Судья Чутчев С.В. Дело № 33-26191/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хапаевой С.Б.,
судей Цуркан Л.С., Шилиной Е.М.,
при секретаре Фёдоровой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2016 года апелляционную жалобу Андреева А.Ю. на решение Каширского городского суда Московской области от 19 июля 2016 года по делу по иску Андреева А.Ю. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управлению вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел России по Московской области» о взыскании денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Андреев А.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Управлению вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел России по Московской области», в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с ответчика компенсацию за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за период с 01.01.2013 года по 18.08.2015 года в размере 499510 руб. 18 коп..
Требования мотивировал тем, что с февраля 1996 года он проходил службу в ОМВД России по Каширскому району и уволен 24 февраля 2016 года по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального Закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). При увольнении ему была произведена выплата компенсации за неиспользованный основной отпуск за 2016 год в количестве 30 календарных дней, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за 2016 год - 1,66 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2016 год - 1,5 календарных дней. С произведённым расчётом не согласен. Указал, что приказом начальника подразделения ему было поручено ведение табелей учета служебного времени офицерского состава, с последующей их передачей для проверки в отдел кадров, с целью проверки правильности их составления, учета нахождения работников на больничных листах, в отпусках по рапортам или приказам. Затем табель передавался на согласование начальнику ОВО, главному бухгалтеру для начисления заработной платы. Копия табелей учета рабочего времени направлялась в отдел кадров ответчика. Сведения о том, что он работал в выходные, праздничные дни и сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени содержатся в табелях учета, и подтверждается докладной запиской главного бухгалтера ОВО Янцовой Ю.В. от 31.08.2015 года. Он неоднократно в устной форме обращался к руководителю ОВО, затем к заместителю начальника УВО о возможности предоставления дней отдыха за переработку. Ему было отказано. На рапорт от 27.08.2015 года, зарегистрированный № 22/238 от 27.08.2015 года, он ответа не получал. Просил удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, указал на пропуск истцом срока для обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить, постановить по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2013 года по 18.08.2015 года Андреев А.Ю. проходил службу в ОМВД России по Каширскому району в должности заместителя начальника (по службе) ОВО по Каширскому району - филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по Московской области. Андреев А.Ю. 30.10.2015 года переведен Орехо-Зуевский ОВО на должность начальника отдела кадров, и уволен 24.02.2016 года по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального Закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела было установлено, что 28.08.2015 года он обратился к и.о. начальника ОВО по Каширскому району с рапортом о предоставлении компенсации в виде дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за периоды с 01.01.2013 года по 27.08.2015 года, его рапорт остался без рассмотрения и ответа.
Из материалов дела также усматривается, что 16.02.2016 года он обратился к начальнику ФКГУ УВО ГУ МВД России по Московской области с рапортом о выплате денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за периоды с 01.01.2013 года по 18.08.2015 года, в количестве 1514 часов. Письмом ГУ МВД России по Московской области от 29.03.2016 года ему сообщено, что дополнительные отпуска за ненормированный служебный день за 2013-20141 г.г. ему бфли предоставлены приказами по ОВО по Каширскому району.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении дела нашло свое подтверждение то обстоятельство, что в период прохождения службы за период 2013 года, 2014 года за ненормированный служебный день истцу были предоставлены дополнительные отпуска на основании приказов, данные отпуска были предоставлены и в 2014, 2015 годах, задолженностей по компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени у ответчика перед истцом не имеется, кроме того, истцом пропущен установленный законом срок для обращения с требованиями о взыскании компенсации за выполнение обязанностей в ночное время.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Служба в органах внутренних дел, правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
Согласно ч. ч. 1, 2, 6, 10 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Сотрудник, органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период (п. 8).
В соответствии с п. 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
В силу п.16 Порядка, рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Согласно п. 18 Порядка, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 г. N 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Согласно п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация (п. 57).
На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата (п. 61).
Как следует из табелей учета рабочего времени, истец в спорном периоде имел «сверхурочные часы, ночные, выходные, праздничные».
Согласно справке главного бухгалтера ОВО по Каширскому, Серебряно-Прудскому, Зарайскому районам ему была произведена оплата за выполнение обязанностей в ночное время в 2014 году.
Как следует из объяснений Андреева А.Ю., устными приказами начальников он привлекался к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, без письменных на это указаний.
Из анализа табелей учета использования служебного времени и представленных приказов следует, что истцу было предоставлено время отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели,
При этом, следует отметить, что исполняя возложенную обязанность по ведению табеля учета рабочего времени, истец некоторые периоды отпуска в соответствии с изданными приказами в табель не вносил.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований о выплаты компенсации за выполнение обязанностей в ночное время, а также в выходные и нерабочие дни за 2013-2015 г.г., у суда первой инстанции не имелось.
Как следует из протокола судебного заседания, ответчиком было заявлено о применении последствий пропуска срока на обращение в суд с исковыми требованиями.
В силу ст. 72 настоящего Федерального закона сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешений служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольным членом семьи).
Таким образом, законом установлен специальный срок - три месяца для судебной защиты трудовых прав по иску лица, право которого нарушено.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом установленного законом срока для обращения с требованиями о выплате компенсации, поскольку указанная компенсация выплачивается только на основании рапорта сотрудника органов внутренних дел, законом не установлен период подачи такого рапорта до увольнения сотрудника органов внутренних дел.
Как усматривается из материалов дела, с рапортом о выплате денежной компенсации истец обратился 16.02.2016 года, 24.02.2016 года он был уволен с выплатой компенсации за неиспользованные основной отпуск и дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в меньшем размере, чем он указывал в своем заявлении, в суд с настоящим иском истец обратился 29.04.2016 года, то есть в пределах установленного срока.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каширского городского суда Московской области от 19 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреева А.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи