Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2921/2014 от 03.12.2014

Дело № 33-2921/2014 Судья: Тишаева Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2014 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Склярука С.А.,

судей: Георгиновой Н.А., Сабаевой Е.Н.

при секретаре Березуцкой А.А.

в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по заявлению Коваль ОД о признании незаконными действий УФМС России по Орловской области по аннулированию, изъятию и отказу в возврате свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

по апелляционной жалобе УФМС России по Орловской области на решение Северного районного суда г.Орла от 29 сентября 2014 года, которым постановлено:

«Заявление Коваль ОД удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы России по Орловской области по аннулированию, изъятию и отказу в возврате Коваль ОД свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации <...>, выданного <дата> года.

Обязать УФМС России по Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод Коваль ОД в полном объеме.

Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Орловской области в пользу Коваль ОД расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя Управления ФМС России по Орловской области по доверенности Меркуловой Э.А., поддержавшей доводы жалобы, и возражения Коваль О.Д., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Коваль ОД обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления ФМС России по Орловской области по аннулированию, изъятию и отказу в возврате свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указывала, что она является гражданкой Украины, прибыла в г.Орел <...> года из Луганской области по причине угрозы расправы с ней и членами ее семьи, которая возникла в Украине с приходом к власти киевской хунты.                     По приезду в г.Орел она и ее муж обратились в УФМС России по Орловской области с заявлениями о предоставлении временного убежища и УФМС России по Орловской области <...> года выдали им свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ.         <...> остались ее мать, отец и другие родственники.

Указывала, что <дата> после непродолжительной болезни неожиданно умерла ее мать в возрасте <...> Узнав о смерти матери, пребывая в состоянии нервного шока, глубокого душевного потрясения она позвонила в УФМС России по Орловской области, чтобы проконсультироваться о том, как она может выехать в <адрес> для участия в похоронах матери. В связи с тем, что начальник отдела по работе с беженцами ФИО7 по телефону продиктовала текст заявления об аннулировании временного убежища и уверила в том, что по возвращении в Россию она сможет быстро получить разрешение на временное проживание, она подала в УФМС России по Орловской области заявление об аннулировании временного убежища от <дата> в последний рабочий день (пятницу) уже по окончании рабочего времени. Ей были возвращены национальный и заграничный паспорта Украины. Также по предложению сотрудника УФМС России по Орловской области она сдала свидетельство о предоставлении временного убежища.

<дата> приобрела железнодорожный билет до <адрес> с целью поездки на похороны матери в Украину. После разговора с мужем, убедившего ее в высокой опасности поездки в Украину, учитывая наличие у нее дочери <...> лет, ею было принято решение не выезжать в Украину, в связи с чем, она возвратила железнодорожный билет на железнодорожном вокзале.         В понедельник <дата> до начала рабочего дня она встретилась в здании ФИО2 с ФИО7 с просьбой изъять ее заявление об аннулировании временного убежища от <дата> из личного дела, принять от нее национальный и заграничный паспорта Украины и возвратить ей свидетельство о предоставлении временного убежища. Заместитель начальника ФИО2 по <адрес> <дата> устно отказал в возврате документа. Копию решения об аннулировании свидетельства не выдали, сообщили, что аннулирование свидетельства не оформляется решением органа ФИО2, которое можно обжаловать. Устное обращение в ФИО2 по <адрес> было письменно продублировано заявлением от <дата>. Однако на момент подачи заявления в суд, ответа на заявление не поступало.         Считала, что территориальный миграционный орган <адрес> незаконно лишил ее временного убежища, а с ним и всех преимуществ, которые давал ей этот статус по сравнению с положением иностранцев в ФИО2. Она в настоящее время находится в затруднительных жизненных обстоятельствах, уехать в Украину она не может и прежде всего из-за угрозы жизни.

Указывала, что в нарушение Приказа ФМС от 19.08.2013 года №352 «Об утверждении Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории РФ и заявлений о предоставлении временного убежища на территории РФ», сотрудниками миграционной службы ей не было вручено под роспись решение о предоставлении временного убежища    с разъяснениями порядка продления    срока    предоставления временного убежища и перечнем оснований для утраты или лишения временного убежища.

Также она не была уведомлена о последствиях подачи ею заявления об аннулировании временного убежища.

Полагала, что у миграционной службы не имелось законных оснований не возвращать ей изъятое свидетельство о предоставлении ей временного убежища на территории РФ, поскольку она не пересекала государственную границу ФИО2.

С учетом изложенного, просила суд признать действия ФИО2 по <адрес> по аннулированию временного убежища, изъятию и отказу в возврате свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ серии <...>, выданного <дата>, неправомерными и обязать ФИО2 устранить препятствия к осуществлению ее прав и возвратить свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.

В судебном заседании ФИО2 по <адрес> Меркулова Э.А. возражала против удовлетворения заявления.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 по <адрес> просит об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.

Полагает, суд не принял во внимание, что в соответствии с действующим законодательством обстоятельства утраты временного убежища, как правило, зависят от воли и действий лица, получившего временное убежище, и членов его семьи.

Ссылается на то, что Коваль О.Д. лично обратилась с заявлением об аннулировании ей временного убежища, при этом никакого давления на нее со стороны сотрудников ФИО2 не оказывалось.

Считает, что между выдачей лицу установленного свидетельства и необходимостью сдать свой национальный паспорт и другие документы, удостоверяющие личность, установлена прямая связь. Следовательно, если лицо на основании личного волеизъявления забирает свои документы, оно, в силу закона, обязано сдать свидетельство о предоставлении временного убежища.

Указывает, что вопреки выводам суда положения пп.3 п.5 ст. 12 ФЗ «О беженцах» не связывают утрату временного убежища исключительно с фактом выезда за пределы территории РФ и непосредственным пересечением государственной границы, а подлежат применению также при наличии личного волеизъявления гражданина на выезд и желания получить свои национальные документы. Таким образом, Коваль О.Д. утратила временное убежище с момента подачи ею заявления от <дата>.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.

В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно требованиям ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно пп.3 п.1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.1 и п.3 ст.12 указанного закона предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.В соответствии с п.122 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 19.08.2013 года № 352, решение о предоставлении временного убежища с разъяснениями порядка продления срока предоставления временного убежища и перечнем оснований для утраты или лишения временного убежища вручается заявителю лично под роспись или направляется территориальным органом ФМС России посредством почтовой связи в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

Установлено, что Коваль ОД <дата> года рождения, уроженка <адрес>, является гражданкой Украины.

Родителями Коваль О.Д, являются: мать - ФИО9, отец - ФИО10 Данные обстоятельства подтверждаются паспортом гражданина <...> серии <...>, заграничным паспортом серии <...>, свидетельством о рождении <...> от <дата> года.

С <дата> Коваль О.Д. состоит в зарегистрированным браке с ФИО11, имеет дочь ФИО12, <дата> года рождения. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о браке от <дата> года, свидетельством о рождении серии I-ВЛ № 031025.

Из личного дела Коваль О.Д. следует, что
<дата> она вместе с супругом и несовершеннолетней дочерью прибыла на территорию Российской Федерации по адресу: <адрес>, что также подтверждается распечаткой из СПО «Мигрант-Г».

<дата> Коваль ОД обратилась в ФИО2 по <адрес> с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ей и ее несовершеннолетней дочери ФИО12 В качестве причины, по которой заявитель покинула государство гражданской принадлежности, Коваль О.Д. указала опасение за свою жизнь и жизнь дочери, так как после смены власти ведется политика по истреблению русского народа. В СМИ и Интернете публикуются призывы убивать русских, бесследно исчезают активисты митингов. Она была участником сбора подписей о проведении референдума. Существует система оповещения органов СГУ о гражданах, не согласных с действующей властью, нет гарантии, что она не попадет в этот список.

Территориальным органом ФМС в <адрес> <дата> было принято решение о предоставлении Коваль О.Д. и ее несовершеннолетней дочери ФИО12 временного убежища на территории РФ по основаниям, предусмотренным ст. 12 Федерального закона РФ от 19.02.1993г. «О беженцах».

<дата> Коваль О.Д. было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ серии ВУ № 0013424. При получении свидетельства Коваль О.Д. передала сотрудникам ФИО2 по <адрес> свой паспорт гражданина Украины и заграничный паспорт. Решение о предоставлении временного убежища на территории РФ Коваль О.Д. под роспись не вручалось.

Представитель УФМС России по <адрес> подтвердила, что решение о предоставлении временного убежища с разъяснениями порядка продления срока предоставления временного убежища и перечнем оснований для утраты или лишения временного убежища заявителю лично под роспись не вручалось и не направлялось территориальным органом ФМС ФИО2 посредством почтовой связи.

<дата> у Коваль О.Д. умерла мать ФИО9, проживающая в Украине.

В этот же день Коваль О.Д. обратилась в ФИО2 по <адрес> с заявлением об аннулировании временного убежища на территории РФ в связи с необходимостью выезда в Украину для участия в похоронах матери.

Миграционным органом у Коваль О. Д. было изъято свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, заявителю на руки были выданы национальный и заграничный паспорта, что подтверждается отметкой о получении Коваль О.Д. названных документов.

Однако Коваль О. Д. государственную границу не пересекала, в Украину не выезжала, поскольку приобретенный железнодорожный билет <...> на поезд <...> на <дата> время отправления <дата>, Коваль О.Д., учитывая сложившуюся обстановку в Украине, сдала в кассу железнодорожного вокзала за 5 часов до отправления поезда.

<дата> Коваль О. Д. обратилась в УФМС России по <адрес> с заявлением, в котором просила возвратить ей свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ и принять от нее на хранение документы, удостоверяющие её личность.

Однако в приеме документов и выдаче свидетельства Коваль О.Д. сотрудниками УФМС России по <адрес> было отказано в устном порядке, какого - либо решения по обращению Коваль О.Д. в территориальный миграционный орган не принималось.

В силу п.п. 5, 6 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» лицо утрачивает временное убежище: 1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; 2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; 3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно: 1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; 2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона; 3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Аналогичным образом определены основания утраты и лишения временного убежища в пунктах 16 и 17 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 года № 274.

Пунктом 20 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации предусмотрено, что территориальные органы Федеральной миграционной службы ведут учет лиц, получивших временное убежище, и направляют в установленном порядке информацию о них, а также о лицах, утративших временное убежище или лишенных его, в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В связи со сложной внутриполитической ситуацией в Украине и продолжающимся ростом количества граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках убежища, Правительством Российской Федерации были утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке.

Согласно п. 8 Временных правил предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2014 № 690, территориальные органы Федеральной миграционной службы ведут учет лиц, получивших временное убежище, и направляют в установленном порядке информацию о них, а также о лицах, утративших временное убежище или лишенных его, в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Приказом ФМС РФ от 25.03.2011 N 81 утверждена форма документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядок оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Согласно п.20 Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство подлежит изъятию в случае утраты лицом или лишения лица временного убежища, выдачи свидетельства в нарушение настоящего Порядка или оформления на утраченном (похищенном) бланке.

Также в п. 14 указанного Порядка предусмотрено еще одно основание для изъятия территориальным органом ФМС России свидетельства о предоставлении временного убежища, которое связано с обменом ранее выданного свидетельства.

В силу п. 22 Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации недействительными территориальным органом ФМС России признаются только утраченные, испорченные, пришедшие в негодность и изъятые свидетельства. Других оснований для признания свидетельства о предоставлении временного убежища, на территории РФ недействительным, действующее законодательство не содержит.

Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации предусмотрен порядок подачи заявления о прекращении рассмотрения ходатайства о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Однако такого понятия как аннулирование временного убежища действующее законодательство не содержит, как и не предусматривает процедуру подачи заявления об аннулировании временного убежища и принятия решения об аннулировании свидетельства либо временного убежища.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Коваль О.Д. при получении свидетельства о предоставлении временного убежища не был разъяснен порядок продления срока предоставления временного убежища и перечень оснований для утраты или лишения временного убежища.

Фактически заявитель обратилась в территориальный орган по вопросам миграции для получения документов, удостоверяющих личность для выезда в Украину, поскольку без документов Коваль О.Д. не могла пересечь государственную границу.

При таких обстоятельствах оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применив вышеприведенные нормы права, учитывая, что Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» связывает утрату лицом временного убежища с выездом к месту жительства за пределы территории Российской Федерации, тогда как Коваль О. Д. государственную границу не пересекала, к месту жительства в Украину не выезжала, принимая во внимание, что действующее законодательство в сфере миграции не предусматривает процедуру аннулирования временного убежища, а Коваль О. Д. отозвала свое заявление об аннулировании временного убежища, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий УФМС России по Орловской области по аннулированию, изъятию и отказу в возврате свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получившую правильную оценку в решении суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального лицом кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Северного районного суда г. Орла от 29 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Орловской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

Дело № 33-2921/2014 Судья: Тишаева Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2014 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Склярука С.А.,

судей: Георгиновой Н.А., Сабаевой Е.Н.

при секретаре Березуцкой А.А.

в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по заявлению Коваль ОД о признании незаконными действий УФМС России по Орловской области по аннулированию, изъятию и отказу в возврате свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

по апелляционной жалобе УФМС России по Орловской области на решение Северного районного суда г.Орла от 29 сентября 2014 года, которым постановлено:

«Заявление Коваль ОД удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы России по Орловской области по аннулированию, изъятию и отказу в возврате Коваль ОД свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации <...>, выданного <дата> года.

Обязать УФМС России по Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод Коваль ОД в полном объеме.

Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Орловской области в пользу Коваль ОД расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя Управления ФМС России по Орловской области по доверенности Меркуловой Э.А., поддержавшей доводы жалобы, и возражения Коваль О.Д., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Коваль ОД обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления ФМС России по Орловской области по аннулированию, изъятию и отказу в возврате свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указывала, что она является гражданкой Украины, прибыла в г.Орел <...> года из Луганской области по причине угрозы расправы с ней и членами ее семьи, которая возникла в Украине с приходом к власти киевской хунты.                     По приезду в г.Орел она и ее муж обратились в УФМС России по Орловской области с заявлениями о предоставлении временного убежища и УФМС России по Орловской области <...> года выдали им свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ.         <...> остались ее мать, отец и другие родственники.

Указывала, что <дата> после непродолжительной болезни неожиданно умерла ее мать в возрасте <...> Узнав о смерти матери, пребывая в состоянии нервного шока, глубокого душевного потрясения она позвонила в УФМС России по Орловской области, чтобы проконсультироваться о том, как она может выехать в <адрес> для участия в похоронах матери. В связи с тем, что начальник отдела по работе с беженцами ФИО7 по телефону продиктовала текст заявления об аннулировании временного убежища и уверила в том, что по возвращении в Россию она сможет быстро получить разрешение на временное проживание, она подала в УФМС России по Орловской области заявление об аннулировании временного убежища от <дата> в последний рабочий день (пятницу) уже по окончании рабочего времени. Ей были возвращены национальный и заграничный паспорта Украины. Также по предложению сотрудника УФМС России по Орловской области она сдала свидетельство о предоставлении временного убежища.

<дата> приобрела железнодорожный билет до <адрес> с целью поездки на похороны матери в Украину. После разговора с мужем, убедившего ее в высокой опасности поездки в Украину, учитывая наличие у нее дочери <...> лет, ею было принято решение не выезжать в Украину, в связи с чем, она возвратила железнодорожный билет на железнодорожном вокзале.         В понедельник <дата> до начала рабочего дня она встретилась в здании ФИО2 с ФИО7 с просьбой изъять ее заявление об аннулировании временного убежища от <дата> из личного дела, принять от нее национальный и заграничный паспорта Украины и возвратить ей свидетельство о предоставлении временного убежища. Заместитель начальника ФИО2 по <адрес> <дата> устно отказал в возврате документа. Копию решения об аннулировании свидетельства не выдали, сообщили, что аннулирование свидетельства не оформляется решением органа ФИО2, которое можно обжаловать. Устное обращение в ФИО2 по <адрес> было письменно продублировано заявлением от <дата>. Однако на момент подачи заявления в суд, ответа на заявление не поступало.         Считала, что территориальный миграционный орган <адрес> незаконно лишил ее временного убежища, а с ним и всех преимуществ, которые давал ей этот статус по сравнению с положением иностранцев в ФИО2. Она в настоящее время находится в затруднительных жизненных обстоятельствах, уехать в Украину она не может и прежде всего из-за угрозы жизни.

Указывала, что в нарушение Приказа ФМС от 19.08.2013 года №352 «Об утверждении Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории РФ и заявлений о предоставлении временного убежища на территории РФ», сотрудниками миграционной службы ей не было вручено под роспись решение о предоставлении временного убежища    с разъяснениями порядка продления    срока    предоставления временного убежища и перечнем оснований для утраты или лишения временного убежища.

Также она не была уведомлена о последствиях подачи ею заявления об аннулировании временного убежища.

Полагала, что у миграционной службы не имелось законных оснований не возвращать ей изъятое свидетельство о предоставлении ей временного убежища на территории РФ, поскольку она не пересекала государственную границу ФИО2.

С учетом изложенного, просила суд признать действия ФИО2 по <адрес> по аннулированию временного убежища, изъятию и отказу в возврате свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ серии <...>, выданного <дата>, неправомерными и обязать ФИО2 устранить препятствия к осуществлению ее прав и возвратить свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.

В судебном заседании ФИО2 по <адрес> Меркулова Э.А. возражала против удовлетворения заявления.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 по <адрес> просит об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.

Полагает, суд не принял во внимание, что в соответствии с действующим законодательством обстоятельства утраты временного убежища, как правило, зависят от воли и действий лица, получившего временное убежище, и членов его семьи.

Ссылается на то, что Коваль О.Д. лично обратилась с заявлением об аннулировании ей временного убежища, при этом никакого давления на нее со стороны сотрудников ФИО2 не оказывалось.

Считает, что между выдачей лицу установленного свидетельства и необходимостью сдать свой национальный паспорт и другие документы, удостоверяющие личность, установлена прямая связь. Следовательно, если лицо на основании личного волеизъявления забирает свои документы, оно, в силу закона, обязано сдать свидетельство о предоставлении временного убежища.

Указывает, что вопреки выводам суда положения пп.3 п.5 ст. 12 ФЗ «О беженцах» не связывают утрату временного убежища исключительно с фактом выезда за пределы территории РФ и непосредственным пересечением государственной границы, а подлежат применению также при наличии личного волеизъявления гражданина на выезд и желания получить свои национальные документы. Таким образом, Коваль О.Д. утратила временное убежище с момента подачи ею заявления от <дата>.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.

В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно требованиям ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно пп.3 п.1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.1 и п.3 ст.12 указанного закона предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.В соответствии с п.122 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 19.08.2013 года № 352, решение о предоставлении временного убежища с разъяснениями порядка продления срока предоставления временного убежища и перечнем оснований для утраты или лишения временного убежища вручается заявителю лично под роспись или направляется территориальным органом ФМС России посредством почтовой связи в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

Установлено, что Коваль ОД <дата> года рождения, уроженка <адрес>, является гражданкой Украины.

Родителями Коваль О.Д, являются: мать - ФИО9, отец - ФИО10 Данные обстоятельства подтверждаются паспортом гражданина <...> серии <...>, заграничным паспортом серии <...>, свидетельством о рождении <...> от <дата> года.

С <дата> Коваль О.Д. состоит в зарегистрированным браке с ФИО11, имеет дочь ФИО12, <дата> года рождения. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о браке от <дата> года, свидетельством о рождении серии I-ВЛ № 031025.

Из личного дела Коваль О.Д. следует, что
<дата> она вместе с супругом и несовершеннолетней дочерью прибыла на территорию Российской Федерации по адресу: <адрес>, что также подтверждается распечаткой из СПО «Мигрант-Г».

<дата> Коваль ОД обратилась в ФИО2 по <адрес> с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ей и ее несовершеннолетней дочери ФИО12 В качестве причины, по которой заявитель покинула государство гражданской принадлежности, Коваль О.Д. указала опасение за свою жизнь и жизнь дочери, так как после смены власти ведется политика по истреблению русского народа. В СМИ и Интернете публикуются призывы убивать русских, бесследно исчезают активисты митингов. Она была участником сбора подписей о проведении референдума. Существует система оповещения органов СГУ о гражданах, не согласных с действующей властью, нет гарантии, что она не попадет в этот список.

Территориальным органом ФМС в <адрес> <дата> было принято решение о предоставлении Коваль О.Д. и ее несовершеннолетней дочери ФИО12 временного убежища на территории РФ по основаниям, предусмотренным ст. 12 Федерального закона РФ от 19.02.1993г. «О беженцах».

<дата> Коваль О.Д. было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ серии ВУ № 0013424. При получении свидетельства Коваль О.Д. передала сотрудникам ФИО2 по <адрес> свой паспорт гражданина Украины и заграничный паспорт. Решение о предоставлении временного убежища на территории РФ Коваль О.Д. под роспись не вручалось.

Представитель УФМС России по <адрес> подтвердила, что решение о предоставлении временного убежища с разъяснениями порядка продления срока предоставления временного убежища и перечнем оснований для утраты или лишения временного убежища заявителю лично под роспись не вручалось и не направлялось территориальным органом ФМС ФИО2 посредством почтовой связи.

<дата> у Коваль О.Д. умерла мать ФИО9, проживающая в Украине.

В этот же день Коваль О.Д. обратилась в ФИО2 по <адрес> с заявлением об аннулировании временного убежища на территории РФ в связи с необходимостью выезда в Украину для участия в похоронах матери.

Миграционным органом у Коваль О. Д. было изъято свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, заявителю на руки были выданы национальный и заграничный паспорта, что подтверждается отметкой о получении Коваль О.Д. названных документов.

Однако Коваль О. Д. государственную границу не пересекала, в Украину не выезжала, поскольку приобретенный железнодорожный билет <...> на поезд <...> на <дата> время отправления <дата>, Коваль О.Д., учитывая сложившуюся обстановку в Украине, сдала в кассу железнодорожного вокзала за 5 часов до отправления поезда.

<дата> Коваль О. Д. обратилась в УФМС России по <адрес> с заявлением, в котором просила возвратить ей свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ и принять от нее на хранение документы, удостоверяющие её личность.

Однако в приеме документов и выдаче свидетельства Коваль О.Д. сотрудниками УФМС России по <адрес> было отказано в устном порядке, какого - либо решения по обращению Коваль О.Д. в территориальный миграционный орган не принималось.

В силу п.п. 5, 6 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» лицо утрачивает временное убежище: 1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; 2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; 3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно: 1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; 2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона; 3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Аналогичным образом определены основания утраты и лишения временного убежища в пунктах 16 и 17 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 года № 274.

Пунктом 20 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации предусмотрено, что территориальные органы Федеральной миграционной службы ведут учет лиц, получивших временное убежище, и направляют в установленном порядке информацию о них, а также о лицах, утративших временное убежище или лишенных его, в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В связи со сложной внутриполитической ситуацией в Украине и продолжающимся ростом количества граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках убежища, Правительством Российской Федерации были утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке.

Согласно п. 8 Временных правил предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2014 № 690, территориальные органы Федеральной миграционной службы ведут учет лиц, получивших временное убежище, и направляют в установленном порядке информацию о них, а также о лицах, утративших временное убежище или лишенных его, в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Приказом ФМС РФ от 25.03.2011 N 81 утверждена форма документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядок оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Согласно п.20 Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство подлежит изъятию в случае утраты лицом или лишения лица временного убежища, выдачи свидетельства в нарушение настоящего Порядка или оформления на утраченном (похищенном) бланке.

Также в п. 14 указанного Порядка предусмотрено еще одно основание для изъятия территориальным органом ФМС России свидетельства о предоставлении временного убежища, которое связано с обменом ранее выданного свидетельства.

В силу п. 22 Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации недействительными территориальным органом ФМС России признаются только утраченные, испорченные, пришедшие в негодность и изъятые свидетельства. Других оснований для признания свидетельства о предоставлении временного убежища, на территории РФ недействительным, действующее законодательство не содержит.

Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации предусмотрен порядок подачи заявления о прекращении рассмотрения ходатайства о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Однако такого понятия как аннулирование временного убежища действующее законодательство не содержит, как и не предусматривает процедуру подачи заявления об аннулировании временного убежища и принятия решения об аннулировании свидетельства либо временного убежища.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Коваль О.Д. при получении свидетельства о предоставлении временного убежища не был разъяснен порядок продления срока предоставления временного убежища и перечень оснований для утраты или лишения временного убежища.

Фактически заявитель обратилась в территориальный орган по вопросам миграции для получения документов, удостоверяющих личность для выезда в Украину, поскольку без документов Коваль О.Д. не могла пересечь государственную границу.

При таких обстоятельствах оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применив вышеприведенные нормы права, учитывая, что Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» связывает утрату лицом временного убежища с выездом к месту жительства за пределы территории Российской Федерации, тогда как Коваль О. Д. государственную границу не пересекала, к месту жительства в Украину не выезжала, принимая во внимание, что действующее законодательство в сфере миграции не предусматривает процедуру аннулирования временного убежища, а Коваль О. Д. отозвала свое заявление об аннулировании временного убежища, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий УФМС России по Орловской области по аннулированию, изъятию и отказу в возврате свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получившую правильную оценку в решении суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального лицом кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Северного районного суда г. Орла от 29 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Орловской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33-2921/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Коваль Оксана Дмитриевна
Другие
УФМС России по Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Склярук Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
18.12.2014Судебное заседание
29.12.2014Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее