Дело № 2-87/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Шарыпово 06 июня 2018 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Прохоренко Т.Ю.,
с участием представителя ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новоалтатская средняя общеобразовательная школа № 4, – Дранишниковой К.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Новоалтатской средней общеобразовательной школе № 4 (далее – МБОУ Новоалтатская СОШ № 4), администрации Новоалтатского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, муниципальному казенному учреждению «Управление образования Шарыповского района» (далее – МКУ «Управление образования Шарыповского района»), администрации Шарыповского района Красноярского края о возложении совместной обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ Новоалтатской СОШ № 4,
Установил:
Процессуальный истец – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратился в суд с иском к МБОУ Новоалтатская СОШ № 4, администрации Новоалтатского сельсовета Шарыповского района Красноярского края о возложении совместной обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ Новоалтатской СОШ № 4, мотивируя заявленные требования тем, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в МБОУ «Новоалтатская средняя общеобразовательная школа № 4», образовали объективную сторону административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 26 июня 2017 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/с со сроком исполнения до 01 августа 2017 года. Ответственность за выполнение предписания возлагается на МБОУ Новоалтатская СОШ № 4 в лице руководителя. В ходе проведения проверки обнаружено невыполнение в установленный срок п. 1 указанного предписания. В результате проведенной экспертизы установлено, что образец воды, отобранной из разводящей сети водопроводного крана моечной раковины на первом этаже МБОУ Новоалтатской СОШ № 4, по исследованному санитарно-химическим показателям (цветность, железо) не соответствует требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В ходе проведения очередной внеплановой проверки обнаружено невыполнение в установленный срок п. 1 указанного предписания. Указанное нарушение п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 создает угрозу здоровью детей и персонала МБОУ Новоалтатская СОШ № 4, потребляющих данную воду, которая может привести к различным патологическим состояниям, к нарушению обменных процессов в организме. На момент предъявления искового заявления указанный пункт предписания не исполнен, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. При таких обстоятельствах процессуальный истец просит обязать МБОУ Новоалтатскую СОШ № 4, администрацию Новоалтатского сельсовета устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ Новоалтатская СОШ № 4, а именно: обеспечить общеобразовательную организацию питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (железо, цветность), в соответствии с требованиями п. 3.1, п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в срок до 01 августа 2018 года.
Определением Шарыповского районного суда от 08 февраля 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечено ООО «АЭСТ» (л.д. 133).
Определением Шарыповского районного суда от 14 марта 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Шарыповского района» (л.д. 168-169).
Определением суда от 10 апреля 2018 года в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация Шарыповского района Красноярского края (л.д. 178-179).
В судебное заседание процессуальный истец – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю – явку своего представителя не обеспечил, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, представитель истца Кондратьева Н.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №) просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя процессуального истца и высылке копии решения в его адрес (л.д. 183, 110-111).
Представитель ответчика: МБОУ Новоалтатская средняя общеобразовательная школа № 4 - Дранишникова К.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 144), в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что ответчик признает, что исковые требования основаны на законе, однако, просит установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2018 года, поскольку в настоящее время ведутся работы по заключению договора на установление станции очистки воды в школе. Исполнитель работ по договору работает по предоплате, которую возможно будет осуществить только после 11 июня 2018 года, после чего исполнитель и заказчик согласуют дату, и будет осуществлена установка станции очистки воды. Ранее коммерческие предложения об установке станции очистки воды в школе рассматривались и от других исполнителей работ, однако, выбор свой ответчик остановил на ФИО11 ФИО12
Ответчики: Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Шарыповского района», администрация Шарыповского района Красноярского края, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 192), в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы не представили.
Ответчик – администрация Новоалтатского сельсовета Шарыповского района Красноярского края – надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя орган местного самоуправления не обеспечил, какие-либо ходатайства, отзывы, возражения суду не представил (л.д. 184).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – ООО «АЭСТ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, ранее от директора Общества ФИО6 поступало ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ООО (л.д. 140).
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей истца, ответчиков, третьего лица.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
На основании статьи 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно п. 13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять, в том числе требования санитарного законодательства.
На основании статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
П. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24, введены в действие с 01 января 2002 года.
В соответствии с п. 1.1 указанных СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).
В силу п.п. 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Как следует из п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
- обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение;
- содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;
- содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (п. 3 ст. 67 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Кондратьевым В.А. 28 августа 2017 года в отношении МБОУ Новоалтатской средней общеобразовательной школы № 4 вынесено предписание №/с, согласно которому МБОУ Новоалтатской СОШ № 4 было предписано устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения качества воды по показателям: марганец, железо, цветность, мутность. Срок исполнения: 01 ноября 2017 года. Ответственность за выполнение предписания возложена на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоалтатскую СОШ № 4 в лице ее руководителя. Предписание не обжаловалось (л.д. 15-16).
Как следует из протокола № о взятии проб (образцов), 13 ноября 2017 года главным специалистом – экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Кондратьевым В.А. из разводящей сети из водопроводного крана МБОУ Новоалтатской СОШ № 4 были отобраны пробы воды, по результатам лабораторных испытаний от 14.11.2017 № в отобранных образцах воды выявлено превышение определяемых показателей: цветность, железо. Данный вывод содержится также в заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов испытаний воды № № от 23 ноября 2017 года (л.д. 16-17, 18, 19-21).
08 декабря 2017 года главным специалистом – экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Кондратьевым В.А. в отношении МБОУ Новоалтатской СОШ № 4 в лице ее руководителя – ФИО8 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, № 5342 по факту невыполнения предписания №/с от 28 августа 2017 года. Определением № от 08.12.2017 начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора Гнеденко Р.А. материалы дела об административном правонарушении с данным протоколом переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 131 в Шарыповском районе (л.д. 22-23, 24).
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово № от 13 июля 2017 года МБОУ Новоалтатская СОШ № 4 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 44-46).
Факт неисполнения указанных требований санитарного законодательства ответчиками не оспорен и подтверждается материалами проверок.
В материалах гражданского дела имеются копии ходатайств, направленных представителем МБОУ Новоалтатской СОШ № 4, адресованных МКУ «Управление образования Шарыповского района», главе Шарыповского района о выделении денежных средств для установки системы водоочистки в МБОУ Новоалтатской СОШ № 4 с приложением соответствующих расчетов и предписания Управления Роспотребнадзора (л.д. 117-126). Однако, само по себе отсутствие финансирования/недостаточное финансирование не может являться уважительной причиной неисполнения предписания должностного лица, осуществляющего санитарный эпидемиологический надзор.
Кроме того, в материалах данного гражданского дела содержится письмо руководителя МКУ «Управление образования Шарыповского района» (исх. № от 12.03.2018), согласно которому ходатайство директора Новоалтатской СОШ № 4 о выделении денежных средств для установки системы очистки воды рассмотрено, принято решение о выделении денежных средств в размере 380544 рублей (л.д. 159).
Согласно п. 1.6 Устава МБОУ Новоалтатской средней общеобразовательной школы № 4 учредителем указанной образовательной организации является муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя образовательной организации – МКУ «Управление образования Шарыповского района». Образовательная организация не несет ответственности по обязательства учредителя. Учредитель не несет ответственности по обязательствам образовательной организации (л.д. 65-74).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
На основании п. 6.9 Устава источником формирования финансовых ресурсов образовательной организации являются субсидии на иные цели, субсидии на выполнение муниципального задания.
При этом суд принимает во внимание, что согласно п. 6.3 Устава образовательная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая выполнение муниципального задания путем получения субсидий. Учредитель формирует и утверждает муниципальное задание для образовательной организации в соответствии с основными видами ее деятельности. Образовательная организация не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
В соответствии с Уставом МКУ «Управление образования Шарыповского района» (п.п. 1.1, 1.6) Управление образования является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Шарыповского района в области образования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Красноярского края, нормативными правовыми актами муниципального образования Шарыповского района. Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств (л.д. 146-153).
Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций. Такая обязанность направлена на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предотвращение возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) среди детей учреждения, иных лиц, которые посещают МБОУ Новоалтатскую среднюю общеобразовательную школу № 4.
Невыполнение требований истца может стать причиной развития различных заболеваний у населения, в частности, у учащихся и сотрудников образовательного учреждения.
Отсутствие денежных средств, а также неполное финансирование не освобождает образовательное учреждение от соблюдения санитарных норм и правил, обеспечивающих гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, на охрану здоровья. Бюджетное законодательство не исключает внесения изменений в бюджет муниципального образования в части внесения в него указанных расходов.
Установленный срок для устранения нарушений (до 01 августа 2018 года) суд находит достаточным и разумным, принимая во внимание, что заявленные процессуальным истцом требования содержатся в предписании №/с от 28 августа 2017 года, данное предписание было выдано директору МБОУ Новоалтатской СОШ № 4, несмотря на то, что срок исполнения данного предписания был установлен до 01 ноября 2017 года, на протяжении длительного периода времени оно оставалось без исполнения, кроме того, из материалов гражданского дела следует, что денежные средства МКУ «Управление образования Шарыповского района» выделены МБОУ Новоалтатской СОШ № 4 для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
При этом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования в части возложения обязанностей по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на МКУ «Управление образования Шарыповского района» удовлетворению не подлежат, поскольку данное учреждение является лишь распорядителем бюджетных средств, финансирование же производится учредителем образовательной организации – муниципальным образованием «Шарыповский район Красноярского края» в лице администрации Шарыповского района Красноярского края. При этом возложение обязанности по исполнению предписания на администрацию Шарыповского района Красноярского края не отвечает требованиям законности и справедливости, поскольку данным органом местного самоуправления должно производиться лишь финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, что ни в коем случае не подменяет собой понятие непосредственного исполнения предписания Управления Роспотребнадзора, в частности, обеспечения общеобразовательной организации питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Предписание №/с от 28 августа 2017 года по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства (со сроками его исполнения) было вынесено в отношении МБОУ Новоалтатской СОШ № 4, ответственность за выполнение данного предписания была возложена именно на указанное юридическое лицо. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что данное предписание направлялось в администрацию Шарыповского района Красноярского края, администрацию Новоалтатского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Шарыповского района», в том числе для его исполнения в части финансирования мероприятий по исполнению данного предписания. Исковых требований о возложении обязанности на администрацию Шарыповского района, администрацию Новоалтатского сельсовета Шарыповского района, МКУ «Управление образования Шарыповского района» по обеспечению финансирования мероприятий по исполнению вышеуказанного предписания процессуальным истцом не заявлено.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования о возложения на обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в установленный срок, обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению лишь в отношении одного ответчика – МБОУ Новоалтатской средней общеобразовательной школы № 4.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоалтатскую среднюю общеобразовательную школу № 4 обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обеспечить Новоалтатскую среднюю общеобразовательную школу № 4 питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (железо, цветность), в соответствии с требованиями п. 3.1, п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в срок до 01 августа 2018 года.
В удовлетворении исковых требований к администрации Новоалтатского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Шарыповского района», администрации Шарыповского района Красноярского края отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 09 июня 2018 года.
Председательствующий И.А. Корнев