Гражданское дело № 2-496/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,
при секретаре Житковой А.В.,
с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика главы администрации Подсопочного сельсовета ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подсопочного сельсовета <адрес> об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к администрации Подсопочного сельсовета <адрес> с требованиями о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении пунктов 1, 2, 3, 4, 5 предписания № 5967/з от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор, и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.
Требования иска мотивированы тем, что при проведении истцом мероприятий по надзору в отношении администрации Подсопочного сельсовета были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, установленных СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а именно: - отсутствует Генеральная схема очистки населенных пунктов Подсопочного сельсовета, утвержденная в установленном порядке (решением Подсопочного сельсовета депутатов) (п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88); - не организована рациональная система сбора, временного хранения, регулярного вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных домов населенных пунктов Подсопочного сельсовета (п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88); - отсутствует планово-регулярная или заявочная система очистки жидких отходов транспортными предприятиями Подсопочного сельсовета или ведомственным специальным автотранспортом аналогичного предназначения от неканализованных домов населенных пунктов Подсопочного сельсовета (п. 1.4. СанПиН 42- 128-4690-88); - удаление жидких отходов от неканализованных домов населенных пунктов Подсопочного сельсовета осуществляется методом «самовывоза» непосредственно жителями на несанкционированные свалки <адрес>, т.е. на не предназначенные для этого места, (п. 1.11, п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88); - обезвреживание жидких бытовых отходов на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке от не канализованных домов населенных пунктов Подсопочного сельсовета, в том числе <адрес> не осуществляется (п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88). В декабре 2013 года ответчик привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа. Заместителем главного государственного санитарного врача по <адрес> ответчику было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № 5967/з со сроком устранения указанных нарушений санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ года. В указанный срок предписание не исполнено, в связи с чем в отношении ответчика было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ г., который направлен на рассмотрение по подведомственности в мировой суд. Ненадлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с территории населенных пунктов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская, способствует выплоду синатропных членистоногих, грызунов, а также загрязнению почвы и проникновению химических, биологических загрязнений в подземные воды, что приводит в ухудшению качества питьевой воды, используемой населением указанных населенных пунктов. Несоблюдение санитарного законодательства ответчиком, непринятие соответствующих мер по устранению нарушений создает угрозу здоровью и жизни человека, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. Поскольку определить круг лиц, которым может быть причинен вред бездействием ответчика не представляется возможным, указанный круг лиц является неопределенным. Истец просит обязать ответчика устранить указанные нарушения санитарного законодательства в течение 4-х месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала, уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившегося в неисполнении пунктов 1, 2, 3, 4, 5 предписания № 5967/з от ДД.ММ.ГГГГ года, и обязать ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п.п. 1.1, 1.2, п. 1.4, 1.11, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а именно: - организовать рациональную систему сбора, временного хранения и регулярного вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных домов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская Подсопочного сельсовета <адрес>, путем разработки Генеральной схемы очистки населенных пунктов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская и направления ее на утверждение в установленном порядке в Подсопочный сельский Совет депутатов и на согласование в орган, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Управление Роспотребнадзора по <адрес> по адресу: <адрес>; - организовать планово-регулярную или заявочную систему очистки жидких отходов транспортными предприятиями Подсопочного сельсовета <адрес> или ведомственным специальным автотранспортом аналогичного предназначения от неканализованных домов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская Подсопочного сельсовета <адрес>; - при осуществлении удаления жидких отходов методом «самовывоза» от неканализованных домов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская Подсопочного сельсовета <адрес> организовать применение талонной системы для обезвреживания жидких бытовых отходов на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке.
Представитель ответчика ФИО2, представляющий одновременно интересы третьего лица, исковые требования не признал, пояснил, что полномочия по утверждению генерального плана населенных пунктов переданы администрации <адрес>, в настоящее время отсутствует генеральный план развития села, а также отсутствует генеральная схема очистки населенных пунктов, которую, согласно рекомендациям, утвержденным Госстроем РФ, рекомендовано предусматривать в генеральном плане развития села. Полномочия по временному хранению жидких бытовых отходов не входят в полномочия администрации Подсопочного сельсовета, только организация сбора и вывоза. Он неоднократно обращался по этому вопросу в администрацию <адрес>, на градостроительной комиссии был согласован земельный участок для полей ассенизации, заказана смета, изыскиваются средства для постановки указанного участка на кадастровый учет. Фактически жидкие бытовые отходы вывозить некуда, нет специализированных предприятий, которые этим занимаются. У администрации Подсопочного сельсовета не имеется необходимых финансовых средств для вывоза жидких бытовых отходов на полигоны <адрес>.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 3 ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов – главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 вышеназванного Закона, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 1 названного Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 2 названного Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Согласно ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов на территориях поселений запрещается.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу п. 2. ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 3 Устава Подсопочного сельсовета <адрес>, ответчик является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах <адрес>, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами <адрес> и настоящим Уставом, Администрация Подсопочного сельсовета является исполнительно - распорядительным органом сельского самоуправления, подотчётным сельскому Совету депутатов.
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 18.02.2005 года № 13-3037 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований», Подсопочный сельсовет является муниципальным образованием, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Подсопки (административный центр), деревня Карымская, деревня Татарская.
В соответствии с п.п. 19, 21 ч. 1 ст. 6 Устава Подсопочного сельсовета, к вопросам местного значения сельсовета относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утверждение генеральных планов сельсовета.
Как установлено в судебном заседании, при проведении Управлением Роспотребнадзора по <адрес> мероприятий по надзору в отношении Администрации Подсопочного сельсовета <адрес> были установлены нарушения требований санитарного законодательства, установленные СанПиН 42-128- 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в связи с чем в декабре 2013 года было проведено административное расследование, и ответчик ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа по ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 58-61).
Заместителем главного государственного санитарного врача по <адрес> ответчику было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № 5967/з об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.:
1) требований п.п. 1.2, 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 в части разработки, утверждения решением Подсопочного сельсовета и согласования с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, генеральной схемы очистки населенных пунктов Подсопочного сельсовета <адрес>;
2) требований п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 в части организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных домов населенных пунктов Подсопочного сельсовета <адрес>;
3) требований п. 1.4. СанПиН 42- 128-4690-88 в части организации планово-регулярной или заявочной системы очистки жидких отходов от неканализованных домов транспортными предприятиями Подсопочного сельсовета <адрес> или ведомственным специальным автотранспортом аналогичного предназначения от неканализованных домов населенных пунктов Подсопочного сельсовета <адрес>;
4) требований п. 1.11, п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 в части удаления жидких отходов от неканализованных домов населенных пунктов Подсопочного сельсовета <адрес> на специально отведенные участки или специальные сооружения по обеззараживанию и переработки твердых и жидких бытовых отходов;
5) требований п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 в части организации обезвреживания жидких бытовых отходов на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке от неканализованных домов населенных пунктов Подсопочного сельсовета <адрес> (л.д. 25-27).
В указанный срок Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № 5967/з ответчиком не было исполнено, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № в <адрес> администрация Подсопочного сельсовета <адрес> была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа 10000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с п. 1.1 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В силу п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88, организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно п. 1.11 СанПиН 42-128-4690-88, при осуществлении удаления отходов методом «самовывоза» должна применяться талонная система.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В обоснование своих возражений представитель ответчика ФИО2 предоставил суду доказательства:
- обращение главы администрации Подсопочного сельсовета к главе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором просит рассмотреть вопрос о возможности выделения земельного участка для размещения временного хранения твердых бытовых отходов и для слива жидких бытовых отходов;
- ответ главы <адрес> на указанное обращение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что градостроительная комиссия приняла решение сформировать земельный участок и подготовить акт о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения временного хранения твердых бытовых отходов, а также о рекомендации предоставить в отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес> объем сливаемых жидких бытовых отходов для определения необходимой площади земельного участка для размещения временного слива жидких бытовых отходов;
- копию газеты «Сельская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ года, в которой размещено информационное сообщение о выделении земельного участка для временного хранения твердых бытовых отходов;
- ответ председателя градостроительной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение главы администрации Подсопочнго сельсовета о принятом решении сформировать земельный участок и подготовить акт выбора земельного участка для предварительного согласования месте утилизации жидких бытовых отходов по адресу: в 1 км по направлению на север от ориентира <адрес>;
- акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ для размещения полей ассенизации, ориентировочной площадью 21825 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, 1,26 км по направлению на север от <адрес>;
- постановление администрации <адрес> № 596-п от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании места для размещения полей ассенизации по вышеуказанному адресу и утверждении акта о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года;
- копию сметы о стоимости кадастровых работ по образованию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 1,26 км по направлению на север от <адрес>, из которой следует, что сметная стоимость работ составляет 4108,00 рублей.
Вместе с тем, до настоящего времени требования Предписания от ДД.ММ.ГГГГ № 5967/з ответчиком не исполнены, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Вышеуказанные нарушения санитарного законодательства ответчиком подтверждаются копиями материалов дел об административных правонарушениях, представленных истцом (л.д. 16-19, 30-48, 50-61), постановлением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Учитывая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отсутствие организации системы санитарной очистки и уборки территорий населенных мест, отсутствие разработанной, утвержденной и согласованной в установленном порядке Генеральной схемы очистки населенных пунктов Подсопочного сельсовета, приводит к несанкционированному складированию гражданами твердых и жидких бытовых отходов на территории Подсопочного сельсовета, что является нарушением требований п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.11, 3.1. СанПиН 42-128-4690-88, и нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Подсопочного сельсовета, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу загрязнения почвы и воды, возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.
Согласно ст. 12 ГК РФ, способами защиты гражданских прав являются: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд считает, что доводы истца нашли свое подтверждение в судебном заседании, и исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
При установлении срока судом учитываются доводы ответчика о его финансовом положении, и считает разумным срок для устранений нарушений санитарного законодательства - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Подсопочного сельсовета, выразившееся в неисполнении пунктов 1, 2, 3, 4, 5 Предписания № 5967/з от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
Обязать администрацию Подсопочного сельсовета <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п.п. 1.1, 1.2., п. 1.4, 1.11, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»:
- организовать рациональную систему сбора, временного хранения и регулярного вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных домов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская Подсопочного сельсовета <адрес>, путем разработки Генеральной схемы очистки населенных пунктов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская и направления ее на утверждение в установленном порядке в Подсопочный сельский Совет депутатов и на согласование в орган, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Управление Роспотребнадзора по <адрес> по адресу: <адрес>;
- организовать планово-регулярную или заявочную систему очистки жидких отходов транспортными предприятиями Подсопочного сельсовета <адрес> или ведомственным специальным автотранспортом аналогичного предназначения от неканализованных домов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская Подсопочного сельсовета <адрес>;
- при осуществлении удаления жидких отходов методом «самовывоза» от неканализованных домов <адрес>, д. Карымская, д. Татарская Подсопочного сельсовета <адрес> организовать применение талонной системы для обезвреживания жидких бытовых отходов на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Созыкина
Копия верна:
судья
Сухобузимского районного суда Е.А. Созыкина