Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2020 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Магомедова И.М., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора <адрес> к ТУ Росимущество в РД о признании действий (бездействий) ТУ Росимущество в РД незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к ТУ Росимущество в РД о признании действий (бездействий) ТУ Росимущество в РД незаконными.
Иск мотивирован тем, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на защитное сооружение, расположенное на территории ОАО «Махачкалаводоканал» по <адрес>иния, <адрес>, в установленном порядке право федеральной собственности не зарегистрировано, на баланс ответственной организации не передано.
Отсутствие собственника защитного сооружения, расположенного по <адрес>иния, <адрес>, привело к ряду нарушений правовых актов, регламентирующих порядок учета и содержания защитных сооружений.
Данные обстоятельства подтверждаются информациями Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> и ТУ Росимущества в РД.
Таким образом, объект гражданской обороны по <адрес>иния, <адрес> не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, при необходимости при введении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Истец просит суд, признать незаконным бездействие Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выразившегося в непринятии мер по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного <адрес>иния, <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на него и включению в реестр федеральной собственности, а также определению балансодержателя, ответственного за хранение, содержание и эксплуатацию названного защитного сооружения.
Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в <адрес> совершить
действия по обращению защитного сооружения гражданской обороны,
расположенного по <адрес>иния, <адрес>, в федеральную
собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на него и
включению в реестр федеральной собственности, а также определению
балансодержателя, ответственного за хранение, содержание и эксплуатацию
названного защитного сооружения.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представителя не напрвил.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражения на иск не направил.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон) гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 7 Закона федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что до определения соответствующего собственника, защитныесооружения гражданской обороны продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке и составляют имущество государственной казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Обязанность по содержанию имущества связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Согласно требованиям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В силу требований пункта 6 статьи 1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании учета федерального имущества», предусмотрено, что объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации недвижимое федеральное имущество.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии со статьей 6 Закона порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданскойобороне. Организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Из материалов дела усматривается, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на защитное сооружение, расположенное на территории ОАО «Махачкалаводоканал» по <адрес>иния, <адрес>, в установленном порядке право федеральной собственности не зарегистрировано, на баланс ответственной организации не передано.
Отсутствие собственника защитного сооружения, расположенного по <адрес>иния, <адрес>, привело к ряду нарушений правовых актов, регламентирующих порядок учета и содержания защитных сооружений, а именно:
- не определены ответственные должностные лица, в обязанности которых
входит организация правильного учета защитного сооружения и содержания
помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего
инженерно-технического оборудования (п. 1.3 Правил эксплуатации защитных
сооружений гражданской обороны утвержденных приказом МЧС России от
ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила);
- паспорт защитного сооружения не соответствует требованиям п.п. 1.2, 2.2,
3.6, п. 1. Правил;
- на защитное сооружение не разработаны журнал оценки технического
состояния объекта, план перевода защитного сооружения на режим приема
укрываемых, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием
отключающих устройств, правила поведения укрываемых в сооружении (п. 4.1,
п. 4.3, п. 4.5 Правил).
- не проводится комплексная оценка технического состояния объекта
(п. 4.1.1 Правил).
Данные обстоятельства подтверждаются информациями Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> и ТУ Росимущества в РД.
Таким образом, объект гражданской обороны по <адрес>иния, <адрес> не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, при необходимости при введении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ, имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Заместителя прокурора <адрес> к ТУ Росимущество в РД о признании действий (бездействий) ТУ Росимущество в РД незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> к ТУ Росимущество в РД о признании действий (бездействий) ТУ Росимущество в РД незаконными, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выразившегося в непринятии мер по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного <адрес>иния, <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на него и включению в реестр федеральной собственности, а также определению балансодержателя, ответственного за хранение, содержание и эксплуатацию названного защитного сооружения.
Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> совершить действия по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по <адрес>иния, <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на него и включению в реестр федеральной собственности, а также определению балансодержателя, ответственного за хранение, содержание и эксплуатацию названного защитного сооружения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке.
Судья Магомедов И.М.