Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-817/2013 ~ М-726/2013 от 18.07.2013

Дело № 2-817/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2013 года г. Ужур

            Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,

при секретаре Грибовой О.В..

с участием прокурора- помощника прокурора <данные изъяты> района Шакель Т.В.,

истцов: Жихаревой Н.В., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А.,

представителя ответчика муниципального автономного учреждения культуры «<данные изъяты> районный дом Культуры» Скоробогатовой Н.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица МКУ «<данные изъяты> бухгалтерия учреждений культуры, спорта и молодежной политики <данные изъяты> района» Дементьевой B.C., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по искам прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> в интересах Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., к муниципальному автономному учреждению культуры «<данные изъяты> районный дом культуры», администрации <данные изъяты> района <данные изъяты>, Отделу культуры, спорта и молодежной политики администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, произвести перерасчет заработной платы, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> района <данные изъяты> обратился в суд с исками в интересах Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., к МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» о возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, произвести перерасчет заработной платы.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части оплаты труда в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры», в ходе которой установлено, что заработная плата Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., начисляется в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.

Марьясова Ю.А. работает в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» в должности уборщицы.

Дьяченко С.Н. работает в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» в должности уборщика.

Гусева Е.А. работает в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» в должности сторожа-вахтера.

Жихарева Н.В. работает в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» в должности уборщицы.

Так, ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, в силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере» (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 232-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 5205 рублей в месяц.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421/26 для Красноярского края установлен районный коэффициент, равный 1,2.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (в редакции Постановления администрации края от 31.07.2001 года № 554-П) с ДД.ММ.ГГГГ установлен единый районный коэффициент 1,3 (вместо действующего 1,2) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.

Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Марьясовой Ю.А., установлена заработная плата в размере 5752 рубля ежемесячно в соответствии со штатным расписанием.

Дьяченко С.Н. установлен оклад в размере 1839 рублей, на который начисляются районный коэффициент 30 % и процентная надбавка 30 % ежемесячно.

Гусевой Е.А. установлена заработная плата в размере 5752 рубля ежемесячно в соответствии со штатным расписанием.

Жихаревой Н.В. установлена заработная плата в размере 5752 рубля ежемесячно в соответствии со штатным расписанием.

Вместе с тем, размер заработной платы Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., с учетом начисленного районного коэффициента и процентной надбавки должен составлять не менее 8328 рублей, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей).

Ссылаясь на ст. ст. 2, 129, 130, 133, 135, 146, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, прокурор <данные изъяты> района просит суд: обязать МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» установить размер заработной платы Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., на одну ставку не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями на начисленную заработную плату; обязать МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ заработной платы Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями.

По определению суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация <данные изъяты> района <данные изъяты> и Отдел культуры, спорта и молодежной политики администрации <данные изъяты> района <данные изъяты>.

            По определению суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов <данные изъяты>.

Прокурор Шакель Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивает на их удовлетворении. Просит суд обязать МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» установить размер заработной платы Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., Марьясовой Ю.А. на одну ставку не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями на начисленную заработную плату; обязать МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ заработной платы Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., Марьясовой Ю.А. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями. Считает, что при начислении заработной платы истцам, нарушаются нормы трудового законодательства, указанные в исковом заявлении.

Истцы Дьяченко С.Н., Гусева Е.А., Жихарева Н.В. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивают на их удовлетворении.

Истица Марьясова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом.

Представитель ответчика МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» Скоробогатова Н.Ю. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Суду пояснила, что на основании решения трудового коллектива закрепленного в протоколе собрания коллектива творческих работников и технического персонала от ДД.ММ.ГГГГ, МАУК «<данные изъяты> РДК» согласилось участвовать в эксперименте по переводу на новую систему оплаты труда. ДД.ММ.ГГГГ работникам МАУК «<данные изъяты> РДК» согласно ст. 74 ТКРФ были вручены уведомления о переводе на НСОТ. В том числе и истцам. Согласно уведомлений № № 10,18,26, 27 они выразили свое согласие на переход МАУК «Ужурский РДК» на НСОТ.

ДД.ММ.ГГГГ МАУК «<данные изъяты> РДК» перешло с тарифной системы оплаты труда на новую систему оплаты труда.

Решением <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О новых системах оплаты труда работников бюджетных и казенных образовательных учреждений» в соответствии со ст. 144 ТК РФ, Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений», утверждено положение о новых системах оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ № 27-190р).

Согласно пункту 2 статьи 4 Решения <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ ) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае, предоставляется региональная выплата. Региональная выплата для работника рассчитывается как разница между размером заработной платы, установленным настоящим пунктом, и месячной заработной платой конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).

Работникам, месячная заработная плата которых по основному месту работы при не полностью отработанной норме рабочего времени ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, исчисленного пропорционально отработанному времени, установить региональную выплату, размер которой для каждого работника определяется как разница между размером заработной платы, установленным настоящим пунктом, исчисленным пропорционально отработанному работником времени, и величиной заработной платы конкретного работника за соответствующий период времени.

Для целей настоящего пункта при расчете региональной выплаты под месячной заработной платой понимается заработная плата конкретного работника с учетом доплаты до размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае (в случае ее осуществления).

Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Данная норма также содержится в пункте 2.1. статьи 4 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений».

Согласно пункта 2.1 статьи 4 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений» для <данные изъяты> района установлен размер региональной выплаты 5752рубля, что является вышеустановленного Федеральным законом от 19.Q6.2Q00 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда в Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ, который составляет 5205рублей.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> М.М.Г....., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. В материалах дела имеется её заявление, в котором высказана просьба о рассмотрении дела в её отсутствие, возражает против удовлетворения исковых требования, по основаниям изложенным в отзыве.

В ранее представленном отзыве представитель ответчика администрации <данные изъяты> района указано, что часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, компенсационные и стимулирующие выплаты являются, наряду с окладом (должностным окладом), составными частями заработной платы.

Согласно части третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Из содержания указанной нормы следует, что Трудовым кодексом устанавливается требование, согласно которому не ниже минимального размера оплаты труда должен быть окончательный размер месячной заработной платы, выплачиваемой работнику, включающей, в том числе стимулирующие и компенсационные выплаты, а не какая-либо из составных частей выплачиваемой заработной платы.

Аналогичная позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 48-В11-16, в котором Верховный Суд прямо указывает на то, что в случае, если размер месячной заработной платы работника с учетом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты, то нарушение трудовых прав работника при выплате заработной платы отсутствует.

Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и с ДД.ММ.ГГГГ составляет 5205 рублей. Следовательно, месячная заработная плата, выплачиваемая работнику, должна быть не менее чем 5205 рублей.

Доводы истца о применении к рассматриваемым правоотношениям положений главы 50 Трудового кодекса также считаем несостоятельными по следующим причинам. Глава 50 Трудового кодекса устанавливает особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Перечень соответствующих территорий установлен Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 12, <данные изъяты> район <данные изъяты> в число территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не входит, следовательно, к лицам, работающим в <данные изъяты> районе <данные изъяты>, положения главы 50 Трудового кодекса не применяются.

Районный коэффициент к заработной плате установлен Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», процентная надбавка к заработной плате установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». Данные выплаты устанавливались в целях повышения экономического потенциала соответствующих территорий, закрепления кадров на данных территориях. Указанные выплаты не являются выплатами лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исходя из вышеизложенного, с учетом того, что заработная плата Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., превышает минимальный размер оплаты труда, нарушение их трудовых прав отсутствует.

Более того, решением <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение от ДД.ММ.ГГГГ «О новых системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений» предусмотрена региональная выплата работникам соответствующих учреждений, заработная плата которых составляет менее 5752 рублей.

С учетом региональной выплаты заработная плата Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., составляет 5752 рубля, что больше установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, следовательно, их трудовые права при установлении и выплате заработной платы в полной мере соблюдены.

Представитель ответчика Отдел культуры, спорта и молодежной политики администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, в судебное заседание не явился. От начальника отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации <данные изъяты> района Р.Т.А.... в суд поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица МКУ «<данные изъяты> бухгалтерии учреждений культуры, спорта и молодежной политики <данные изъяты> района» Д.В.С...., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражает против исковых требований прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты>, просит в иске отказать в полном объеме, считает, что заработная плата Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В. начисляется согласно действующего законодательства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя третьего лица В.Н.А..., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд поступили возражения относительно заявленных требований, в которых указано, что предъявленные прокурором <данные изъяты> района <данные изъяты> требования не признает в полном объеме, считая их не обоснованными, не доказанными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Полагает, что действия ответчика по включению в состав заработной платы компенсационных выплат (районный коэффициент и северная надбавка) в данном случае нельзя признать незаконными по следующим причинам.

Ответчик, являясь муниципальным учреждением, правомерно руководствовался в своей деятельности действующими правовыми актами.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С ДД.ММ.ГГГГ также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В свою очередь, согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, согласно действующим нормам трудового законодательства в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (за работу в особых климатических условиях).

В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на минимальный размер оплаты труда произойдет уравнивание заработной платы до 12 разрядов тарифной сетки включительно. Это означает, что при отсутствии стимулирующих и иных компенсационных выплат работник, тарифицируемый по 1 разряду, и работник значительно более высокой квалификации, тарифицируемый по 12 разряду, будут получать одинаковую заработную плату. Такие последствия будут противоречить положениям статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заработная плата должна зависеть от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Высказана просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица Министерства финансов <данные изъяты>.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Марьясова Ю.А. принята на работу в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» на должность уборщика с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и трудовой книжкой на имя Марьясовой Ю.А..

Согласно п. 6.3 Трудового договора, Работнику выплачиваются выплаты компенсационного характера: районный коэффициент 30 % за работу в местностях с особыми климатическими условиями, 30 % южная надбавка.

В соответствии с п. 6.1 Дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, Марьясовой Ю.А. установлен оклад в размере 1735 рублей.

Согласно расчетных листков за ДД.ММ.ГГГГ и штатного расписания, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, в состав оплаты труда Марьясовой Ю.А. входили следующие выплаты: оклад - 1839 рублей; районный коэффициент; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях края ЧС особыми климатическими условиями; доплата до минимального размера оплаты труда, итого начисленная сумма заработной платы из расчета фактически отработанного времени составила: за ДД.ММ.ГГГГ - 6052 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля.

Дьяченко С.Н. принята на работу в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» на должность уборщика с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и трудовой книжкой на имя Дьяченко С.Н..

Согласно п. 6.3 Трудового договора, Работнику выплачиваются выплаты компенсационного характера: районный коэффициент 30 % за работу в местностях с особыми климатическими условиями, 30 % южная надбавка.

Согласно расчетных листков за ДД.ММ.ГГГГ и штатного расписания, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, в состав оплаты труда Дьяченко С.Н. входили следующие выплаты: оклад - 1839 рублей; районный коэффициент; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях края ЧС особыми климатическими условиями; доплата до минимального размера оплаты труда, итого начисленная сумма заработной платы из расчета фактически отработанного времени составила: за ДД.ММ.ГГГГ - 6052 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля.

Гусева Е.А. принята на работу в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» на должность сторожа-вахтера, что подтверждается трудовой книжкой на имя Гусевой Е.А..

Согласно п. 6.3 Трудового договора, Работнику выплачиваются выплаты компенсационного характера: районный коэффициент 30 % за работу в местностях с особыми климатическими условиями, 30 % южная надбавка.

В соответствии с п. 6.1 Дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, Гусевой Е.А. установлен оклад в размере 1735 рублей.

Согласно расчетных листков за ДД.ММ.ГГГГ и штатного расписания, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, в состав оплаты труда Гусевой Е.А. входили следующие выплаты: оклад - 1839 рублей; районный коэффициент; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях края ЧС особыми климатическими условиями; доплата до минимального размера оплаты труда, итого начисленная сумма заработной платы из расчета фактически отработанного времени составила: за ДД.ММ.ГГГГ - 6052 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля.

Жихарева Н.В. принята на работу в МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры» на должность уборщика с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и трудовой книжкой на имя Жихаревой Н.В..

Согласно п. 6.3 Трудового договора, Работнику выплачиваются выплаты компенсационного характера: районный коэффициент 30 % за работу в местностях с особыми климатическими условиями, 30 % южная надбавка.

В соответствии с п. 6.1 Дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, Жихаревой Н.В. установлен оклад в размере 1735 рублей.

Согласно расчетных листков за ДД.ММ.ГГГГ и штатного расписания, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, в состав оплаты труда Жихаревой Н.В. входили следующие выплаты: оклад - 1839 рублей; районный коэффициент; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях края ЧС особыми климатическими условиями; доплата до минимального размера оплаты труда, итого начисленная сумма заработной платы из расчета фактически отработанного времени составила: за ДД.ММ.ГГГГ - 6052 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ - 5752 рубля.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемого работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье, тарифная ставка- фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад)- фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, одной из составляющих заработной платы является районный коэффициент и процентная надбавка.

При этом заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат, не может быть ниже установленного федеральным законом размера или регионального МРОТ, если он установлен в субъекте РФ (ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается региональным соглашением (ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ) и не может быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.06.2000 года (с изменениями и дополнениями) «О минимальном размере оплаты труда», с ДД.ММ.ГГГГ установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5205 рублей в месяц.

В соответствии с п. 3.5 Положения об оплате труда работников МАУК «<данные изъяты> районный дом культуры», утвержденного директором учреждения, в случаях определенных законодательством Российской Федерации и Красноярского края, к заработной плате работников Учреждения устанавливается районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Кроме того, из пояснений участников процесса следует, что с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата истцов начисляется согласно Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. и доп.) «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений» (далее по тексту Закон) и решения <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями) «О новых системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений» (далее по тесту Решение).

Так, согласно ст. 1 Закона и п. 1 ст. 1 Решения, новая системы оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Решения, работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера минимальной заработной платы, установленного абзацем 16 п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений», предоставляется региональная выплата.

Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы составляет: 5752- в остальных территориях края (п. 2.1 ст. 4 Закона), к которым отнесен <данные изъяты> район <данные изъяты>.

Таким образом, размер заработной платы истцов в период времени с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, включающая в себя все ее элементы, не менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. и доп.) «О минимальном размере оплаты труда», что подтверждается расчетными листками и штатными расписаниями.

Истцы, обосновывая свои требования, ссылаясь на главу 50 Трудового кодекса РФ, полагают, что совокупная заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка, в то время как ответчиком эти правила при начислении заработной платы не соблюдаются, что привело к нарушению трудовых прав истцов.

Суд считает данные доводы не состоятельными, учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание следующее.

Согласно главы 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

<данные изъяты> район, в котором истцы проживают и выполняют трудовые обязанности, не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в связи с чем правила, установленные главой 50 Трудового кодекса РФ, при начислении им заработной платы, применению не подлежат.

Кроме того, согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата должна зависеть от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ произойдет уравнивание заработной платы истцов и работников значительно более высокой квалификации, тарифицируемых по более высокому разряду.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что заработная плата истцов, включающая в себя все элементы, составляет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а правила, установленные главой 50 Трудового кодекса РФ, при начислении истцам заработной платы, применению не подлежат, суд считает, что в удовлетворении заявленных прокурором <данные изъяты> района <данные изъяты> в интересах Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            Отказать в удовлетворении требований прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> заявленных в интересах Марьясовой Ю.А., Дьяченко С.Н., Гусевой Е.А., Жихаревой Н.В., к муниципальному автономному учреждению культуры «<данные изъяты> районный дом культуры», администрации <данные изъяты> района <данные изъяты>, Отделу культуры, спорта и молодежной политики администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, произвести перерасчет заработной платы.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 23 декабря 2013 года.

Председательствующий:                                                                           Л.В. Жулидова

2-817/2013 ~ М-726/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Ужурского района
Ответчики
МАУК "Ужурский районный дом культуры"
Другие
МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, спорта и молодежной политики Ужурского района"
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Жулидова Людмила Валентиновна
Дело на странице суда
ujur--krk.sudrf.ru
18.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2013Передача материалов судье
22.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2013Подготовка дела (собеседование)
14.08.2013Подготовка дела (собеседование)
19.08.2013Подготовка дела (собеседование)
19.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2013Судебное заседание
07.10.2013Подготовка дела (собеседование)
07.10.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.11.2013Предварительное судебное заседание
18.12.2013Судебное заседание
23.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2014Дело оформлено
21.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее