Дело № 2-4718/2019 г. Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2019 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Сметаниной А.А.,
с участием истца Иванова В.А., представителя третьего лица Правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова В.А. к Государственному областному казенному учреждению «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» о признании права на получение регионального капитала «Семья»,
установил:
Иванов В.А. обратился в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» (далее – Учреждение), в котором с учетом уточнений просит установить факт проживания на территории Новгородской области в период с 10.09.2015 по 10.09.2017, обязать Учреждение выдать сертификат на региональный капитал «Семья». Требования мотивированы тем, что в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ в семье третьего ребенка истец обратился в Учреждение с заявлением о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья». Учреждение отказало в выдаче сертификата в связи с отсутствием подтверждения факта постоянного проживания истца на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения третьего ребенка. С указанным решением истец не согласен, так как он и члены его семьи постоянно проживали в указанный период времени на территории Новгородской области.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Новгородской области, Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области, Иванова Ж.А., а также Комитет по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода для дачи заключения.
Представитель ответчика Учреждения, представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области, третье лицо Иванова Ж.А. в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании истец Иванов В.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица Правительства Новгородской области Поморжанский-Авдеев А.А. полагал, что исковые требования являются обоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2).
Областным законом Новгородской области от 16.05.2011 года №997-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области» (далее также – Областной закон) установлены предоставляемые за счет средств областного бюджета дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей в виде регионального капитала «Семья».
В соответствии с ч.1 ст.3 данного Областного закона семьям при рождении (усыновлении) в них после 01 января 2011 года третьего и каждого последующего ребенка предоставляется право на дополнительные меры социальной поддержки в виде регионального капитала «Семья» в размере 100 000 руб.
Семьям при рождении (усыновлении) в них после 1 января 2012 года третьего и каждого последующего ребенка размер регионального капитала «Семья» увеличивается до 200 000 рублей, при условии направления 100 000 рублей на улучшение жилищных условий. Право на дополнительные меры социальной поддержки распространяется на семьи при рождении (усыновлении) в них ребенка (детей) по 31 декабря 2018 года включительно.
Согласно ч.2 ст.3 Областного закона право на региональный капитал «Семья» возникает у семей, в которых оба или один из родителей постоянно проживали на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребенка, с которым связано приобретение этого права, и продолжают проживать на территории Новгородской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Областного закона право на получение средств регионального капитала «Семья» подтверждается сертификатом. Сертификат выдается при условии, что на момент подачи заявления о его выдаче семья имеет не менее трех детей, включая совершеннолетних, которые на момент рождения (усыновления) ребенка, с которым возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, были несовершеннолетними.
Заявление на выдачу сертификата одновременно с документами подается одним из родителей, усыновителей (одиноким родителем, усыновителем) в областное государственное учреждение, осуществляющее полномочия по предоставлению социальных выплат, по месту жительства гражданина по истечении полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребенка.
Порядок подачи заявления и выдачи сертификата, его форма и описание устанавливаются Правительством Новгородской области.
Полномочия по предоставлению многодетным семьям дополнительных мер социальной поддержки в виде регионального каптала «Семья» с января 2015 года осуществляет Учреждение.
Постановлением Правительства Новгородской области от 05.05.2015 года №188 утвержден Порядок подачи заявления и выдачи сертификата на региональный капитал «Семья» (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка заявитель вместе с заявлением о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» подает следующие документы: копии паспорта заявителя (иного документа, удостоверяющего личность заявителя); справки о регистрации по месту жительства заявителя; копий свидетельств о рождении (усыновлении) детей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Великого Новгорода Новгородской области зарегистрирован брак между Ивановым В.А. и Боталовой Ж.А. (после брака – Иванова).
В семье Ивановых родились дети: Иванова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании установлено, что 24.04.2019 Иванов В.А. обратился в Учреждение с заявлением о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» в соответствии с Областным законом Новгородской области от 16.05.2011 № 997-ОЗ в связи с рождением 10.09.2017 третьего ребенка М..
31.05.2019 Учреждением в адрес истца направлено уведомление об отказе в выдаче испрашиваемого сертификата на основании подп. 1 ч. 3 ст. 4 Областного закона - в связи с отсутствием права на региональный капитал «Семья».
Из содержания уведомления Учреждения следует, что основаниями для принятия Учреждением вышеназванного решения послужило непредставление заявителем документов, подтверждающих факт постоянного проживания заявителя на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения третьего ребенка.
Судом установлено, что в период с 21.03.2007 по 04.10.2014 года Иванов В.А. и члены его семьи были зарегистрированы по месту пребывания в двухкомнатной квартире общей площадью 40,9 кв.м. по адресу: г<адрес>
Данное жилое помещение предоставлено истцу на основании распоряжения Администрации Великого Новгорода Новгородской области от 15.09.2006 № 4650рз и договора найма служебного жилищного фонда № 298н от 06.03.2007.
В период с 04.10.2014 по настоящее время Иванов В.А. и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания в трехкомнатной квартире общей площадью 90,3 кв.м. по адресу: <адрес> Всего по данному адресу зарегистрировано 5 человек (Иванов В.А., супруга Иванова Ж.А., дети Иванова А.В., Иванов М.В., Иванов М.В.).
Обозначенное жилое помещение представлено истцу на основании постановления Администрации Великого Новгорода от 07.08.2014 № 4185 и договора найма специализированного жилищного фонда УМВД России по Новгородской области № 254 от 25.08.2014.
С 09.01.2007 года по настоящее время супруга истца Иванова Ж.А. работает в <данные изъяты> расположенном в <адрес>. С 20.11.2017 по настоящее время Иванова Ж.А. находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.
С 23.08.1995 по 01.10.2016 Иванов В.А. являлся сотрудником органов внутренних дел (место дислокации г. Великий Новгород), с 01.10.2016 проходит службу в Управлении Росгвардии по Новгородской области, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Несовершеннолетняя Иванова А.В., 12.10.2003 года рождения, с сентября 2010 года обучается в 10 классе образовательного учреждения <данные изъяты> расположенном по адресу: г. <адрес>
Несовершеннолетний Иванов Л.В., 14.08.2008 года рождения, с сентября 2015 года обучается в образовательном учреждении <данные изъяты>», расположенном по адресу: г.<адрес>
Таким образом, факт постоянного проживания Иванова В.А. на территории Новгородской области в период 10.09.2015 по 10.09.2017 нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
С учетом обстоятельств дела, истец имеет право на получения сертификата на региональный капитал «Семья» ввиду его постоянного проживания на территории Новгородской области на протяжении более двух лет до дня рождения третьего ребенка.
В этом отношении суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Местом жительства гражданина в силу п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Таким образом, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в ст. 20 ГК РФ, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», так и в других нормативных актах.
При этом место жительства либо пребывания гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713».
Принимая во внимание, что вопреки приведенным выше требованиям закона отказ в предоставлении испрашиваемой меры социальной поддержки был обусловлен отсутствием регистрации заявителя по месту жительства на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения третьего ребенка, то есть реализация права истца на получение данной меры социальной поддержки была поставлена ответчиком в зависимость от наличия/отсутствия такой регистрации, и, при этом, в судебном заседании представлены доказательства, подтверждающие постоянное проживание истца на территории Новгородской области в спорный период, суд находит иск Иванова В.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Иванова В.А. удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Иванова В.А. на территории Новгородской области с 10 сентября 2015 года по 10 сентября 2017 года.
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» выдать Иванову В.А. сертификат на региональный капитал «Семья».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 03 октября 2019 года.