Дело №2-1520/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2022 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Бахаревой Н.Н., при секретаре Платоновой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукса А.А к Обществу с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании страховой выплаты, расходов по оплате юридических услуг,
установил:
Лукс А.А. обратился в суд с иском к ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании страховой выплаты, расходов по оплате юридических услуг,
Требования мотивированы тем, что между истцом и АО «ОТП Банк» 28.05.2018 был заключен кредитный договор №28396999091. При заключении договора ему было предложено заключить договор страхования, с чем он согласился. На основании заявления от 04.04.2018 его подключили к Программе страхования жизни и здоровья клиентов финансовых организаций №L0302/243/903279/6 от 25.04.2016, страховой организацией является ООО «АльфаСтрахование-Жизнь». Срок страхования до 28.05.2020.
27.05.2019 произошел страховой случай, истец получил травму-<данные изъяты>, в связи с чем им была получена инвалидность <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой МСЭ-2018, инвалидность была продлена до 12.02.2021.
Считает, что имеет право получить страховую выплату в связи с произошедшим страховым случаем, так как страховой случай произошел на момент действия договора страхования.
Он обратился к финансовому уполномоченному с заявлением. Согласно полученному ответу от 25.11.2021 № У-21-156681/5010-003, финансовый уполномоченный отказал в удовлетворении его требований.
Законодатель юридически отделяет события, которыми должен быть признан страховой случай по договору личного страхования (ст. 927, 934 ГК РФ и ст. 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"), от собственно действий лиц, участвующих в страховом обязательстве на стороне страхователя, не допуская освобождение страховщика от страховой выплаты при любой степени виновности этих лиц, кроме умысла (ст. 963 ГК РФ).
Возможность освобождения страховщика от страховой ответственности в случае смерти застрахованного лица в силу самого факта неосведомленности страховщика о наличии у застрахованного какого-либо заболевания - федеральным законом прямо не предусмотрена (ст. 963 ГК РФ).
Просит суд взыскать с ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» в свою пользу 100000 руб. 00 коп., в счет выплаты страхового возмещения по договору страхования жизни и здоровья клиентов финансовых организаций №L0302/243/903279/6, юридические расходы в размере 15750 руб. 00 коп.
В судебном заседании истец Лукс А.А. участия не принимал, судом извещался. Его представитель полностью поддержал исковые требования и доводы, изложенные в иске. Настаивал на взыскании со страховой компании страхового возмещения, пояснив, что в результате наступления страхового случая 27.05.2019 истцу была установлена группа инвалидности.
Представитель ответчика ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» в судебное заседание не явился, судом извещался. В представленном отзыве на исковое заявление исковые требования не признал, указав, что истец был застрахован по коллективному договору страхования жизни и здоровья клиентов финансовых организаций от 25.04.2016. Лукс А.А. подписал Согласие на страхование, был ознакомлен и согласен с его условиями. Страховыми рисками коллективного договора страхования являются: смерть застрахованного лица, риск установление застрахованному лицу инвалидности первой или второй группы инвалидности в течение срока страхования. Риск установления третьей группы инвалидности, а также риск травматического повреждения не предусмотрены Коллективным договором страхования.
Представитель третьего лица АО «ОТП Банк» в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте слушании гражданского дела извещен.
Выслушав сторону истца, изучив материалы гражданского дела, дело освидетельствования МСЭ, суд приходит к следующему.
Статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Статьей 943 ГК РФ предусмотрено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Согласно материалам дела, 25.04.2016 ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» и АО «ОТП Банк» заключили Соглашение об общих условиях заключения договоров страхования жизни и здоровья клиентов финансовых организаций № L0302/243/903297/6 (л.д. 84-88).
28.05.2018 между истцом и АО «ОТП Банк» был заключен кредитный договор № 2839699091. В тот же день Лукс А.А. выразил свое согласие быть застрахованным лицом по Договору страхования на основании его заявления на страхование сроком с 29.06.2018 по 28.05.2020 (л.д. 81-82).
Страховыми рисками по Договору страхования в отношении истца согласно п.3 Согласия на страхование, являются «смерть застрахованного», «установление застрахованному инвалидности 1-й или 2-й группы в течение срока страхования» (л.д. 81-82).
При заключении указанного договора страхования истец был ознакомлен с условиями предоставления страховой услуги, условиями страхования, предложенными страховщиком, согласился с ними, подписав договор и оплатив страховую премию.
Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» МСЭ-2019 №1425344 01.03.2021 истцу установлена <данные изъяты> инвалидности (л.д. 108-109).
11.07.2019 Лукс А.А. обратился в адрес страховой компании с заявлением о наступлении страхового случая по факту полученных 27.05.2019 травм (л.д. 71).
Вместе с тем, 08.08.2019 ответчик уведомил истца об отказе в признании заявленного события страховым случаем в связи с тем, что риски травматического повреждения и временной утраты трудоспособности не предусмотрены Договором страхования (л.д. 89).
Решением финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования ФИО8 за № У-21-156681\5010-003 от 25.11.2021 по результатам обращения Лукса А.А. было отказано во взыскании страхового возмещения (л.д. 95-97).
Истец, предъявляя по настоящему делу требования к ответчику, обосновывает их тем, что 27.05.2019 он получил травму, став временно нетрудоспособным, а также в связи с установлением ему <данные изъяты> инвалидности.
Вместе с тем, суд также не находит оснований для удовлетворения заявленных им требований.
Так, на основании п. 3 ст. 940 ГК РФ страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
Согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правил страхования).
В п. 1 ст. 944 ГК РФ указано, что при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение определения вероятности наступления страхового случая и разу, возможных убытков от его наступления (страхового риска), если обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю.
В соответствии с Договором страхования страховой случай- совершившееся событие, предусмотренное Договором страхование, наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести. страховую выплату.
Как ранее было уже указано, страховыми рисками по Договору страхования в отношении истца являются «смерть застрахованного в течение срока страхования», «установление застрахованному инвалидности 1-й или 2-й группы в течение срока страхования». При этом по риску «Инвалидность застрахованного» страховым случаем признается установление группы инвалидности только при условии присвоения застрахованному учреждениями медико-социальной экспертизы 3-й степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Из предоставленных стронами письменных доказательств, дела освидетельствования МСЭ, следует, что Лукс А.А. в период с 28.05.2019 по 19.06.2019 находился на стационарном лечении в отделении нейрохирургии ГУЗ УОК ЦСВМП в связи с получением 27.05.2019 травмы, установлен диагноз «<данные изъяты>
11.02.2020 истцу впервые ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была установлена <данные изъяты> группа инвалидности сроком до 01.03.2021. Причина инвалидности- <данные изъяты>.
Повторно <данные изъяты> группа инвалидности установлена истцу 01.03.2021 сроком до 01.03.2022, в последующем продлена до 01.09.2022.
Таким образом, из представленных материалов дела следует, что первая или вторая группа инвалидности, истцу не устанавливались.
Доводы стороны истца о том, что Луксу А.А. была присвоена <данные изъяты> степень ограничения способности к трудовой деятельности, что является, по его мнению, страховым риском, являются несостоятельными, поскольку понятия «третья группа инвалидности» и «третья степень ограничения способности к трудовой деятельности» не являются тождественными.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают доводы ответчика о том, что установление истцу <данные изъяты> группы инвалидности по условиям Договора страхования не может быть признано наступлением страхового случая, имевшего место 27.05.2019.
Поскольку отказ ответчика в предоставлении страхового возмещения по Договору страхования является обоснованным, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Лукса А.А к Обществу с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании страховой выплаты в размере 100000 руб. 00 руб. по договору страхования жизни и здоровья клиентов финансовых организаций, расходов по оплате юридических услуг отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Бахарева
Срок изготовления мотивированного решения: 29.04.2022