Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-304/2020 от 20.08.2020

Судья: Исматов Т.Б. Дело № 77-521(304)/2020

РЕШЕНИЕ

22 сентября 2020 года г. Омск

Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Путеец-3» (далее – СНТ «Путеец-3», товарищество) по жалобе законного представителя товарищества Слабковской Л.Н. на решение судьи Ленинского районного суда г. Омска от 20 июля 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением советника отдела регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственного инспектора в области окружающей среды Омской области П.Н.Г. от 23 декабря 2019 года СНТ «Путеец-3» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

СНТ «Путеец-3» в лице законного представителя Слабковской Л.Н. обжаловало данное постановление вышестоящему должностному лицу.

Решением начальника отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, старшего государственного инспектора в области окружающей среды Омской области Волынкиной Н.Ю. от 23 января 2020 года указанное постановление от 23 декабря 2019 года оставлено без изменения.

Вышеназванные акты должностных лиц обжалованы Слабковской Л.Н. в районный суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Омска от 20 июля 2020 года постановление государственного инспектора в области окружающей среды Омской области П.Н.Г. от 23 декабря 2019 года, решение старшего государственного инспектора в области окружающей среды Омской области В.Н.Ю. от 23 января 2020 года оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Омский областной суд, законный представитель товарищества Слабковская Л.Н. просит решение судьи районного суда отменить. Указывает, что отсутствие договора с региональным оператором обусловлено объективной ситуацией, а не пренебрежительным отношением товарищества. Существовали обстоятельства, не позволяющие заключить договор в установленный законодательством срок. Размещение контейнерной площадки повлекло бы нарушение санитарно-эпидемиологических норм. Судом не исследованы все обстоятельства дела, не приняты во внимание доводы стороны защиты, в том числе о снижении размера назначенного административного штрафа на основании ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав законного представителя товарищества Слабковскую Л.Н., защитника товарищества адвоката Кашину Е.С., поддержавших жалобу, должностное лицо, вынесшее постановление П.Н.Г., просившую отказать в удовлетворении жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется названным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.

Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению присвоен код 7 30000 00 00 0.

Из материалов дела следует, что в деятельности СНТ «Путеец-3» образуются твердые коммунальные отходы, код ФККО 7 30000 00 00 0.

В соответствии с подп. «в» п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

17 августа 2018 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области. ООО «Магнит» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

29 марта 2019 года региональный оператор ООО «Магнит» опубликовал в газете «Омский вестник» предложение о заключении договоров на вывоз твердых коммунальных отходов.

В соответствии с абз. 1-3 п. 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) названных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) названных Правил.

Вместе с тем в нарушение вышеприведенных требований СНТ «Путеец-3» не заключило с региональным оператором ООО «Магнит» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые образуются в результате уставной деятельности товарищества.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 10 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 149-151); информацией ООО «Магнит» от 16 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 34-38); объяснением председателя правления СНТ «Путеец-3» Слабковской Л.Н. (т.1 л.д. 152-154); а также другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Деяние СНТ «Путеец-3» правильно квалифицировано должностным лицом административного органа по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в отсутствии заключенного договора с региональным оператором ООО «Магнит», что было выявлено только после обращения ООО «Магнит» в Минприроды Омской области.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.

Рассматривая жалобу защитника товарищества, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления и решения должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Соглашаясь с постановлением о привлечении товарищества к административной ответственности судья районного суда посчитал, что товарищество имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о наличии объективных препятствий заключения договора, поскольку у товарищества отсутствовала возможность размещения на территории площадки для размещения отходов, во внимание не принимаются. Представленные защитой в материалы дела сведения об изменении территориальной зоны естественного ландшафта (Л) по месту нахождения земельного участка товарищества с выделением территориальной зоны СХ1, свидетельствуют о том, что такое оформление вызвано приведением в соответствии с законом статуса земельного участка товарищества, в том числе для регистрации собственниками строений на садовых участках. Доводы о необходимости организации места для складирования твердых бытовых отходов товариществом не приводились.

За соответствующими разъяснениями в ООО «Магнит» СНТ «Путеец-3» обратилось только в январе 2020 года, при этом из ответа регионального оператора следует, что отсутствие собственной контейнерной площадки не является безусловным препятствием к заключению договора, не исключается возможность складирования твердых коммунальных отходов по соглашению с собственником ближайшей контейнерной площадки на ее использование (т. 1 л.д. 176-177).

Сведения о том, что товарищество своевременно обращалось за разрешением вопроса о размещении контейнерной площадки в органы местного самоуправления, отсутствуют; такое обращение датировано 16 августа 2019 года (т. 1 л.д. 181).

Следует также учитывать пояснения должностного лица административного органа о том, что отсутствие контейнерной площадки при наличии предусмотренных Правилами альтернативных способов складирования твердых коммунальных отходов, не препятствует заключению договора с региональным оператором. Действия (бездействия) ООО «Магнит» товариществом не оспаривались.

Административное наказание СНТ «Путеец-3» назначено судом согласно санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Судья районного суда правильно указал на невозможность признания совершенного административного правонарушения малозначительным и отсутствие оснований для применения в данном деле положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, для изменения постановления должностного лица и снижения назначенного административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, не установлено.

Применение положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ вопреки доводам заявителя не представляется возможным, поскольку характер совершенного административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в сфере окружающей среды, длительность периода, в течение которого не был заключен договор с региональным оператором, не позволяют сделать вывод о наличии исключительных обстоятельств для снижения размера назначенного административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Порядок привлечения товарищества к административной ответственности соблюден.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, при производстве по настоящему делу не усматривается.

Таким образом, жалоба подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Ленинского районного суда г. Омска от 20 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу законного представителя СНТ «Путеец-3» Слабковской Л.Н. – без удовлетворения.

Судья Г.Г. Старостина

77-304/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
СНТ "Путеец-3"
Другие
Слабковская Л.Н.
Суд
Омский областной суд
Судья
Старостина Галина Геннадьевна
Статьи

КоАП: ст. 8.2 ч.1

Дело на сайте суда
oblsud--oms.sudrf.ru
20.08.2020Материалы переданы в производство судье
20.08.2020Материалы переданы в производство судье
08.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее