Дело №2-401/2021
10RS0014-01-2021-000892-03
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 сентября 2021 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., с участием старшего помощника прокурора Пряжинского района РК Плоховой Д.С., при секретаре Арефьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пряжинского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пряжинского национального муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Пряжинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что прокуратурой Пряжинского района, проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении по обеспечению населения района питьевой водой. В ходе проверки установлено, что полномочия по организации обеспечения жителей <данные изъяты> сельского поселения Пряжинского района питьевой водой реализованы Администрацией Пряжинского национального муниципального района посредством передачи объектов водоснабжения и водоотведения в ведение МУП <данные изъяты>. На территории Пряжинского района разработана и реализуется в настоящее время Инвестиционная программа по реконструкции, развитию и модернизации системы коммунальной инфраструктуры централизованной системы холодного водоснабжения и отведения на 2021-2025. Согласно плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями в <данные изъяты> Пряжинского района на период 2021-2025 предусмотрены мероприятия по модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения. При этом, муниципальных бюджетных средств на указанные выше цели в необходимом объеме не запланировано. По информации Управления Роспотребнадзора по РК, питьевая вода, подаваемая населению в <данные изъяты> Пряжинского района, не соответствует требованиям санитарного законодательства по органолептическим, санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Указывает, что согласно действующего законодательства, обеспечение подачи воды в границах поселения должно быть организовано органом местного самоуправления – администрацией Пряжинского национального муниципального района, подаваемая вода должна соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Не проведение работ по реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений создает угрозу жизни и здоровью населения <данные изъяты> Пряжинского района. На основании изложенного, просит обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества, организовать реконструкцию (модернизацию) водозаборных и водоочистных сооружений для обеспечения населения <данные изъяты> Пряжинского района качественной питьевой водой в срок до 01.08.2023.
В судебном заседании старший помощник прокурора Плохова Д.С. исковое заявление поддержал, по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика администрации Пряжинского национального муниципального района, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин не сообщили, представителем Управления Роспотребнадзора по РК представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия Управления, в котором полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, иных ходатайств не заявлено.
Заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья относятся к приоритетным объектам защиты государства.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения направлена на достижение, в том числе цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения.
В силу статьи 10 названного Федерального закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, среди прочего, организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населённых пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 19 Федерального закона №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования и нормативы качества воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (действовавшие на момент проведения проверки).
Пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
Согласно пунктам 3.1., 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
С учетом приведенных норм, обеспечение подачи воды в границах поселения должно быть организовано органом местного самоуправления таким образом, чтобы подаваемая вода соответствовала гигиеническим нормативам, была безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имела благоприятные органолептические свойства.
Судом установлено, что прокуратурой Пряжинского района на основании информации Управления Роспотребнадзора по РК проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В ходе проверки было установлено, что объекты водоснабжения: водопроводные сети в <данные изъяты> Пряжинского района принадлежат на праве собственности администрации Пряжинского муниципального района и переданы на праве хозяйственного ведения МУП <данные изъяты>.
По результатам проведенных территориальным отделом Роспотребнадзора лабораторных исследований (протоколы от 30.07.2019 №, №, № от 29.07.2019 №, №, №) качество питьевой воды в <данные изъяты> Пряжинского района не соответствует действующим гигиеническим нормативам.
Состояние объекта водоотведения: водозабора из оз. <данные изъяты> находится в удовлетворительном состоянии, требуется замена насосного оборудования, щита управления и установки для очистки и подготовки воды. Перекладка 80% сети водопровода.
Из представленных документов следует, что на территории Пряжинского национального муниципального района муниципальным унитарным предприятием Пряжинского национального муниципального района <данные изъяты> разработана и в настоящее время реализуется, утверждённая Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия 30.10.2020 №, инвестиционная программа по реконструкции, развитию и модернизации системы коммунальной инфраструктуры централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на 2021-2025 гг.
Согласно Приложению №2 к указанной Инвестиционной программе в целях приведения подаваемой населению <данные изъяты> Пряжинского района питьевой воды в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства предусмотрены мероприятия по модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения. Данный план утвержден после подачи искового заявления в суд. Источником финансирования указанных мероприятий на период с 2021 по 2025 гг. указаны бюджетные средства.
Согласно сведений Администрации Пряжинского национального муниципального района, муниципальных бюджетных средств на указанные выше цели в настоящий момент, в том числе на 2021 год, в необходимом объеме не предусмотрено.
В соответствии с вышеизложенными нормами действующего законодательства, с учетом положений статьи 204 ГПК РФ, принимая во внимание, что на сегодняшний день нарушения по обеспечению населения <данные изъяты> Пряжинского района питьевой водой надлежащего качества не устранены, доказательств в нарушении статье 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, суд находит исковые требования и.о. прокурора Пряжинского района о возложении на администрацию Пряжинского национального муниципального района обязанности обеспечить население <данные изъяты> Пряжинского района питьевой водой надлежащего качества, выполнив мероприятия по реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений в срок до 01.08.2023 подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества, организовать реконструкцию (модернизацию) водозаборных и водоочистных сооружений для обеспечения населения <данные изъяты> Пряжинского района качественной питьевой водой в срок до 01.08.2023.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со статьей 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 24 сентября 2021 года, последний срок для подачи апелляционной жалобы – 25 октября 2021 года.