Дело № 2-442/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2014г. с. Карагай
Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В., при секретаре Печенкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Карагайского сельского поселения к МКУ «Комитет имущественных отношений» Карагайского муниципального района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости,
у с т а н о в и л:
Истец обратился к ответчику с иском о признании право муниципальной собственности за МО Карагайское сельское поселение на бесхозяйные объекты недвижимости:
- автомобильную дорогу общего пользования местного значения, протяженностью 199 м, с кадастровым номером 59:21: 0400001:8, по адресу: Пермский край, Карагайский район, д.Шелунцово, ул.Мирная.
Свои требования мотивировал следующим образом.
В Карагайском сельском поселении указанная автомобильная дорога находится в бесхозяйном состоянии и не передана в собственность поселения, что не дает возможность истцу проводить работы по ремонту дороги, поскольку финансовые средства для этого не выделяются.
В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении а/дорог местного значения в границах сельского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Указанная дорога должна находится в собственности поселения.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала. Кроме того, пояснила, что в настоящее время к сельскому поселению много претензий по дорожному полотну указанных дорог. Но поселение ничего сделать не может, т.к. денежные средства на их ремонт у них в бюджете не запланированы, поскольку право собственности на данные дороги за поселением не закреплено. В настоящее время у этой дороги нет собственника, она постепенно приходит в негодность, ездить по ней становится опасно. Поэтому необходимо срочно закреплять за поселением право собственности на эту дорогу.
Ответчик - МКУ «Комитет имущественных отношений» - прислал отзыв на иск, в котором с ним согласился и просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Третье лицо – Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края – прислал отзыв на иск, в котором с ним согласился, просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Третье лицо - Территориальное управление Росимущества в Пермском крае - о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует возврат уведомления, отзыв на иск не представил, своего представителя в суд не направил.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном законе от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ).
Согласно ст. 9 Закона № 196-ФЗ, система государственного учета обеспечивает организацию и проведение органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 24 Закона закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам РФ.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6, Закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
На основании ст. 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог – это комплекс мер по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии п.п. 1, 4 п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 № 160, в прочие работы по содержанию входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В силу п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пункт 3 ст.225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела у объекта недвижимости:
- автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 199 м, с кадастровым номером 59:21: 0400001:8, по адресу: Пермский край, Карагайский район, д.Шелунцово, ул.Мирная, собственника не имеется, т.е. она является бесхозяйной.
Как следует из толкования приведенного выше законодательства, на органы местного самоуправления возлагаются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенного пункта. Именно Карагайское сельское поселение обязано содержать эти автодороги: обеспечивать их сохранность, проводить ремонт, организовывать дорожное движение, схем дисклокации дорожных знаков, создавать парковки и т.д.
Вся эта деятельность органов местного самоуправления возможна лишь в том случае, если в бюджете поселения будут запланированы на эти цели денежные средства. Это возможно лишь в том случае, если автодороги общего пользования местного значения будут переданы в муниципальную собственность поселения.
В настоящее время из-за отсутствия собственника ненадлежащее содержание автомобильных дорог ставит под угрозу жизнь и здоровье водителей, пассажиров, пешеходов и других лиц, которые передвигаются по этим автомобильным дорогам.
При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить требования истца: признать за ним право муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу без предварительной постановки их на учет в соответствии п.3 ст.225 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать право муниципальной собственности за МО Карагайское сельское поселение на бесхозяйный объект недвижимости:
- автомобильную дорогу общего пользования местного значения, протяженностью 199 м, с кадастровым номером 59:21: 0400001:8, по адресу: Пермский край, Карагайский район, д.Шелунцово, ул.Мирная.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С У Д Ь Я /Л.В.Подюкова/