Р Е Ш Е Н И Е № 1300
Именем Российской Федерации
16 августа 2010 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Колосова А.А., с участием заявителя Суворова Е.В., при секретаре Храменкове П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Северному флоту подполковника юстиции Суворова Е. В. об оспаривании действий руководителя федерального бюджетного учреждения – войсковая часть Номер обезличен (далее – ФБУ-войсковая часть Номер обезличен), связанных с отказом в выплате денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха,
У С Т А Н О В И Л:
Суворов обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать руководителя ФБУ - войсковая часть Номер обезличен (финансовый довольствующий орган) выплатить ему денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за периоды с Дата обезличена и с Дата обезличена.
Как отмечает Суворов в заявлении, в указанные периоды времени он проходил военную службу в военной прокуратуре – войсковая часть Номер обезличен и в составе объединенной группировки войск принимал непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. В связи с этим он приобрел право на 276 дополнительных суток отдыха, которые ему не предоставлялись по причине большой служебной нагрузки. В марте 2010 года после издания Министром обороны Российской Федерации Приказа от 14 февраля 2010 года № 80, регламентирующего вопросы предоставления военнослужащим денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха, он обратился с рапортом о выплате ему такой компенсации. Его рапорт был положительно рассмотрен руководителем военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Северному флоту с изданием соответствующего приказа. Однако, в довольствующем органе в выплате компенсации ему было отказано со ссылкой на то, что положения названного Приказа Министра обороны Российской Федерации распространяется только на правоотношения, возникшие после издания этого Приказа.
В судебном заседании заявитель Суворов увеличил размер заявленных требований и просил выплатить ему денежную компенсацию не с учетом размера оклада месячного денежного содержания, а исходя из всего денежного довольствия, получаемого им в месяц, включая дополнительные выплаты.
Поддержал свое заявление.
Пояснил, что после его прибытия из военной прокуратуры – войсковая часть Номер обезличен по новому месту службы сначала у военного прокурора Северного флота, а затем и руководителя военного следственного управления по Северному флоту, отсутствовала объективная возможность предоставить положенные ему сутки отдыха, которые в связи с этим из года в год учитывались как нереализованные. После издания Приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 года № 80 у его руководства, по-прежнему не располагающего возможностью предоставить эти сутки отдыха, появились основания для компенсации их деньгами. Был издан соответствующий приказ, который довольствующим органом не исполнен, что, по мнению заявителя, является неправомерным.
Кроме того, как пояснил Суворов, во избежание дискриминации его права на оплачиваемый отдых, расчет компенсации за сутки отдыха должен производиться с учетом месячного денежного содержания, под которым понимается все получаемое им в месяц денежное довольствие.
Руководитель федерального ФБУ - войсковая часть Номер обезличен, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, о причинах неявки не сообщил.
Заслушав объяснения заявителя Суворова, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из приказа военного прокурора – войсковая часть Номер обезличен, дислоцированной в Чеченской Республике, от Дата обезличена Номер обезличен объявлено о неиспользовании Суворовым, проходившим военную службу на должности старшего помощника военного прокурора - начальника группы (обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах) дополнительных суток отдыха в количестве 126 за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за период с Дата обезличена, а также об участии его в таких мероприятиях (контртеррористические операции) в периоды с Дата обезличена и с Дата обезличена продолжительностью соответственно 125 и 100 дней.
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (часть 1 статьи 11) предусмотрено, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 этой статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с абзацем первым части 3 этой же статьи Федерального закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
В частности, согласно пункту 5 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Как установлено в судебном заседании, Суворов в оспариваемые периоды времени привлекался к участию в контртеррористических операциях в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Возможность отнесения подобных мероприятий применительно к Суворову к мероприятиям, участие в которых дает право на дополнительные сутки отдыха, поименованных в Перечне таких мероприятий, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492, в частности, в пункте 15 Перечня - выполнение боевых и специальных задач, никем по делу не оспаривается.
В силу вышеприведенного пункта 5 Приложения к Положению о порядке прохождения военной службы, время отдыха, компенсирующее участие в таких мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы, как правило, по окончании этих мероприятий.
Однако, это не означает то, что эти сутки могут суммироваться в течение всего периода прохождения военной службы и в последующем военнослужащий может требовать их предоставления в удобное для него время.
Допускается возможность присоединения суток отдыха к основному отпуску военнослужащего.
В этой связи следует отметить, что временными рамками, в течение которых военнослужащий имеет право на предоставление дополнительных суток отдыха за соответствующий год, является окончание первого квартала следующего за этим годом года, так как основной отпуск предоставляется в текущем году, а в исключительных случаях – в первом квартале следующего года.
В конкретном случае руководством военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Северному флоту возможность реализации заявителем этого права применительно к 2004 – 2006 годам, имея ввиду приведенные нормативные положения, под сомнение не ставится.
Подтверждением этому является копии графиков отпусков военнослужащих управления на 2008 и 2010 годы, в которых дополнительные сутки отдыха в количестве 276 учтены, как не использованные им, а также копии материалов переписки руководителя военного следственного управления по Северному флоту с вышестоящим руководством и органами военного управления по данному вопросу.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
В отношении заявителя соответствующее решение принято, о чем свидетельствует копия приказа руководителя военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Северному флоту от 31 марта 2010 года № 54 о выплате ему денежной компенсации за период с 2004 по 2006 годы.
Однако, на момент возникновения у Суворова права на дополнительные сутки отдыха за участие в соответствующих мероприятиях в 2004 – 2005 годах возможность замены этих суток компенсацией законодательно не предусматривалась.
Названная норма была введена Федеральным законом N 153-ФЗ, принятым только 27 июля 2006 года (вступил в силу 29 июля 2006 года). При этом, в законе не содержалось указания на то, что он распространяется на правоотношения, которые возникли до введения его в действие.
В соответствии же с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
С учетом этого, реализация права Суворова на дополнительные сутки отдыха за участие в соответствующих мероприятиях в 2004 – 2005 годах, что, по существу, было отложено руководством на более поздний срок, возможна на тех условиях, которые действовали на момент возникновения этого права, то есть, путем фактического предоставления дополнительного отдыха.
Вместе с тем, препятствий для компенсации заявителю в соответствии с его волеизъявлением в денежной форме дополнительных суток отдыха за участие в соответствующих мероприятиях в 2006 году, право на которые возникло уже в период действия новых законодательных положений, не имеется.
Не может быть признано таким препятствием и отсутствие в Министерстве обороны РФ по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений, то есть, в 2006 году, соответствующего нормативного акта, определяющего порядок и условия производства оспариваемой выплаты, поскольку длительное непринятие данным ведомством мер по разработке такого документа не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя в данной части, которые основаны на законе.
К тому же к настоящему времени Министром обороны Российской Федерации такой акт издан – Приказ от 14 февраля 2010 года N 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха.
В частности, пунктами 2 и 3 этого Приказа предписывается производить выплату компенсации на основании приказов командиров воинских частей (руководителей организаций и исчислять размер компенсации путем деления суммы оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, установленных военнослужащим на день издания приказов о выплате указанной компенсации, на 30 и умножения на количество компенсируемых дополнительных суток отдыха.
В этой связи следует признать необоснованным требование Суворова о выплате ему компенсации, исходя из размера в целом его ежемесячного денежного довольствия, как противоречащее нормативно установленному порядку данной выплаты.
Таким образом, заявление Суворова подлежит частичному удовлетворению с возложением на руководителя ФБУ – войсковая часть Номер обезличен обязанности по выплате ему денежной компенсации за 67 (100/3*2) дополнительных суток отдыха за период с Дата обезличена в порядке, который установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 года N 80. В удовлетворении остальной части требований заявителя надлежит отказать.
Согласно квитанции при обращении в суд с заявлением Суворовым уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. Поскольку суд удовлетворяет заявление частично, указанные судебные расходы в соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению ему со стороны довольствующего органа пропорционально удовлетворенной части требований.
Руководствуясь ст.ст. 98, 198 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Суворова Е. В. – удовлетворить частично.
Обязать руководителя федерального бюджетного учреждения – войсковая часть Номер обезличен выплатить Суворову Е. В. в установленном порядке денежную компенсацию за 67 дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за период с Дата обезличена.
Взыскать с федерального бюджетного учреждения – войсковая часть Номер обезличен в пользу Суворова Е. В. 50 (пятьдесят) руб. в счет возмещения судебных расходов.
В удовлетворении требований Суворова Е.В. о возложении на руководителя федерального бюджетного учреждения – войсковая часть Номер обезличен обязанности по выплате ему денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за период с Дата обезличена и выплате ему денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за период с Дата обезличена, исходя из размера ежемесячного денежного довольствия, а также во взыскании в его пользу судебных расходов в сумме 150 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Копия верна:
Судья Североморского
гарнизонного военного суда А.А. Колосов