Дело № 2-165/2019
10RS0009-01-2019-000181-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года пгт.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Ткаченко Ю.С., с участием прокурора Шарапенко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муезерского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Прокурор Муезерского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Карелэнергоресурс» (далее по тексту в т.ч. ООО «Карелэнергоресурс») о понуждении к совершению определенных действий. Иск мотивирован тем, в ходе проверки подготовки отопительного сезона 2019 - 2020 годов установлено, что на основании концессионного от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного администрацией Ледмозерского сельского поселения и ООО «Карелэнергоресурс», администрация Ледмозерского сельского поселения передало объекты теплоснабжения поселения в ООО «Карелэнергоресурс» для осуществления производства, передачи и реализации тепловой энергии и горячей воды потребителям Ледмозерского сельского поселения. По концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ заключенному Правительством РК и ООО «Карелэнергоресурс» во владение и пользование ООО «Карелэнергоресурс» передано имущество для проведения работ на объектах концессионного соглашения для осуществления производства, передачи и реализации тепловой энергии и горячей воды потребителям Муезерского муниципального района. Факт осуществления теплоснабжения на территории Муезерского муниципального района ООО «Карелэнергоресурс» не оспаривается. Несмотря на обязанности ООО «Карелэнергоресурс» по обеспечению надлежащего теплоснабжения на территории Ледмозерского сельского поселения Муезерского муниципального района, в том числе наличия запаса топлива, на котельных, расположенных на территории Муезерского муниципального района, отсутствует общий нормативный запас топлива. Общий нормативный запас топлива на котельных района должен составлять: котельная «Центральная» <адрес> 0,09 тыс.м.куб., котельная «Школьная» <адрес> 0,03 тыс.м.куб. ООО «Карелэнергоресурс», допуская грубое нарушение законодательства в области создания нормативного запаса топлива, ставит под угрозу своевременное и надежное теплоснабжение жилого фонда и социально значимых объектов, расположенных на территории Муезерского муниципального района, что может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных права граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в отопительный период 2019-2020 года. Прокурор Муезерского района просит суд обязать ООО «Карелэнергоресурс» создать общий нормативный запас топлива в размере 1,43 тыс.м.куб., обеспечить наличие неснижаемого запаса топлива, исходя из фактической вместимости хранилищ топлива на котельных, расположенных на территории Ледмозерского сельского поселения Муезерского муниципального района, на протяжении всего отопительного периода 2019 - 2020 года не ниже котельная «Центральная» <адрес> 0,09 тыс.м.куб., котельная «Школьная» <адрес> 0,03 тыс.м.куб., поскольку незаконными действиями ответчика нарушаются права широкого круга лиц, создается угроза нарушения жизнедеятельности детских, медицинских, социальных и иных учреждений, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Впоследствии первоначально заявленные исковые требования изменены, окончательно прокурор Муезерского района просит суд обязать ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» создать общий нормативный запас топлива в виде дров, исходя из фактической вместимости хранилищ топлива на котельных, расположенных на территории Муезерского района, на протяжении всего отопительного периода 2019 - 2020 года не ниже: котельная «Центральная» <адрес> 0,09 тыс.м.куб., котельная «Школьная» <адрес> 0,03 тыс.м.куб., поскольку незаконными действиями ответчика нарушаются права широкого круга лиц, создается угроза нарушения жизнедеятельности детских, медицинских, социальных и иных учреждений, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «Карелэнергоресурс» на ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ).
Прокурор Шарапенко Д.В. в судебном заседании окончательно заявленные требования поддержала по изложенным в иске и дополнениям к иску основаниям, просила об удовлетворении окончательно заявленных исковых требований, обращении решения суда к немедленному исполнению.
Ответчик ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца администрация Ледмозерского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрация Муезерского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Экспресс» своего представителя в судебное заседание не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления поселений, городских округов.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в т.ч. организация в границах поселения теплоснабжения.
Согласно ч.1, ч.3, ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на территории муниципального образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ.
В силу ч.1 и ч.5 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Согласно подп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв.приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно п.2, п.15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утв.приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Согласно п. 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
В силу п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв.постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - ревизия арматуры и оборудования приборов КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики, устранения щелей в обмуровке котлов и дымоходов, подготовлен контингент операторов и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Согласно подп. «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» создано распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №р-П, учредителем предприятия является Республика Карелия.
На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного Правительством РК, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», ООО «Карелэнергоресурс» в отношении объектов теплоснабжения, являющихся собственностью Республики Карелия, ООО «Карелэнергоресурс» эксплуатировало указанные в иске котельные и предоставляло услуги по теплоснабжению потребителей на территории Муезерского муниципального района.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон, концессионное соглашение прекращено с 00 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ. Следующие из концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № обязательства, в том числе по теплоснабжению потребителей на территории Муезерского муниципального района переданы ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
Основной целью деятельности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия, для достижения которой предприятие осуществляет организацию теплоснабжения на территории Республики Карелия, производство тепловой энергии, поддержание тепловой мощности, передачу теплоносителя с использованием системы теплоснабжения, развитие системы теплоснабжения.
Имущество ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» находится в государственной собственности Республики Карелия, закреплено за ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на праве хозяйственного ведения, в том числе котельные, находящиеся на территории Муезерского муниципального района: котельная «Центральная» <адрес>, котельная «Школьная» <адрес>, что лицами участвующими в деле не оспаривалось.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2019 год.
Из письма Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от ДД.ММ.ГГГГ, письма ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общий нормативный запас топлива на 2019 год с учетом фактической вместимости хранилищ составляет: котельная «Центральная» <адрес> 0,09 тыс.куб.м. дров, котельная «Школьная» <адрес> 0,03 тыс.куб.м. дров.
По данным администрации Ледмозерского сельского поселения, предоставленным в ходе разбирательства дела, запас топлива в указанных в иске котельных, расположенных на территориях поселений, не создан.
Исходя из приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от ДД.ММ.ГГГГ № начало отопительного периода 2019-2020 года на территории Муезерского муниципального района установлено с ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств создания на указанных в иске котельных общего нормативного запаса топлива в требуемых объемах, как то следует из положений ст.56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено, отсутствие общего нормативного запаса топлива ставит под угрозу своевременное и надежное теплоснабжение жилого фонда и социально значимых объектов, расположенных на территории Муезерского муниципального района, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в отопительный период 2019- 2020 года.
Суд, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, оценивая все собранные по делу доказательства в совокупности исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, учитывая конкретные обстоятельства дела, полагает, что исковое заявление подано прокурором Муезерского района в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, таким образом, правовые основания для предоставления судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по избранным прокурором Муезерского района процессуальным средствам гражданского судопроизводства, имеются, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд вправе по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что отопительный сезон в Муезерском районе Республики Карелия не закончен, сохраняется низкая температура наружного воздуха, отсутствие общего нормативного запаса топлива в требуемых объемах создает угрозу нарушения жизнедеятельности детских, медицинских, социальных и иных учреждений, в то время как ответчик доказательств, опровергающих необходимость обращения решения суда к немедленному исполнению, не представил, суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями 6000 руб.
Согласно ст.103 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ст. 61.1 БК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в бюджет Муезерского муниципального района в размере, установленном подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в порядке ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика, суд исходит из размера государственной пошлины, установленной подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением в суд, поскольку прокурором в рамках настоящего дела заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, содержащий требования неимущественного характера, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Муезерского муниципального района государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Муезерского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» создать общий нормативный запас топлива, исходя из фактической вместимости хранилищ топлива на котельных, расположенных на территории Муезерского района, на протяжении всего отопительного периода 2019 - 2020 года в объеме не ниже: котельная «Центральная» <адрес> 0,09 тыс.куб.м. дров, котельная «Школьная» <адрес> 0,03 тыс.куб.м. дров.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» государственную пошлину в бюджет Муезерского муниципального района в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Л. Варламова
Мотивированное решение в порядке ч.3 ст.107, ст.199 ГПК РФ составлено 20 декабря 2019 года.
Последний день подачи апелляционной жалобы 20 января 2020 года.
Судья В.Л. Варламова