Судья Козлов И.И. № 33-7434/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.
судей: Грымзиной Е.В., Колгановой В.М.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой П.Н. к администрации Волгограда о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Медведевой П.Н. в лице представителя Б.С.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 марта 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Медведевой П.Н. к администрации Волгограда о возложении обязанности принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - отказать.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., объяснения представителя Медведевой П.Н. по доверенности Б.С.., поддержавшей доводы жалобы, представителя администрации Волгограда по доверенности П.К.., возражавшей в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Медведева П.Н. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указала, что истец обратилась в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истцу было отказано по мотиву того, что Медведева П.Н. относится к категории бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, которые не относятся к лицам, перечисленным в ФЗ «О ветеранах», Указе Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714, подлежащим обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Медведева П.Н. полагает данный отказ незаконным, нарушающим её право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Просила суд обязать администрацию Волгограда принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Центральным районным судом г. Волгограда постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет Медведева П.Н. в лице представителя Б.С. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении её требований. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Медведева П.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается соответствующим удостоверением.
Медведева П.Н. обратилась в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Постановлением администрации Волгограда от 15 ноября 2018 года № 1578 истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Письмом комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от 16 ноября 2018 года Медведева П.Н. уведомлена об отказе в постановке её на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с разъяснением причины: категория лиц, отнесенная к бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не включена в перечень лиц, установленный Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Разрешая заявленные Медведевой П.Н. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции указал на правомерность отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, по следующим основаниям.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны».
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2005 года.
В пункте 8 статьи 154 этого Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»).
Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Абзацем первым пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 года № 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 года № 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 года № 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименована, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Приведенная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года.
Право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 года № 614.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 года № 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Медведевой П.Н., ссылающейся в их обоснование на нормы данного Указа, судебная коллегия признает правильным.
Доводы апелляционной жалобы о разрешении судом требований истца не по заявленным Медведевой П.Н. основаниям отмены решения суда не влекут, поскольку, вопреки доводам жалобы, заявленные истцом требования рассмотрены и разрешены судом первой инстанции по основаниям и обстоятельствам, указанным истцом в исковом заявлении, что соответствует положениям ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ. В целях проверки указанных доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией истребовалось в администрации Волгограда учётное дело Медведевой П.Н., при изучении которого было установлено, что по каким-либо иным основаниям, нежели указанным в иске и рассмотренным судом первой инстанции, истец в администрацию Волгограда для постановки её на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма не обращалась.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 марта 2019 года по гражданскому делу по иску Медведевой П.Н. к администрации Волгограда о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведевой П.Н. в лице представителя Б.С. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: