ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2017 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., при секретаре Матвиевской В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ишанханова С. Б. к ООО «Улан-Удэжилстрой» о признании права собственности на долю в объекте незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском, представитель истца Ишанханова С.Б. – Будаева Э.Б.-Ж. просит признать за истцом Ишанхановым С.Б. право собственности на долю в объекте незавершенного строительства в виде однокомнатной квартиры №, общей площадью 40,51 кв.м., расположенной на 1 этаже, блок № многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что 15.10.2013 г. между ООО «Улан-Удэжилстрой» и С. был заключен договор долевого участия в строительстве № от 15.10.2013 г., в соответствии с условиями которого застройщик обязался в предусмотренный настоящим договором срок своими силами и с привлечением других лиц построить многоквартирный 12-ти этажный дом по адресу: <адрес>, на земельном участке, общей площадью 3758 кв.м., с кадастровым номером № и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома передать частнику долевого строительства: однокомнатную квартиру № (строительный номер), общей проектной площадью 40,51 кв.м., этаж 1, блок №, а участник долевого строительства обязался уплатить обусловленную настоящим договором цену и принять квартиру, при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Бурятия 24.10.2013 года.
10.03.2017 года между истцом (Цессионарий) и С. (Цедент) заключен договор уступки права требования (цессии) по передаче вышеуказанного объекта долевого строительства. Договор уступки права требования от 10.03.2017 г. зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Бурятия 30.03.2017 года.
В соответствии с п.1.1 Договора уступки прав требования от 10.03.2017 г. Цедент уступает, а Цессионарий принимает право требования объекта по вышеуказанному адресу. За уступку прав Цессионарий оплачивает Цеденту сумму в размере 1012750 руб. (п.1.3 договора).
В соответствии с п. 1.5 Договора срок сдачи многоквартирного жилого дома в эксплуатацию декабрь 2014 г., и в течение 2-х календарных месяцев после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать объект долевого строительства участнику.
Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома застройщиком не получено, передаточный акт или иной документ о передаче жилого помещения между застройщиком и Ишанхановым С.Б. не подписан. В связи с отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирный дом является объектом незавершенного строительства. Истцом исполнено в полном объеме обязательство перед застройщиком по оплате суммы договора, предусматривающего передачу жилого помещения. Просит суд исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание истец Ишанханов С.Б. не явился, надлежаще извещен, что подтверждается судебным извещением. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с участием его представителя Будаевой Э.Б.-Ж.
В судебном заседании представитель истца Будаева Э.Б.-Ж. по доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ООО "Улан-Удэжилстрой" о месте и времени судебного заседания извещался по месту регистрации. Однако судебная повестка, направленная ответчику по месту регистрации возвращена в суд с отметкой «по истечении срока хранения». Таким образом, судом приняты все возможные меры по надлежащему извещению ответчика о судебном разбирательстве. Суд считает неявку ответчика по неуважительной причине, ходатайств об отложении рассмотрения дела, рассмотрении дела в отсутствие ответчика, возражений на иск не поступало. Суд с согласия представителя истца счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости представляет собой один из способов приобретения права частной собственности на жилые и нежилые помещения в таких домах (объектах), которое охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации), и одновременно - один из способов реализации права каждого на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве).
В соответствии с Законом об участии в долевом строительстве объектом долевого строительства признается жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, строящегося с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
Согласно пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 6 Закона об участии в долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блока-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно статье 384 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту переходу права.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из указанных выше положений норм действующего законодательства следует, что возникновение права собственности истца, как участника долевого строительства, на жилое помещение в строящемся доме связано с выполнением участниками долевого строительства возложенных на них договором обязательств.
15.10.2013 г. между ООО «Улан-Удэжилстрой» и С. был заключен договор долевого участия в строительстве № от 15.10.2013 г., в соответствии с условиями которого застройщик обязался в предусмотренный настоящим договором срок своими силами и с привлечением других лиц построить многоквартирный 12-ти этажный дом по адресу: <адрес>, на земельном участке, общей площадью 3758 кв.м., с кадастровым номером № и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома передать частнику долевого строительства: однокомнатную квартиру № (строительный номер), общей проектной площадью 40,51 кв.м., этаж 1, блок №, а участник долевого строительства обязался уплатить обусловленную настоящим договором цену и принять квартиру, при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Бурятия 24.10.2013 года.
10.03.2017 года между истцом (Цессионарий) и С. (Цедент) заключен договор уступки права требования (цессии) по передаче вышеуказанного объекта долевого строительства. Договор уступки права требования от 10.03.2017 г. зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Бурятия 30.03.2017 года.
В соответствии с п.1.1 Договора уступки прав требования от 10.03.2017 г. Цедент уступает, а Цессионарий принимает право требования объекта по вышеуказанному адресу. За уступку прав Цессионарий оплачивает Цеденту сумму в размере 1012750 руб. (п.1.3 договора).
В соответствии с п. 1.5 Договора срок сдачи многоквартирного жилого дома в эксплуатацию декабрь 2014 г., и в течение 2-х календарных месяцев после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать объект долевого строительства участнику.
Однако до настоящего времени ответчик свои обязательства по передаче истцу указанной в договоре № от 15.10.2013 г. квартиры не исполнил, дом в эксплуатацию не сдан. Спорный жилой дом был частично выстроен, в том числе выстроено жилое помещение, на которое претендует истец.
Часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.
Из смысла указанных норм в совокупности с положениями части 2 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним", следует вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает запрета на получение и нахождение в собственности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объектов незавершенного строительства.
Нормами Закона об участии в долевом строительстве, действие которого распространяется на правоотношения сторон в рассматриваемом споре, урегулирован, в числе прочего, правовой механизм защиты прав участников долевого строительства при неисполнении договорных обязательств застройщиком. Признание за участником долевого строительства права собственности на возводимый не завершенный строительством объект (либо долю в нем) на стадии до момента ввода в эксплуатацию - в качестве одной из мер реализации такого механизма правовой защиты данным Законом прямо не предусмотрено.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а способы защиты - в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
По смыслу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в их совокупности, прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.
Закон об участии в долевом строительстве также не содержит запрета на признание права собственности на не завершенный строительством объект (либо долю в нем).
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и иное вновь созданное недвижимое, имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На объект незавершенного строительства может быть признано право собственности по решению суда.
Тот факт, что строительство спорного жилого дома до настоящего времени не завершено, не может нарушать право истца на защиту своих гражданских прав путем признания права собственности на долю в праве собственности на объект незавершенного строительства, поскольку, исходя из положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, участник долевого строительства, надлежащим образом исполнивший свои обязательства по договору путем внесения платы за квартиру в полном объеме, вправе рассчитывать на надлежащее исполнение обязательств по договору со стороны инвестора, а при неисполнении обязательства другой стороной - требовать защиты своих прав, в том числе и путем предъявления требования о признании права на долю в общей долевой собственности в не завершенном строительством объекте в виде квартиры и определении размера доли в общей долевой собственности на объект незавершенного строительства.
Надлежащее исполнение обязательств стороной истца подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами, правопритязания в отношении спорной квартиры со стороны третьих лиц судом не установлено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца госпошлина в размере 5341 руб., исходя из действительной инвентаризационной стоимости квартиры.
Выслушать доводы ответчика и дать оценку представленным им доказательствам не представилось возможным ввиду его неявки в судебное заседание.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ишанханова С. Б. к ООО «Улан-Удэжилстрой» о признании права собственности на долю в объекте незавершенного строительства удовлетворить.
Признать за Ишанхановым С. Б. право собственности на долю в незавершенном строительством многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> виде однокомнатной квартиры, строительный №, расположенной на первом этаже, блока 1, общей проектной площадью 40,51 кв.м.
Взыскать с ООО «Улан-Удэжилстрой» в пользу Ишанханова С. Б. госпошлину в размере 5341 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, а ответчик вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать заявление в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ об отмене заочного решения.
Судья Номогоева З.К.