Судья: Золотухин А.П. дело №33а-502/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.
судей Циркуновой О.М. и Сабаевой И.Н.
при секретаре Фоминой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-815/2020 по административному исковому заявлению военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации к Горбатову ФИО11, призывной комиссии Орловской области об отмене решения призывной комиссии и признании недействительным военного билета,
по апелляционным жалобам представителя Горбатова Д.А. по доверенности – Киселевой Ю.И. и военного комиссариата Орловской области на решение Северного районного суда г.Орла от 16 ноября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Отменено решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г.Орла от 10 июня 2014 года №34/429 об освобождении от призыва на военную службу Горбатова ФИО12.
Военный билет серии АС№, выданный <дата> на имя Горбатова ФИО13, <дата> должностными лицами военного комиссариата по Северному и <адрес>м
<адрес> признан недействительным.
На Горбатова Д.А. возложена обязанность вернуть военный билет серии АС № от <дата>г в военный комиссариат по <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., выслушав объяснения представителя административного ответчика Горбатова Д.А. –Киселевой Ю.И., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд с административным исковым заявлением к Горбатову Д.А., призывной комиссии Орловской области о признании решения призывной комиссии незаконным и военного билета недействительным.
В обоснование заявленных требований указывал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о призыве граждан на военную службу было установлено, что 16 января 2012 г. на воинский учет в военном комиссариате Северного и Железнодорожного районов г. Орла был поставлен ФИО1
В период весеннего призыва 2014 года, Горбатов Д.А. представил в военный комиссариат <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес> (в настоящее время - военный комиссариат <адрес>) акт исследования состояния здоровья № от <дата>, выданный БУЗ <адрес> «Больница скорой медицинской помощи им. ФИО5» (далее – БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5»), в соответствии с которым он имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы.
На основании указанного медицинского документа, Горбатов Д.А. решением военного комиссариата призывной комиссии Северного и <адрес>ов <адрес> от <дата> № признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ему был выдан военный билет серии АС № от <дата>
Вместе с тем, согласно сведениям БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5», Горбатов Д.А. в период с <дата> по <дата> за медицинской помощью не обращался.
Таким образом полагал, что Горбатовым Д.А. был предоставлен подложный (фиктивный) документ - акт исследования состояния его здоровья, в связи с чем, он ввел членов призывной комиссии в заблуждение относительно состояния его здоровья.
Указанный документ послужил, в дальнейшем основанием для принятия решения призывной комиссией военного комиссариата Орловской области по Северному и Железнодорожному районам г. Орла о признании Горбатова Д.А. ограниченно годным к военной службе, установлении категории годности к военной службе - «В», освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас при отсутствии законных оснований.
По изложенным основаниям, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес> от <дата> №; признать военный билет серии АС№ от <дата>, выданный на имя Горбатова Д.А. военным комиссариатом <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес>, недействительным; обязать
Горбатова Д.А. вернуть военный билет в военный комиссариат <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Орловской области Котыш З.И. просит решение районного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Считает, что информация, представленная медицинским учреждением, является недостаточным основанием для признания акта исследования состояния здоровья Горбатова Д.А. от <дата> подложным (фиктивным) документом, так как не было установлено наличие в 2014 году электронной базы движения пациентов БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5», данные из больничного архива могли быть утрачены.
Кроме того, ответ БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5» не содержит информации о не прохождении Горбатовым Д.А. медицинского обследования в указанное время.
Ссылается на то, что на момент вынесения решения призывной комиссией о передаче в запас призывника Горбатова Д.А., в связи с его освобождением от призыва на военную службу по состоянию здоровья, призывная комиссия Северного и <адрес>ов <адрес> располагала сведениями об имеющемся акте исследования состояния здоровья, то есть имелись законные основания для освобождения призывника от призыва на военную службу.
Указывает, что акт исследования состояния здоровья Горбатова Д.А. не был признан фиктивным, каких-либо доказательств подложности данного документа административным истцом представлено не было.
В апелляционной жалобе представитель Горбатова Д.А. по доверенности – Киселева Ю.И. просит отменить решение районного суда как необоснованное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных требований.
Ссылается на то, что фактически в основу заявленных административных требований положен ответ БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5» от <дата>, в котором указано, что Горбатов Д.А. на стационарном лечении не находился, за медицинской помощью не обращался, однако данный ответ не может служить основанием для признания военного билета недействительным, поскольку документы, подтверждающие нахождение административного ответчика в БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5» на стационарном лечении в спорный период могли быть утрачены, и данный ответ не может являться бесспорным основанием считать, что он соответствует действительности.
Административный истец - военный прокурор Брянского гарнизона, административные ответчики – Горбатов Д.А., призывная комиссия Орловской области надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Подпунктом «а» пункта 1 части 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В подпункте «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указано, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, в частности, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Абзацем 1 пункта 1.1 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона определено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (абзац 2 пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в частности, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (пункт 3 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
4 июля 2013 г. № 565.
В приложении к указанному Положению, имеются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу -1 графа.
Согласно пункту 18 вышеуказанного Положения по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования, гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина (пункт 20 вышеуказанного Положения).
Из приведенных выше нормативных актов следует, что в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием для принятия призывной комиссией решения.
В пункте 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 (далее – Положение № 663) указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения № 663).
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения № 663).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения №).
Судом установлено, что Горбатов Д.А., <дата> года рождения, <дата> был поставлен на воинский учет в военном комиссариате <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес>.
В отдел военного комиссариата <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес> административным ответчиком в период весеннего призыва 2014 года был представлен акт исследования состояния здоровья от <дата>, выданный БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5», согласно которому Горбатов Д.А. с 17 по <дата> проходил обследование (в акте не указано стационарное или амбулаторное) в терапевтическом отделении медицинского учреждения, ему выставлен диагноз: «<...>».
Решением призывной комиссии Северного и <адрес>ов <адрес> от <дата> № Горбатов Д.А. был признан ограничено годным к военной службе, установлена категория годности к военной службе «В» и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
<дата> Горбатову Д.А. выдан военный билет АС №.
В ходе проведенной военной прокуратурой Брянского гарнизона проверки было установлено, что согласно сведениям, представленным БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5», Горбатов Д.А. в период с <дата> по <дата> за медицинской помощью не обращался.
Аналогичный ответ предоставлен главным врачом БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5» ФИО8 от <дата> на запрос суда по факту прохождения Горбатовым Д.А. медицинского обследования с приложением копии акта исследования состояния здоровья Горбатова Д.А. № от <дата>
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Горбатовым Д.А. в военный комиссариат был представлен подложный (фиктивный) документ – акт исследования состояния здоровья.
Установив при разрешении спора, что БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи им. ФИО5» не выдавало Горбатову Д.А. акт исследования состояния здоровья от <дата>, в связи с чем, данный акт является фиктивным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для признания решения призывной комиссии военного комиссариата <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес> от <дата> № об освобождении Горбатова Д.А. от призыва на военную службу, незаконным, а военного билета АС №, выданного на имя Горбатова Д.А. недействительным и подлежащим возврату в военный комиссариат <адрес>.
Доводы апелляционных жалоб о недоказанности того факта, что акт исследования состояния здоровья Горбатова Д.А. от <дата> является подложным (фиктивным) документом, опровергается имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана правильная юридическая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы являются несостоятельными, выражают несогласие заявителя с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оснований к отмене решения не содержат, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г.Орла от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Горбатова Д.А. по доверенности – Киселевой Ю.И. и военного комиссариата Орловской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья:
Судьи:
Судья: Золотухин А.П. дело №33а-502/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.
судей Циркуновой О.М. и Сабаевой И.Н.
при секретаре Фоминой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-815/2020 по административному исковому заявлению военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации к Горбатову ФИО11, призывной комиссии Орловской области об отмене решения призывной комиссии и признании недействительным военного билета,
по апелляционным жалобам представителя Горбатова Д.А. по доверенности – Киселевой Ю.И. и военного комиссариата Орловской области на решение Северного районного суда г.Орла от 16 ноября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Отменено решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г.Орла от 10 июня 2014 года №34/429 об освобождении от призыва на военную службу Горбатова ФИО12.
Военный билет серии АС№, выданный <дата> на имя Горбатова ФИО13, <дата> должностными лицами военного комиссариата по Северному и <адрес>м
<адрес> признан недействительным.
На Горбатова Д.А. возложена обязанность вернуть военный билет серии АС № от <дата>г в военный комиссариат по <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., выслушав объяснения представителя административного ответчика Горбатова Д.А. –Киселевой Ю.И., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд с административным исковым заявлением к Горбатову Д.А., призывной комиссии Орловской области о признании решения призывной комиссии незаконным и военного билета недействительным.
В обоснование заявленных требований указывал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о призыве граждан на военную службу было установлено, что 16 января 2012 г. на воинский учет в военном комиссариате Северного и Железнодорожного районов г. Орла был поставлен ФИО1
В период весеннего призыва 2014 года, Горбатов Д.А. представил в военный комиссариат <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес> (в настоящее время - военный комиссариат <адрес>) акт исследования состояния здоровья № от <дата>, выданный БУЗ <адрес> «Больница скорой медицинской помощи им. ФИО5» (далее – БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5»), в соответствии с которым он имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы.
На основании указанного медицинского документа, Горбатов Д.А. решением военного комиссариата призывной комиссии Северного и <адрес>ов <адрес> от <дата> № признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ему был выдан военный билет серии АС № от <дата>
Вместе с тем, согласно сведениям БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5», Горбатов Д.А. в период с <дата> по <дата> за медицинской помощью не обращался.
Таким образом полагал, что Горбатовым Д.А. был предоставлен подложный (фиктивный) документ - акт исследования состояния его здоровья, в связи с чем, он ввел членов призывной комиссии в заблуждение относительно состояния его здоровья.
Указанный документ послужил, в дальнейшем основанием для принятия решения призывной комиссией военного комиссариата Орловской области по Северному и Железнодорожному районам г. Орла о признании Горбатова Д.А. ограниченно годным к военной службе, установлении категории годности к военной службе - «В», освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас при отсутствии законных оснований.
По изложенным основаниям, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес> от <дата> №; признать военный билет серии АС№ от <дата>, выданный на имя Горбатова Д.А. военным комиссариатом <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес>, недействительным; обязать
Горбатова Д.А. вернуть военный билет в военный комиссариат <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Орловской области Котыш З.И. просит решение районного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Считает, что информация, представленная медицинским учреждением, является недостаточным основанием для признания акта исследования состояния здоровья Горбатова Д.А. от <дата> подложным (фиктивным) документом, так как не было установлено наличие в 2014 году электронной базы движения пациентов БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5», данные из больничного архива могли быть утрачены.
Кроме того, ответ БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5» не содержит информации о не прохождении Горбатовым Д.А. медицинского обследования в указанное время.
Ссылается на то, что на момент вынесения решения призывной комиссией о передаче в запас призывника Горбатова Д.А., в связи с его освобождением от призыва на военную службу по состоянию здоровья, призывная комиссия Северного и <адрес>ов <адрес> располагала сведениями об имеющемся акте исследования состояния здоровья, то есть имелись законные основания для освобождения призывника от призыва на военную службу.
Указывает, что акт исследования состояния здоровья Горбатова Д.А. не был признан фиктивным, каких-либо доказательств подложности данного документа административным истцом представлено не было.
В апелляционной жалобе представитель Горбатова Д.А. по доверенности – Киселева Ю.И. просит отменить решение районного суда как необоснованное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных требований.
Ссылается на то, что фактически в основу заявленных административных требований положен ответ БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5» от <дата>, в котором указано, что Горбатов Д.А. на стационарном лечении не находился, за медицинской помощью не обращался, однако данный ответ не может служить основанием для признания военного билета недействительным, поскольку документы, подтверждающие нахождение административного ответчика в БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5» на стационарном лечении в спорный период могли быть утрачены, и данный ответ не может являться бесспорным основанием считать, что он соответствует действительности.
Административный истец - военный прокурор Брянского гарнизона, административные ответчики – Горбатов Д.А., призывная комиссия Орловской области надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Подпунктом «а» пункта 1 части 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В подпункте «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указано, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, в частности, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Абзацем 1 пункта 1.1 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона определено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (абзац 2 пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в частности, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (пункт 3 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
4 июля 2013 г. № 565.
В приложении к указанному Положению, имеются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу -1 графа.
Согласно пункту 18 вышеуказанного Положения по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования, гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина (пункт 20 вышеуказанного Положения).
Из приведенных выше нормативных актов следует, что в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием для принятия призывной комиссией решения.
В пункте 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 (далее – Положение № 663) указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения № 663).
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения № 663).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения №).
Судом установлено, что Горбатов Д.А., <дата> года рождения, <дата> был поставлен на воинский учет в военном комиссариате <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес>.
В отдел военного комиссариата <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес> административным ответчиком в период весеннего призыва 2014 года был представлен акт исследования состояния здоровья от <дата>, выданный БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5», согласно которому Горбатов Д.А. с 17 по <дата> проходил обследование (в акте не указано стационарное или амбулаторное) в терапевтическом отделении медицинского учреждения, ему выставлен диагноз: «<...>».
Решением призывной комиссии Северного и <адрес>ов <адрес> от <дата> № Горбатов Д.А. был признан ограничено годным к военной службе, установлена категория годности к военной службе «В» и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
<дата> Горбатову Д.А. выдан военный билет АС №.
В ходе проведенной военной прокуратурой Брянского гарнизона проверки было установлено, что согласно сведениям, представленным БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5», Горбатов Д.А. в период с <дата> по <дата> за медицинской помощью не обращался.
Аналогичный ответ предоставлен главным врачом БУЗ ОО «БСМП им. ФИО5» ФИО8 от <дата> на запрос суда по факту прохождения Горбатовым Д.А. медицинского обследования с приложением копии акта исследования состояния здоровья Горбатова Д.А. № от <дата>
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Горбатовым Д.А. в военный комиссариат был представлен подложный (фиктивный) документ – акт исследования состояния здоровья.
Установив при разрешении спора, что БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи им. ФИО5» не выдавало Горбатову Д.А. акт исследования состояния здоровья от <дата>, в связи с чем, данный акт является фиктивным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для признания решения призывной комиссии военного комиссариата <адрес> по Северному и <адрес>м <адрес> от <дата> № об освобождении Горбатова Д.А. от призыва на военную службу, незаконным, а военного билета АС №, выданного на имя Горбатова Д.А. недействительным и подлежащим возврату в военный комиссариат <адрес>.
Доводы апелляционных жалоб о недоказанности того факта, что акт исследования состояния здоровья Горбатова Д.А. от <дата> является подложным (фиктивным) документом, опровергается имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана правильная юридическая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы являются несостоятельными, выражают несогласие заявителя с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оснований к отмене решения не содержат, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г.Орла от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Горбатова Д.А. по доверенности – Киселевой Ю.И. и военного комиссариата Орловской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья:
Судьи: