Дело № 2а-930/2019 11 февраля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Никандровой С.А.,
при секретаре Меняйловой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мелик-Нубарян А. К. к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Мелик-Нубарян А.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика в согласовании перепланировки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика согласовать перепланировку указанного жилого помещения в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником квартиры по вышеуказанному адресу, обратился в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании перепланировки жилого помещения с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в таком согласовании было отказано на основании пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003, согласно которому устройство отдельного входа в помещении путем пробития или расширения проемов во внешних и внутренних стенах крупноблочных и крупнопанельных домов не допускается. Полагая такой отказ незаконным, Мелик-Нубарян А.К. обратился с настоящим заявлением в суд.
Представитель административного истца Мелик-Нубарян А.К. – Яровая Д.А., в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Администрация Невского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. При этом орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме перечисленных документов.
Согласно положениям статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документов; поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, Мелик-Нубарян А.К. является собственником <адрес>, расположенной на первом этаже жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Для подготовки документов по перепланировке и переводу квартиры в нежилой фонд, а именно, для разработки проекта устройства отдельного входа в помещение, Мелик-Нубарян А.К. обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, который 22.02.2013 письмом № 1-4-7923/Э разрешил разработку проекта устройства отдельного входа и замены оконного заполнения на витринное с понижением нижней отметки со стороны лицевого фасада здания.
По заданию административного истца, силами проектной организации ОАО «58 Центральный проектный институт», разработан проект перепланировки <адрес> по адресу: <адрес>, под офис для перевода в нежилой фонд, который согласован всеми необходимыми инстанциями.
Также проектной организацией ООО «АрхиКо» разработан: проект устройства отдельного входа из оконного проема со стороны лицевого фасада.
Данный проект согласован также в Комитете по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, получено заключение № 108-012936/13-0-0 от 26.02.2013.
Согласно письму ОНД Невского района УНД ГУ МЧС по Санкт-Петербургу № 781-2-219-29 от 16.05.2013, в представленных проектных решениях учтены требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
Из экспертного заключения от 08.05.2014, составленного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербуге» в Адмиралтейском, Василеостровском и Центральном районах Санкт-Петербурга, проект перепланировки помещения под офис для перевода в нежилой фонд соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 Изменения № 2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 «Изменения и дополнения № 1 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ», СанПиН 2.1.7.13.22-03 «Гигиенические требования к размещению и обеспечению отходов производства и потребления».
На проектную документацию административным истцом получено: положительное экспертное заключение № 78-2-12221048-18 от 03.05.2018 в ФБУЗ «МЕЖРЕГИОНЭКСПЕРТИЗА», согласно выводам которого, рассмотренный проект перепланировки помещения под офис для перевода в нежилой фонд по адресу: <адрес>, соответствует техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений № 384 от 30.12.2009, перечню стандартов и сводов правил по Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, заданию на проектирование, не влияет на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не ухудшает условий эксплуатации здания и проживания людей, не создает угрозу жизни и здоровья. Прочность, жесткость и деформативность строительных конструкций обеспечена. В соответствии с действующим законодательством, нормативными и техническими документами вся ответственнность за правильность оформления проектной документапции и предложенных в ней решений, вносимых изменений, а также контроль за их исполнением в процессе производства строительно-монтажных работ в порядке авторского надзора лежит на руководителе проекта (главном инженере проекта).
После подготовки всех документов, которые предусмотрены частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, административный истец обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта перепланировки квартиры.
31 августа 2018 года Администрация Невского района Санкт-Петербурга отказала Мелик-Нубарян А.К. в согласовании перепланировки жилого помещения по основанию несоответствия проекта требованиям законодательства, в частности пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, в соответствии с которым в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.
В ходе рассмотрения дела, определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2018 года, была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам, изложенным в заключении № 18-84-О-2а-7802/18 от 26.12.2018, составленном ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «ПетроЭксперт», проект перепланировки помещения под офис для перевода в нежилой фонд по адресу: <адрес>, соответствует требованиям градостроительных норм и правил, в том числе, пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003, а также требованиям действующих строительных норм и правил, требованиям правил пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям и не нарушает механическую безопасность здания.Перепланировка, произведенная согласно проекту (в том числе устройство отдельного входа), не сможет привести к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, и, с технической точки зрения, не может создать угрозу жизни или здоровью граждан.
Учитывая, что заключение эксперта № 18-84-О-2а-7802/18 от 26.12.2018 является ясным, полным, непротиворечивым, сомнений в его правильности и обоснованности не имеется. Эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Заключение содержит исчерпывающие ответы на все поставленные судом вопросы. Экспертиза проводилась специалистом, имеющим соответствующее образование и квалификацию. Каких-либо сомнений в квалификации эксперта у суда не имеется, оснований для вывода о его заинтересованности в исходе дела не усматривается. Экспертиза проведена с соблюдением всех требований Федерального закона от 31.05.01 № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемых как к профессиональным качествам эксперта, так и к самому процессу проведения экспертизы и оформлению ее результатов.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что обустройство отдельного входа в принадлежащее административному истцу помещение со стороны лицевого фасада, не повлечет изменение параметров объекта капитального строительства, что является неотъемлемой частью понятия «реконструкция» в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд также учитывает результаты проведенного внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в форме очно-заочного голосования, согласно протоколу от 20.04.2018 которого принято решение о разрешении собственнику <адрес> пользования общим имуществом собственников дома, в части: устройства отдельного входа со стороны лицевого фасада здания, понижение нижней отметки оконного заполнения в соответствие с разработанн6ой и согласованной КГА концепцией и проектом перепланировки; устройства проема в несущей стене в соответствии с разработанным проектом; обустройства крыльца и пешеходной дорожки на прилегающем земельном участке (изменение режима использования земельного участка), с учетом дальнейшего благоустройства территории в соответствии с актом Управления садово-паркового хозяйства и согласованием Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Оценивая доводы Администрации Невского района Санкт-Петербурга, положенные в основу возражений, суд принимает во внимание следующее.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 № 170, утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», определяющие правила по эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, технической инвентаризации, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Действительно, в разделе 4 Правил «Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций», пункте 4.2. «Стены», подпункте 4.2.4 – балконы, козырьки, лоджии и эркеры, содержится подпункт 4.2.4.9, регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. В силу данного подпункта также не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки. Как следует из анализа вышеуказанных норм в их совокупности, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.
При этом раздел 1 Правил «Основные положения» содержит пункты 1.7.1 и 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений. В частности, в силу пункта 1.7.1 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов и т.д.
В соответствии с пунктом 1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасада, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и действие раздела 4 Правил на них не распространяется, при таких обстоятельствах, отказ администрации в согласовании проекта перепланировки по основанию несоответствия проекта пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 № 170, является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 177 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Мелик-Нубарян А. К. к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Невского района Санкт-Петербурга в согласовании перепланировки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, оформленный уведомлением № 269 от 31 августа 2018 года.
Обязать Администрацию Невского района Санкт-Петербурга согласовать проект перепланировки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
/Решение изготовлено в окончательной форме 15 февраля 2019 года/