Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-212/2014-2 ~ М-171/2014-2 от 14.05.2014

         Гр.дело № 2-212/2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Снежногорск      19 июня 2014 года

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Л.В.,

при секретаре Котляровой Е.А.,

с участием:

представителя истца Тихомирова Д.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя ответчика - директора ЦЗН в г. Снежногорске Хвостенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Унитарного муниципального теплоэнергетического предприятия г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области к Управлению государственной службы занятости населения Мурманской области Государственному областному бюджетному учреждению «Центр занятости населения г. Снежногорска ЗАТО Александровск» о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении за (ФИО) среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя,

У С Т А Н О В И Л:

Унитарное муниципальное теплоэнергетическое предприятие г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области (далее УМТЭП г. Снежногорска) обратилось в суд с иском к Управлению государственной службы занятости населения Мурманской области Государственному областному бюджетному учреждению «Центр занятости населения г. Снежногорска ЗАТО Александровск» (далее ЦЗН г. Снежногорска) о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении за (ФИО) среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя.

В обоснование исковых требований указав, что в связи с введением в отношении УМТЭП г.Снежногорска процедуры конкурсного производства, в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятия Конкурсный управляющий принял решение о сокращении численности штата УМТЭП г.Снежногорска. В связи с изложенным трудовой договор с работником предприятия (ФИО) был прекращен ДД.ММ.ГГГГ года, после чего последняя в соответствии с ч.2 ст.318 ТК РФ обратилась в ЦЗН г.Снежногорска для последующего трудоустройства. ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес решение о сохранении за (ФИО) среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца. Считают данные действия ЦЗН г.Снежногорска незаконным и подлежащим отмене, поскольку (ФИО) является пенсионером по старости и ежемесячно получает пенсию и имеет средства к существованию. Исходя из смысла ч.2 ст. 318 ТК РФ, только в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. В решении ответчика о сохранении за (ФИО) среднего заработка исключительный случай не указан. Просят признать недействительным решение ЦЗН г.Снежногорска от ДД.ММ.ГГГГ б/н о сохранении за (ФИО) среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя в соответствии со ст. 318 ТК РФ.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настоял в полном объеме, считает, что выводы ЦЗН г.Снежногорска о наличии у (ФИО) права на сохранение компенсации в размере денежного содержания в течение 4 месяца со дня увольнения основаны исключительно на том, что она в месячный срок со дня увольнения обратилась в центр занятости населения и не была трудоустроена, в то время как указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как того требует ч 2 ст. 318 Трудового Кодекса Российской Федерации, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения работников заработка в течение 4 месяца со дня увольнения. Считает, что при вынесении подобных решений центр занятости обязан установить наличие трех условий: факт обращения работника в орган службы занятости в месячный срок после увольнения; факт нетрудоустройства работника этим органом; факт наличия исключительного случая, т.е. особых обстоятельств, в связи с которыми может быть принято решение об обязании работодателя произвести указанную дополнительную выплату работнику. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 ст. 318 Трудового Кодекса Российской Федерации, о чем говорит судебная практика. При этом исключительным обстоятельством не может являться факт обращения работника в центр занятости, а также отсутствие в период до 4 месяцев со дня увольнения работника работы по его квалификации, образованию. Кроме того, (ФИО) является пенсионером по возрасту, что также указывает на ее социальную защищенность и требует наличие весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2. ст. 318 Трудового Кодекса Российской Федерации. Поскольку доказательств того, что у (ФИО) имеются какие-либо исключительные случаи, а также обоснование исключительности при вынесении решения ответчиком не представлено, просит суд признать недействительным решение ЦЗН г. Снежногорск от ДД.ММ.ГГГГ б/н о сохранении за (ФИО) средней заработной платы на период 4-го месяца со дня увольнения.

Ответчик, директор ЦЗН г.Снежногорска в судебном заседании просил в исковых требованиях отказать в полном объеме. Пояснил, что в данном случае, в соответствии с положениями статьи 318 Трудового Кодекса Российской Федерации на органы службы занятости возложено право принятия решения сохранить средний месячный заработок за уволенным работником из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения. На основании п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) лица, которым назначена пенсия по старости, не могут быть признаны безработными. При этом органы службы занятости обязаны регистрировать для целей поиска подходящей работы и оказывать помощь в трудоустройстве любым гражданам, независимо от того, могут ли они быть признаны безработными или нет (пп. 2 п. 1 ст. 7.1, п. 1 ст. 12 Закона о занятости). Статья 318 Трудового Кодекса Российской Федерации не предусматривает каких-либо исключений для случаев предоставления предусмотренных ею гарантий. Согласно части 2 статьи 3 Трудового Кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от возраста. Поэтому факт достижения гражданином пенсионного возраста не препятствует дальнейшему осуществлению им трудовой деятельности. Вместе с тем, из положений п.1 и п. 2 ч.1 ст. 81, ч. 2 ст.318 Трудового Кодекса Российской Федерации не следует, что установленные при увольнении по указанным основаниям гарантии не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. То есть, сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в соответствии с ч. 2 ст. 318 Трудового Кодекса Российской Федерации в течение четвертого и пятого, шестого месяцев со дня увольнения не поставлено действующим законодательством в зависимость от получения пенсии, именно поэтому у органов службы занятости населения нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними указанной выше выплаты. Кроме того, законодателем не определены критерии исключительности случаев, полномочий оценивать обстоятельства, имеющие значение, исследовать факты исключительности центр занятости не имеет. (ФИО), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, г.р., была уволена из организации УМТЭП г.Снежногорск ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, обратилась в ЦЗН города Снежногорск ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. в установленные законодательством сроки. Поэтому, кроме установленных фактов наличия условий, предусматривающих своевременное обращение и не трудоустройство обратившегося гражданина, центр занятости оценить не вправе. Трудоустроить (ФИО) не представилось возможным, поскольку за данный период времени не было вакансий, соответствующих ее образованию и специальности, а от предложенной вакансии последняя отказалась по причине низкой заработной платы. ЦЗН г. Снежногорск в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, ведомственными письмами и указаниями. В соответствии с п.4 ст. 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О закрытом административно-территориальном образовании», за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

(ФИО), выступающая в качестве третьего лица, будучи уведомленной должным образом о времени судебного заседания, в суд не прибыла.

Суд считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 4 статьи 77 и пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации определены основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя, в случаях сокращения численности или штата работников организации. Статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Судом установлено, что (ФИО) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в УМТЭП г. Снежногорск в должности (...). На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штатной численности» ( от ДД.ММ.ГГГГ года) была уволена с ДД.ММ.ГГГГ с предприятия в связи с сокращением численности работников организации по п.2 ч.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 47).

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено давать разъяснения по применению настоящего постановления. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 г. №324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Из карточки персонального учета гражданина, ищущего работу следует, что (ФИО) встала на учет в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ, то есть в месячный срок со дня увольнения (л.д. 41). (ФИО) обратилась в орган службы занятости, но не была трудоустроена по причине отсутствия подходящей для нее работы. ДД.ММ.ГГГГ ЦЗН г.Снежногорск было вынесено решение о сохранении среднего месячного заработка за (ФИО) на период ее трудоустройства в течение 4 месяца.

Доводы истца о том, что ЦЗН г.Снежногорска при вынесении решения обязан установить факт наличия исключительного случая, то есть особых обстоятельств, в связи с которыми может быть принято решение об обязании работодателя произвести указанную дополнительную выплату работнику, а при отсутствии таких исключительных случаев применить положения ч.1 ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации, а также доводы заявителя о том, что (ФИО) является пенсионером по возрасту, что также указывает на ее социальную защищенность и требует наличие весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2. ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации по мнению суда, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Суд приходит к выводу, что в данном случае ЦЗН г. Снежногорск обоснованно признал факт нетрудоустройства работника службой занятости по причине отсутствия подходящей работы в течение четвертого месяца со дня увольнения в случае увольнения по сокращению штата, исключительным обстоятельством, позволяющим сохранить за уволенным работником среднемесячный заработок в течение четвертого месяца. Так, из содержания статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны, гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы.

При вынесении решения ЦЗН г. Снежногорск руководствовался ч.2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации, а также частью 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" согласно которой следует, что за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1688-О-О указанная норма закрепляет право работников предприятий, объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемых в связи с организационно-штатными мероприятиями, на сохранение среднего заработка в течение более длительного срока после увольнения по сравнению с общеустановленным, что обусловлено объективным удлинением периода поиска работы в условиях закрытого административно-территориального образования, направлена на защиту интересов таких работников.

Редакция ч.2 ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации предполагает, что перечень условий, при наличии которых органы службы занятости принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, является исчерпывающим. Следовательно, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий: -обращение работника в месячный срок после увольнения в орган службы занятости населения; - факт нетрудоустройства уволенного работника органами службы занятости населения. В силу прямого указания в ч.2 ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации определение исключительных случаев отнесено к компетенции органа службы занятости населения, к компетенции работодателя по прежнему месту работы или иных органов не относится.

Также суд принимает во внимание тот факт, что в письме Федеральной службы по труду и занятости от 11.02.2010 г. №594-ТЗ, даны разъяснения, что, исходя из смысла редакции ч.2 ст.318 ТК РФ, органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидаций либо сокращением численности или штата работников организации работник не был трудоустроен за промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения средний месячный заработок.

В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом. Статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения пенсионерам и лицам, которым пенсия еще не назначена. Согласно статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Согласно ч.3 ст.31 того же Закона гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода. Запрета гражданам, получающим пенсию, регистрироваться в целях поиска подходящей работы и получать средний заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, то есть пользоваться гарантиями при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, действующее законодательство не содержит.

Нарушение (ФИО) сроков обращения в службу занятости населения и нарушений, связанных с поиском и предоставлением последней места работы суду не представлено.

При таких обстоятельствах, нарушений со стороны ЦЗН г. Снежногорска при вынесении оспариваемого решения, судом не установлено, поскольку требования трудового законодательства по сохранению среднего месячного заработка в период трудоустройства после увольнения (ФИО) были соблюдены, так как она была уволена с работы по сокращению штата работников, в течение установленного законом срока со дня увольнения обратилась в службу занятости населения и не была трудоустроена по причине отсутствия подходящей для нее работы.

На основании изложенного, с учетом представленных документов, суд приходит к выводу, что решение ЦЗН г. Снежногорска от ДД.ММ.ГГГГ б/н о сохранении за (ФИО) средней заработной платы на период 4 месяца со дня увольнения соответствуют всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством, в связи с чем оснований для признания его недействительным, суд не усматривает, а потому оснований для удовлетворения требований УМТЭП г.Снежногорск не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Унитарного муниципального теплоэнергетического предприятия г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области к Управлению государственной службы занятости населения Мурманской области Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения г. Снежногорска ЗАТО Александровск о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении за (ФИО) среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца.

Председательствующий                    Л.В. Смирнова

2-212/2014-2 ~ М-171/2014-2

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Унитарное муниципальное теплоэнергетическое предприятие г.Снежногорск
Ответчики
Центр занятости населения г.Снежногорск
Другие
Лебедева Светлана Владимировна
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Смирнова Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
14.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2014Передача материалов судье
18.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2014Судебное заседание
19.06.2014Судебное заседание
19.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2015Дело оформлено
30.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее