Дело № 2-2043/2022
(УИД 73RS0004-01-2022-004803-45)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 16 июня 2022 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колмыковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № «<данные изъяты>», администрации г. Ульяновска, Управлению образования администрации города Ульяновска о возложении обязанности обеспечить охрану объекта, выделить финансирование на организацию мероприятий по обеспечению охраны объекта,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № «<данные изъяты>» (далее по тексту – МБДОУ № «<данные изъяты>»), администрации г. Ульяновска, Управлению образования администрации города Ульяновска о возложении обязанности обеспечить охрану объекта, выделить финансирование на организацию мероприятий по обеспечению охраны объекта.
Требования мотивированы тем, что в рамках проведенной прокуратурой района проверки соблюдения учреждениями дошкольного образования требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательных организациях были выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
Согласно акту обследования и категорирования объекта, утвержденному 07.10.2019 директором МБДОУ № «<данные изъяты>», комиссия провела обследование и категорирование МБДОУ № «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, присвоена третья категория объекта.
Паспорт безопасности МБДОУ № «Мальвина» утвержден директором МБДОУ № «<данные изъяты>» 28.01.2020. В пункте 1 раздела 8 паспорта безопасности учреждения указаны требования в обеспечении охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) и перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) или уполномоченным им лицом не позднее последнего дня работы комиссии.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно обеспечение охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не проведены.
Истец просил обязать МБДОУ № «<данные изъяты>» обеспечить охрану объекта (территории) детского сада сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»; обязать Управление образования администрации города Ульяновска, администрацию г.Ульяновска выделить финансирование на организацию мероприятий по обеспечению охраны объекта (территории) МБДОУ № 110 «Мальвина» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Представитель истца – Ильина Н.Г. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБДОУ № «<данные изъяты>» Володина И.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила отзыв, в котором указано, что для обеспечения физической охраны в МБДОУ необходимо дополнительное финансирование.
Представитель ответчика администрации города Ульяновска – Набиуллин Ш.И. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны за счет целевого финансирования соответствующих работ администрацией города Ульяновска является новыми расходными обязательствами. В рамках формирования проекта бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов направлена заявка на участие в реализации государственных программ РФ и Ульяновской области в части выделения ассигнований МО «город Ульяновск» в 2022 году. Средства на данные мероприятия не выделены, в связи с чем необходимо дополнительное финансирование. Вместе с тем, в этом направлении ведутся работы. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФГКУ «УВР ВНГ России по Ульяновской области» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлен отзыв, согласно которому с МБДОУ № «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт об оказании услуг по охране объекта путем реагирования на срабатывание тревожной сигнализации.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснение представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон №35-ФЗ) определено, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с ч.3 ст.5 Закона №35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с пп.7, 12 ст.2, ст.3 Закона №35-ФЗ одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации определены приоритеты мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, то есть выявление и последующее устранение причин и условий, способствовавших совершению террористических актов.
При этом одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее – Требования) определены требования антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов.
В соответствии с п.22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пункт 2. Требований предусматривает, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
В 4. Требований указано, что перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите определяются Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Согласно п.5. Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 6 указанных Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
В соответствии с п. 8 Требований, для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
Согласно п. 11. Требований, Комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
П. 24 Требований предусматривает перечень мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются предусмотрен перечень мероприятий.
Из п. б п. 25 Требований следует, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии с ч. 6. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка МБДОУ № № «<данные изъяты>» относительно исполнения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательных организациях.
Согласно акту обследования и категорирования объекта, утвержденному 07.10.2019 директором МБДОУ № 110 «<данные изъяты>», комиссия провела обследование и категорирование МБДОУ № «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> присвоена третья категория объекта.
Паспорт безопасности МБДОУ № «<данные изъяты>» утвержден директором МБДОУ № «<данные изъяты>» 28.01.2020. В пункте 1 раздела 8 паспорта безопасности учреждения указаны требования в обеспечении охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) и перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) или уполномоченным им лицом не позднее последнего дня работы комиссии.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно обеспечение охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не проведены.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
В соответствии с п. 1.2 Устава утвержденным приказом начальника Управления образования администрации г. Ульяновска, учредителем МБДОУ № «<данные изъяты>» является муниципальное образование «город Ульяновск». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации г. Ульяновск.
Собственником имущества МБДОУ № «<данные изъяты>» является муниципальное образование «город Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска (п.7.1 Устава).
Источниками формирования имущества учреждения являются, в том числе субсидии, получаемые от учредителя (п. 7.9 Устава).
Согласно п. 1.8 Устава, учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно правовыми актами Ульяновской области, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (п. 7.1 ст. 16); организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 13 ст. 16).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 № 35-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации финансирование образовательных учреждений должно возлагаться на администрацию г. Ульяновска, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.
Основываясь на приведенных выше нормах права, установив, что охрана детского сада, относящегося согласно его паспорту безопасности к третьей категории опасности, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, суд считает необходимым обязать МБДОУ № 110 «Мальвина» обеспечить охрану объекта (территории) детского сада сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
При этом, исходя из того, что учредителем образовательного учреждения является МО «город Ульяновск», МБДОУ № «<данные изъяты>» самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, однако реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств из бюджета городского округа; указанными Требованиями прямо предусмотрена обязанность по обеспечению круглосуточной охраной объектов такой категории путем привлечения сотрудников охранных организаций и за счет средств местного бюджета, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Ульяновска выделить финансирование на организацию мероприятий по обеспечению охраны объекта (территории) МБДОУ № «<данные изъяты>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В удовлетворении исковых требований к Управлению образования администрации города Ульяновска следует отказать.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Как указано в ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,167,194 – 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 110 «<данные изъяты>», администрации г. Ульяновска, Управлению образования администрации города Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «<данные изъяты>» обеспечить охрану объекта (территории) детского сада сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Обязать администрацию города Ульяновска выделить финансирование на организацию мероприятий по обеспечению охраны объекта (территории) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № «<данные изъяты>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении иска к Управлению образования администрации города Ульяновска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.Р. Кузнецова
<данные изъяты>