, филиал «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13) расположен в данной местности задолго до принятия ПЗиЗ, указанное обстоятельство и было учтено при разработке ПЗиЗ.

Таким образом, после утверждения ПЗиЗ Решением Солонцовского сельского совета депутатов от 25.12.2015 администрация Солонцовского сельсовета не законно сформировала, а впоследствии, предоставила Муженко А.Ю. земельный участок площадью 55964 кв.м., по адресу: <адрес>, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А», категория земель земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования сельскохозяйственное использование, территориальная зона: не установлена, поскольку согласно карте градостроительного зонирования муниципального образования Солонцовский сельсовет данный участок находится в производственной территориальной зоне, «зона производственных объектов II класса опасности (П-1)».

Суд полагает, что письменные пояснения Таран Е.Ю. (л.д. 164-170 т.1), пояснения Таран Е.Ю. и Шенк К.И. в судебном заседании 6.02.2020 (т. 2 л.д. 219-220), доклад о состоянии и использовании земель (т.3 л.д. 10-165), рецензия на экспертное заключение Таран Е.Ю. (л.д. 3-13 т.5), рецензия от 10.03.2021 № 5107 НП «Саморегулируемая организация судебных экспертов» (л.д. 91-136 т.5) не являются основанием для признания формирования спорного земельного участка законным по следующим основаниям.

Согласно ответу на судебный запрос от 10.03.2021 и.о. руководителя Управления Росреестра по Красноярскому краю при сопоставлении графических сведений о земельном участке с кадастровым номером с сельскохозяйственной картой масштаба 1:10000 совхоза «Солонцы» выявлено, что данный земельный участок сформирован в контурах сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокос и пастбище), в контурах леса и контуре карьера глины (фрагмент прилагается). Таким образом, довод ответчиков, Таран Е.Ю., Шенк К.И. о том, что земельный участок сформирован исключительно на землях сельскохозяйственных угодий, не обоснован. При этом, согласно данному ответу, являются ли земли сельскохозяйственными угодьями на ДД.ММ.ГГГГ, Управление информацией не располагает. Указанный ответ по твердому убеждению суда свидетельствует о том, что карта сельхозугодий содержит информацию исключительно на период ее составления, при формировании спорного земельного участка администрации Солонцовского сельсовета необходимо было руководствоваться ПЗиЗ.

Суд полагает заключение проведенной по делу ООО «Кадастровый центр Альтернатива» судебным экспертом Красновой Н.Ю. судебной землеустроительной экспертизы от 30.11.2020 № 029-10/2020 (л.д. 4-59 т.4) допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку даны ответы на поставленные судом вопросы, выводы судебного эксперта подробно мотивированны, соответствуют исследовательской части заключения, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ убедительных доказательств в обоснование возражений против данного заключения, в том числе, что в январе 2016г. спорный земельный участок мог быть сформирован, лицами, участвующими в деле, не представлено. Краснова Н.Ю. является кадастровым инженером, то есть, обладает специальными познаниями и может проводить назначенное ей исследование.

Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, установив, что органом местного самоуправления «схема расположения земельногоучастка или земельных участков на кадастровом плане», площадью 55964 кв.м., по адресу: <адрес>, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А», категория земель земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования сельскохозяйственное использование, территориальная зона: не установлена, утверждена без учета действия Правил землепользования и застройки МО Солонцовский сельсовет, градостроительного регламента, установленного для производственной территориальной зоны, «зона производственных объектов II класса опасности (П-1)», с нарушением пункта 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок сформирован незаконно, суд полагает возможным признать незаконным постановление главы администрации Солонцовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Муженко А.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером ; признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с к.н. , заключенный администрацией Солонцовского сельсовета <адрес> и Муженко А.Ю.; признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Муженко А.Ю. земельного участка с к.н. в собственность за плату; признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с к.н. , заключенный администрацией Солонцовского сельсовета <адрес> и Муженко А.Ю.; исключить из ЕГРН регистрационную запись о регистрации права собственности Муженко А.Ю. на земельный участок с к.н; снять с кадастрового учета земельный участок с к.н. ; прекратить право собственности Муженко А.Ю. на земельный участок с к.н. .

При этом, суд учитывает, что предоставление Муженко А.Ю. в собственность за плату земельного участка с к.н. по договору купли-продажи от 26.05.16 произведено без законных оснований.

Так, из материалов дела следует, что площадь склада инвентаря на земельном участке площадью 55964кв.м. по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, уч. 5 «А» составляет 60 кв.м., свидетельствует о явном –в 932 раза- несоответствии объекта недвижимости разрешенному использованию земельного участка.

Представленное представителем Муженко А.Ю. в материалы дела обоснование соразмерности земельного участка (л.д. 103-108 т.2) возведенному объекту недвижимости содержит вывод о соответствии склада-инвентаря потребностям и целям сельскохозяйственной деятельности, что не может быть принято судом в качестве доказательства соответствия объекта недвижимости разрешенному использованию земельного участка.

К доводу представителя администрации Солонцовского сельсовета о том, что администрация, принимая решение о предоставлении земельного участка в собственность, при наличии доказательств расположения на земельном участке принадлежащего на праве собственности объекта недвижимости, не вправе истребовать у заявителя какие-либо дополнительные документы и проводить проверки, не основаны на принципах земельного законодательства: единства судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости. Собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования, площадь такого земельного участка определяется исходя из его функционального использования, исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта. Таким образом, предоставление земельного участка собственнику здания, сооружения в соответствии с разрешенным использованием предполагает соответствие как целям использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей. Суд усматривает недобросовестное поведение сторон договора передачи в собственность земельного участка площадью 5,5964 га под строением 60 кв.м.

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд полагает, что истцом не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов, что на земельном участке строение «склад инвентаря» не был построен. При этом, суд учитывает заключение проведенной по делу судебной экспертизы, согласно которому на спорном земельном участке обнаружен ленточный фундамент. Однако, суд полагает не обоснованными доводы представителя Муженко А.Ю. об исключении из числа доказательств акта осмотра от 19 декабря 2018г., составленного помощником прокурора Емельяновского района Панариной В.А. с участием государственного земельного инспектора по использованию и охране земель Моргель А.В., объяснения доцента кафедры космических средств и технологий научного образовательного центра института космических исследований и высоких технологий Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика МФ Решетнева - Юронена Ю.П., фотографий, сделанных спутником; заключением эксперта от 30.11.2020 № 029-10/2020. Суд полагает, что указанные доказательства являются допустимыми, подлежащими оценке по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Однако, установленное судом обстоятельство фактического возведения склада на земельном участке, не является основанием к отказу в иске по указанным выше основаниям.

Суд полагает не основанными на законе доводы представителей ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределённого круга лиц и МО Емельяновский район.

Начало течения срока исковой давности по предъявленным прокурором требованиям определяется по правилам гражданского законодательства так же, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.

Согласно ч.1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01 января 2017г. находятся в ведении органов местного самоуправления муниципального района. Именно с этого времени у МО Емельяновский район возникла возможность обращения в суд с иском о защите прав. МО Емельяновский район стороной сделки не являлось. Поскольку истец уточнил исковые требования 29.10.2019 (т.1 л.д. 231-234), срок исковой давности прокурором не пропущен.

Описки в заключении проведенной по делу судебной экспертизы по твердому убеждению суда не исключают возможности использовать данное заключение в качестве доказательства по делу.

Довод представителя Муженко о том, что что санитарная зона в отношении спорного земельного участка установлена в 2017г., то есть, по истечению длительного времени после выкупа земельного участка, не является основанием к отказу в иске, поскольку указанное обстоятельство дополнительно подтверждает выводы судебной экспертизы о том, что спорный земельный участок не мог быть сформирован согласно ПЗиЗкак земли сельскохозяйственного назначения, поскольку санитарная зона действующего в течение длительного времени социально значимого объекта была необходима и установлена.

Довод представителя администрации Солонцовского сельсовета о том, что договор купли-продажи не может являться ничтожной сделкой, а только оспоримой, противоречит буквальному толкованию ч. 2 ст. 168 ГК РФ ничтожна, поскольку нарушает права третьих лиц. Довод истца о том, что администрация Емельяновского района не дополучила в бюджет денежные средства, в силу ст. 61 ГПК РФ не нуждаются в доказывании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц и МО Емельяновский район к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района, Муженко Александру Юрьевичу о признании незаконным постановления главы администрации Солонцовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером признании недействительным договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с к.н. , признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Муженко Александру Юрьевичу земельного участка с к.н. в собственность за плату, признании недействительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с к.н. , исключении из ЕГРН регистрационной записи о регистрации права собственности Муженко Александра Юрьевича на земельный участок с к.н. , исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с к.н. , прекращении права собственности на земельный участок с к.н. удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 29.02.2016 № 177 о предоставлении Муженко Александру Юрьевичу в аренду земельного участка с кадастровым номером

Признать недействительным договор аренды от 03.03.2016 № 19 земельного участка с к.н. , заключенный администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и Муженко Александром Юрьевичем.

Признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Муженко Александру Юрьевичу земельного участка с к.н. в собственность за плату.

Признать недействительным договор купли-продажи от 26.05.16 земельного участка с к.н. , заключенный администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и Муженко Александром Юрьевичем.

Исключить из ЕГРН регистрационную запись о регистрации права собственности Муженко Александра Юрьевича на земельный участок с к.н.

Снять с кадастрового учета земельный участок с к.н.

Прекратить право собственности Муженко Александра Юрьевича на земельный участок с к.н.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Председательствующий В.В. Демидова

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2021

2-4/2021 (2-119/2020; 2-2326/2019;) ~ М-886/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Емельяновского района в инт неопределенного круга лиц
Ответчики
Муженко Александр Юрьевич
Администрация Солонцовского с*с
Другие
Администрация Емельяновского района
Управление Росреестра Емельяновский отдел
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Демидова Виктория Вячеславовна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
27.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2019Передача материалов судье
29.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.06.2019Предварительное судебное заседание
12.09.2019Судебное заседание
29.10.2019Судебное заседание
14.01.2020Судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее