Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2014г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
Председательствующего (судьи) Киселева К.И.
при секретаре Терентьевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Позднякова И.М. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по осуществлению перерасчета арендной платы за земельные участки, предоставленные по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,
установил:
Поздняков И.М. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по осуществлению перерасчета арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных на основании соответствующих договоров за ДД.ММ.ГГГГ
Истцом приведены ссылки на необоснованность применения при расчете арендной платы повышенных коэффициентов в размере <данные изъяты>% и <данные изъяты>%. Также отмечается, что при расчете арендной платы в отношении ряда земельных участков не учтена их новая кадастровая стоимость, определенная судебными актами и решениями уполномоченных комиссий. Данные обстоятельства, свидетельствующие о безосновательности повышения арендной платы в отношении указанных выше объектов недвижимости, явились предпосылкой для предъявления в суд соответствующих требований.
Представитель истца Степанова Т.В. поддержала иск в полном объеме.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Гришутина Е.А указала на то, что оспариваемые решения приняты Департаментом в пределах полномочий исходя из фактических обстоятельств спорных правоотношений.
Представитель ООО «Гражданстрой» и ООО «Регионстройиндустрия» Сысоев А.В. отметил обоснованность предъявленных требований.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Исходя из принципа экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области, утвержденному постановлением администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 (далее - Положение № 118), размер арендной платы определяется по следующей формуле: Ап = Скадастр x Sуч x Сап x m / 12, где: Ап - размер арендной платы (руб.); Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования (рублей за 1 кв. м); Sуч - площадь земельного участка (или его части), являющегося предметом договора аренды (кв. м); Сап - ставка арендной платы, установленная нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области или нормативным правовым актом администрации Смоленской области в соответствии с Положением (процент от кадастровой стоимости земельного участка); m - количество месяцев аренды.
Постановлением Администрации Смоленской области от 14.04.2009 № 192 (далее – Постановление № 192), действовавшим до 31.01.2014г., утверждены следующие ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске: - 0,3 процента от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования (рублей за 1 кв. метр) в отношении земельных участков, предоставленных для строительства зданий, строений, сооружений (за исключением дачного, индивидуального жилищного строительства и строительства домов многоэтажной и повышенной застройки, а также земельных участков, предоставленных для строительства промышленных объектов), с учетом нормативного срока строительства три года с момента предоставления земельного участка независимо от возможной смены арендатора земельного участка; - 3,255 процента от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (рублей за 1 кв. метр) - в отношении земельных участков, используемых для осуществления коммерческой деятельности (кроме земельных участков, предусмотренных подпунктом 2 настоящего пункта); - 1,5 процента от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (рублей за 1 кв. метр) - в отношении прочих земельных участков, не используемых в коммерческих целях и не являющихся источником получения каких-либо доходов.
По делу установлено, что в соответствии с договорами уступки прав и обязанностей в отношении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенных с ООО «Регионстройиндустрия» и ООО «Гражданстрой», Поздняковым И.М. были приняты в полном объеме все права и обязанности по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении следующих земельных участков: земельный участок общей площадью <данные изъяты>., кадастровый номер №, категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> земельный участок общей площадью <данные изъяты>., кадастровый номер № категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>, категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок общей площадью <данные изъяты>, кадастровый номер №, категория земель – <данные изъяты> вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок общей площадью <данные изъяты> кадастровый номер №, категория земель – земли <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>
Вследствие отсутствия единообразного подхода к методике расчета арендной платы за используемые земельные участки, истец обратился <данные изъяты> в адрес Департамента с заявлением о предоставлении сведений о расчете арендной платы по вышеуказанным договорам аренды земельных участков за ДД.ММ.ГГГГ а также о мотивированном обосновании порядка расчета арендной платы.
Согласно ответу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. № при расчете арендной платы по договорам аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № за ДД.ММ.ГГГГ. осуществлялось применение повышенной ставки арендной платы в размере <данные изъяты> % и в размере <данные изъяты> %, установленной постановлением Администрации Смоленской области от 14.04.2009 № 192.
При этом, при расчете арендной платы по договорам земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченным органом не было учтено решение Арбитражного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ), расположенного по адресу: <адрес>, определена в размере его рыночной стоимости, соответствующей <данные изъяты> а также решения комиссии Управления Росреестра по Смоленской области по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, принятых в отношении земельного участка с кадастровым номером № и в отношении земельного участка с кадастровым номером № категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. Вышеуказанными решениями комиссии определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в размере рыночной стоимости объекта, установленного в отчете об оценке, равной <данные изъяты> и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №) в сумме <данные изъяты>
Учитывая, что расчет арендной платы Департаментом производился исходя из повышенных коэффициентов, а также без учета сведений о новой кадастровой стоимости отдельных земельных участков, в иске со ссылками на отсутствие предпосылок для увеличения арендных платежей, поставлен вопрос о возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет арендной платы.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных требований.
Как усматривается из представленных материалов, в период ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом было инициировано предъявление ряда исков в Арбитражный суд Смоленской области как к ООО «Регионстройиндустрия», так и к ООО «Гражданстрой» о взыскании с Обществ задолженности по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по всем вышеуказанным земельным участкам (в дальнейшем, переданы Позднякову И.М. по договорам уступки права требования). При этом при обосновании расчета арендной платы Департаментом применялся повышенный коэффициент в размере <данные изъяты> %.
Решениями Арбитражного суда Смоленской области было признано незаконным применение уполномоченным органом повышающего коэффициента в размере <данные изъяты>%, в удовлетворении исковых требований Департамента о взыскании арендной задолженности с учетом указанного повышающего коэффициента отказано (дела с участием ООО Регионстройиндустрия»: № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №, дела с участием ООО «Гражданстрой»: № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), № (договор от ДД.ММ.ГГГГ № № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №, № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №, № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), № (договор от ДД.ММ.ГГГГ №
Следует отметить, что в удовлетворении требований Департамента было отказано, в основном, по причине того, что строительство объектов на арендуемых земельных участках не было начато не по вине обществ - неосвоение земельных участков обусловлено объективными причинами, независящими от строительных организаций - в частности, в связи с отказом СМУП «Горводоканал» выдать технические условия с точками подключения к городским сетям водоснабжения и канализации.
Представленными письменными доказательствами достоверно подтверждено, что арендная плата по договорам, заключенным с Департаментом вносилась регулярно, при расчетах применялась ставка арендной платы в размере 0,3 % - при том, что осуществление строительства объектов недвижимости и целевое использование земельных участков, переданных в аренду было исключено вследствие объективных и независящих от арендатора причин.
Так, отказывая в выдаче технических условий в части подключения объектов к городским системам централизованного водоснабжения и водоотведения, СМУП «Горводоканал» указал, что вопрос по выдаче технических условий на подключение к городской системе водоснабжения и водоотведения будет рассмотрен только после решения вопроса по развитию городской системы водоотведения в районе расположения земельных участков, а в отношении ряда земельных участков – выдача технических условий невозможна в связи с отсутствием Южного канализационного коллектора, проектирование и постройка которого изначально предполагалось в инвестиционной программе СМУП «Горводоканал» на ДД.ММ.ГГГГ
Согласно подпункту 3 п. 1 Постановления Администрации Смоленской области от 14.04.2009 г. № 192 «Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске» коэффициент в размере <данные изъяты> % от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка применяется только в отношении земельных участков, используемых для осуществления коммерческой деятельности.
Как уже отмечалось выше, организация коммерческого строительства объектов недвижимости на арендуемых участках и получения прибыли была исключена вследствие обстоятельств, на которые арендатор не имел возможности повлиять и о которых при получении земельных участков не могло быть известно в принципе.
Сведений, опровергающих соответствующие доводы истца, а также данных, указывающих на использование указанных земельных участков в коммерческой деятельности, суду при разбирательстве дела представлено не было.
Кроме того в настоящем решении отмечается, что в отношении земельных участков, переданных в аренду по договорам от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГз, от <данные изъяты> № Департаментом необоснованно не была принята в расчет новая кадастровая стоимость, установленная решениями Арбитражного суда и решениями комиссии Управления Росреестра по Смоленской области по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таком положении, в отсутствие оснований для применения повышенных коэффициентов при расчете арендной платы, учитывая, что расчет арендной платной производился исходя из старой кадастровой стоимости земельных участков, судом принимается решение об удовлетворении предъявленных требований о перерасчете арендной платы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области произвести перерасчет арендной платы за земельные участки по следующим договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в следующем порядке:
по договорам от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным с Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области:
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с порядком расчета, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из ставки арендной платы в размере 0, 3 % от удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков;
- за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с порядком расчета, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из ставки арендной платы в размере 0, 3 % от кадастровой стоимости земельных участков;
по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным с Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области:
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с порядком расчета, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> установленной решением Арбитражного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №;
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с порядком расчета, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, соответствующей <данные изъяты>., определенной решением комиссии Управления Росреестра Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №;
по договору от ДД.ММ.ГГГГ № заключенным с Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области:
- за период - ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с порядком расчета, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из ставки арендной платы в размере 0, 3 % от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка;
- за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с порядком расчета, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из ставки арендной платы в размере 0, 3 % от кадастровой стоимости земельных участков;
- за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с порядком расчета, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере в размере его рыночной стоимости, соответствующей <данные изъяты>., определенной решением комиссии Управления Росреестра Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2014г.
Судья К.И.Киселев