Гр.дело № 2-623/2019
УИД 0
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Покровка 23 декабря 2019 года
Октябрьского района Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Задесенца Р.Н.,
при секретаре Слепченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам заместителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности включить технические здания войсковой части № в план текущего ремонта на 2020 год,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с исками к Министерству обороны Российской Федерации, в которых, с учетом заявлений об изменении исковых требований, просит возложить на ответчика обязанность включить технические здания № и № (инв. №, инв. № пл. № войсковой части № <адрес>) в план текущего ремонта на 2020 год, и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт, а именно – в отношении технического здания №: произвести ремонт кровли, отмостки, наружных стен, внутренних помещений, полов, окон, дверей, системы электроснабжения здания; произвести восстановление систем водоснабжения, водоотведения, а также оснащение противопожарной и охранной системами; в отношении технического здания №: произвести ремонт кровли, наружных стен, отмостки, внутренних помещений, полов, системы электроснабжения здания; произвести восстановление систем водоснабжения, водоотведения, а также оснащение противопожарной и охранной системами.
Определением от 09.12.2019 указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований указано, что 39 военной прокуратурой гарнизона с привлечением 496 отделения территориального (эксплуатации и контроля за оказанием услуг в войсках ВВО) проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере сохранности федеральной собственности, а также защиты жизни и здоровья граждан при эксплуатации технических зданий № и № (инв. №, инв. № пл. № войсковой части № <адрес>), в которых размещается оборудование центральной распределительной подстанции 10 кВ, трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ, РУ 0,4 кВ, состоящего из 4-х распределительных щитов 0,4 кВ, предназначенных для электроснабжения антенного комплекса, выполняющего боевую задачу по управлению космическими аппаратами; аппаратура управления антенного комплекса войсковой части №, предназначенного для управления космическими аппаратами. Собственниками указанных зданий является Министерство обороны России в лице войсковой части № (состоит на финансовом обеспечении в отделении по учету материальных средств № филиала № ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>»). В ходе осмотра технических зданий № и № (инв. №, инв. № пл. №), эксплуатируемых с 1985 года, общими площадями 2250 м2 и 4922 м2 установлено, что с момента начала эксплуатации капитальный и текущий ремонты не производились. Здания находятся в ненадлежащем техническом состоянии и требуют незамедлительного проведения текущего ремонта. В нарушение требований Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению ВС РФ, утвержденного приказом Минобороны России от 30.12.2017 № 860, технические здания № и № (инв. №, инв. № пл. №), несмотря на проведение ежегодных общих весенних (осенних) осмотров и составление по их результатам соответствующих актов, с указанием имеющихся недостатков в техническом состоянии, ведущих к преждевременному износу и разрушению, снижению эксплуатационных показателей, не были включены в план текущего ремонта, ежегодно формируемый Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ и утверждаемый заместителем МО РФ. В свою очередь, командованием воинской части 14038 направлялись обращения на выделение материальных средств для выполнения ремонтных работ в адреса ЖЭ(к)О № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, его структурного подразделения ЖКС № (<адрес>), Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО (<адрес>), а также инициированы аналогичные обращения командованием войсковой части № в адрес указанных филиала и управления. Все перечисленные обращения оставлены без реализации, мер по устранению нарушений не принято. По результатам проведенной в 2018 году проверки, в ходе которой выявлены аналогичные нарушения, вышестоящему командиру войсковой части № внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № от 25.07.2019). Между тем, принятые меры прокурорского реагирования сложившуюся ситуацию не изменили, поскольку мероприятия по восстановлению надлежащего технического состояния технических зданий № и № (инв. №, инв. № пл. №) войсковой части №, в том числе с привлечением специализированных организаций, до настоящего времени не проводились. Таким образом, в связи с ненадлежащим состоянием технических зданий в настоящее время созданы условия, представляющие угрозу жизни и здоровью личного состава войсковой части № и иных лиц, прибывающих в здания в рамках повседневной деятельности, а также угрозу порчи размещенного в них имущества.
В судебном заседании представитель истца помощник военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона Османов Р.М. заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика - Министерства обороны Российской Федерации и третьих лиц на стороне ответчика – филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по Воздушно-космическим силам» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части №, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика МО РФ в письменных возражениях на иск указал, что поскольку вопрос о признании спорного объекта недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, суд не вправе своим решением подменять его компетенцию, а военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Техническое здание № (инв. № пл. №) было включено в план текущего ремонта на 2019 год. Работы, указанные в иске, проводятся согласно утвержденному перечню объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта, с привлечением специализированных организаций. Тем самым полагает, что производство по указанному делу должно быть прекращено.
В материалы дела истцом не представлен порядок исполнения требований в части, касающейся проведения текущего ремонта технического здания № (инв. № пл. №). Ответчик не считает, что акты комиссионных осмотров являются достаточным основанием для удовлетворения требований иска. Организация проведения текущего ремонта объектов недвижимости, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими специализированные работы по договорам подряда. Объекты, подлежащие текущему ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана текущего ремонта на соответствующий год. После составления актов осмотра, дефектных ведомостей и подтверждения характера работ определяется стоимость подлежащих выполнению работ. Изложенное свидетельствует о невозможности включения в настоящее время какого-либо объекта в план текущего ремонта. Кроме того, считает, что рассматриваемый спор возник в рамках ненадлежащего исполнения своих обязанностей филиалом ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» (по ВВО). Выявленное бездействие филиала может привести к угрозе порчи аппаратуры, размещенной в здании. Доказательств же наличия угрозы жизни и здоровью личного состава войсковой части и иных лиц, прибывающих в здание в рамках повседневной деятельности и для несения боевого дежурства в случае неудовлетворения исковых требований заместителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, не представлено. Министерство обороны РФ полагает, что исковые требования заместителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона не подлежат удовлетворению, поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ возложено на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ. Таким образом, Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. По изложенному, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Изучив требования истца, возражения ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
Требования к содержанию и эксплуатации зданий и сооружений содержатся в статьях 2,3,11,24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьях 5,7,36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
Так, согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
По делу установлено, что в техническом здании № (инв. № пл. № войсковой части № <адрес>) отмостки здания имеют множественные трещины и разрушения - 196 м2, наружные стены имеют многочисленные разрушения штукатурки, частичное разрушение кирпичной кладки стен фасада, требующие оштукатуривания и покраски – 1220 м2; требуется ремонт рулонной кровли - 1630 м2 и устройство цементной стяжки; бетонные полы требуют ремонта – 300 м2; требуется замена оконных блоков – 79,92 м2; требуется замена дверных блоков – 37,95 м2 и замена металлических ворот – 252 м2; требуется замена внутренних сетей электроснабжения - 600 п.м., замена светильников – 45 шт., замена выключателей - 15 шт., розеток – 8 шт., внутренние помещения требуют оштукатуривания и покраски - 3697 м2, побелка потолков – 2400 м2, устройство покрытия из линолеума – 300 м2; системы водоснабжения и водоотведения неисправны и требуют полного восстановления; отсутствуют противопожарная и охранная системы.
В техническом здании № (инв. № пл. № войсковой части № <адрес>) отмостки имеют множественные трещины и разрушения - 160 м2, наружные стены имеют многочисленные разрушения штукатурки, частичное разрушение кирпичной кладки - 15 м2, а также требуют оштукатуривания и покраски – 1300 м2; на кровле требуется ремонт системы водостоков - 60 м2; бетонные полы требуют ремонта и покраски – 400 м2, замену линолеума - 500 м2; требуется замена внутренних сетей электроснабжения – 600 п.м., замена светильников – 55 шт., замена выключателей - 30 шт., замена розеток – 15 шт., внутренние помещения требуют оштукатуривания и покраски - 1500 м2; системы водоснабжения и водоотведения неисправны и требуют полного восстановления; отсутствуют противопожарная и охранная системы.
Вопреки доводам представителя ответчика результаты осмотров технических зданий, отраженные в актах, подтверждены комиссионным обследованием с участием должностных лиц инженерно-технических и инженерно-эксплуатационных служб, с привлечением должностных лиц, ответственных за здания (сооружения), утверждены командиром войсковой части 14038, а потому являются допустимыми доказательствами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 1082 от 16.08.2004, МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ (п.п. 68 п. 7 Положения).
Подпунктом 44 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил РФ, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Учитывая приведенные нормы, а также положения ст. 210 ГК РФ, МО РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости. Передача в оперативное управление объектов не исключает обязанности собственника по их содержанию.
При этом, поскольку обязанность по содержанию имущества, расположенного на территории войсковой части № <адрес> связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, перенесение данного бремени (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
По изложенному суд отклоняет доводы возражений ответчика о том, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является, в том числе пресечение действий (бездействия) нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Вопреки доводам представителя ответчика, доказательства принятия исчерпывающих мер для проведения текущего ремонта технических зданий не представлены.
Суд не принимает в качестве доказательства включения технических зданий № и № войсковой части № в план текущего ремонта на 2019 год копию утвержденного перечня объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта с привлечением специализированных организаций в 2019 году, поскольку оно не опровергает доводы иска.
Как усматривается из представленных документов, указанные технические здания включены в заявочный перечень объектов ВКС для включения в титульный список текущего ремонта на 2020 год подрядным способом, в то же время в соответствии с планом текущего ремонта первоочередных объектов силами сторонних специализированных организаций на 2020 год, утвержденным главнокомандующим ВКС от 30.07.2019, проведение текущего ремонта на объектах войсковой части № не запланировано.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из искового заявления, обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагиваются в исковом заявлении, является непостоянной, персонально изменчивой, в связи с чем исковое заявление предъявлено не только в интересах лиц, которые в настоящее время исполняют свои служебные обязанности в указанных технических зданиях, но и в интересах лиц, которые в будущем будут исполнять свои служебные обязанности, а также лиц, которые могут посетить указанные объекты Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор обязан принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина.т
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить настоящее решение, суд исходит из объема работ, необходимых при текущем ремонте технических зданий, и возлагает на ответчика обязанность произвести ремонт в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.197-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иски заместителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности включить технические здания войсковой части № в план текущего ремонта на 2020 год удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить техническое здание № (инв. № пл. № войсковой части № <адрес>) в план текущего ремонта на 2020 год, и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт, а именно: произвести ремонт кровли, отмостки, наружных стен, внутренних помещений, полов, окон, дверей, системы электроснабжения здания; произвести восстановление систем водоснабжения, водоотведения, а также оснащение противопожарной и охранной системами.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить техническое здание № (инв. № пл. № войсковой части № <адрес>) в план текущего ремонта на 2020 год, и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт, а именно: произвести ремонт кровли, наружных стен, отмостки, внутренних помещений, полов, системы электроснабжения здания; произвести восстановление систем водоснабжения, водоотведения, а также оснащение противопожарной и охранной системами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.Н. Задесенец