Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-257/2017 (2-3508/2016;) ~ М-3501/2016 от 21.12.2016

Дело № 2-257/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Соликамск                                                                                 08 февраля 2017 года.

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Крымских Т.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой Д.О.,

с участием представителя заявителя Управления имущественных отношений администрации города Соликамска - Петуховой Л.В., действующей на основании письменной доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по заявлению Управления имущественных отношений администрации города Соликамска о признании муниципальной собственностью бесхозяйного недвижимого имущества,

у с т а н о в и л :

Управление имущественных отношений администрации города Соликамска обратилось в суд с заявлением о признании недвижимого имущества бесхозяйным и признании на основании ст. 225 ГК РФ права муниципальной собственности муниципального образования «Соликамский городской округ» на бесхозяйное имущество в виде КЛ-0,4 кВ ТП-41 по <...>, расположенной в городе <...>; КЛ-0,4 кВ тп-94 по <...>, расположенной в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-208 по <...>, расположенной в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-126 по <...>, расположенной в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-29 по <...>, расположенной в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-155 по <...>, расположенной в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-130 вв. с ВЛ оп. 3 в <...>, расположенной в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-31 по <...>, расположенной в городе <...>; КЛ-0,4 кВ начало – врезка в существующую суть, конец – здание по адресу <...>.

В обоснование требований заявитель указал, что предприняты меры по розыску собственника, владельца имущества, размещено объявление в газете «<данные изъяты>», направлялись запросы в органы, осуществляющие распоряжение государственным имуществом, имуществом субъекта Российской Федерации, органы технической инвентаризации, осуществляющие хранение архива технической документации, органы, осуществляющие государственную регистрацию права. Право собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано за каким-либо правообладателем. Данное имущество поставлено на учет как бесхозяйное <дата>. Имущество постепенно разрушается, не сохраняется, что может привести к аварийной ситуации.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявления настаивает в полном объеме. Привела доводы, изложенные в заявлении.

Определениями Соликамского городского суда от <дата> и от <дата> (занесено в протокол судебного заседания) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (Росимущество), Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.

Заинтересованные лица МУП СГО «Городские коммунальные электрические сети», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (Росимущество), Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края своих представителей в суд не направили. О рассмотрении дела извещались. Возражений на исковое заявление не представили.

Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края просили о рассмотрении дела без их участия.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, представленные истцом доказательства, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства.

В соответствии с положениями ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица)… приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Осуществление гражданских прав, в соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ, определено следующим образом, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентируются ст. 8 ГК РФ, а именно, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;.. вследствие иных действий граждан и юридических лиц;..

Согласно ч. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

На основании ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем …признания права;.. иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.         На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).         Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьями 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.

Абзац 2 п. 3 приведенной выше статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.

Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.

В соответствии со статьей 14, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации электроснабжения населения.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации обеспечения надежного электроснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения электроснабжения потребителей в случае неисполнения электроснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы электроснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на эти системы.

Из материалов дела следует, что на территории Соликамского городского округа находятся электрические сети системы электроснабжения города: КЛ-0,4 кВ ТП-41 по <...>, расположенная в городе <...>; КЛ-0,4 кВ тп-94 по <...>, расположенная в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-208 по <...>, расположенная в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-126 по <...>, расположенная в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-29 по <...>, расположенная в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-155 по <...>, расположенная в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-130 вв. с ВЛ оп. 3 в <...>, расположенная в городе <...>; КЛ-0,4 кВ ТП-31 по <...>, расположенная в городе <...>; КЛ-0,4 кВ начало – врезка в существующую суть, конец – здание по адресу <...>.

Право собственности на данные объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации на основании ст. ст. 130, 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Закон о регистрации недвижимости предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В свою очередь, Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 установлен Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.

Судом установлено, что вышеуказанное недвижимое имущество – кабельные линии в реестрах государственного, федерального имущества, муниципального имущества не значится. Регистрация данных электрических сетей не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным.

Спора о праве на данные электрические сети судом не установлено.

Заявитель обладает правом обращения в суд с требованием о признании недвижимых объектов бесхозяйными, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.

Удовлетворяя заявление истца о признании права собственности муниципального образования на объекты недвижимости - выше указанные электрические сети, суд исходит из того, что данные объекты в установленном законом порядке <дата> поставлены на учет в качестве бесхозяйных, с момента постановки на учет прошло более года.

При этом суд учитывает, что указанные электрические сети, по-прежнему, числятся на учете как бесхозяйные объекты, правовой статус данных объектов недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился, на момент рассмотрения заявления указанная запись в Государственном реестре не исключена, право собственности в отношении объекта недвижимости за кем-либо не зарегистрировано. Доказательства, подтверждающие право собственности иных лиц на указанные объекты, в материалах дела отсутствуют. Физические и юридические лица прав на указанный объект недвижимого имущества не заявили.

Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел период более года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что электрические сети – кабельные линии не имеет собственника и являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества.

Поскольку годичный срок со дня постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества истек, требование заявителя о признании права муниципальной собственности муниципального образования «Соликамский городской округ» на бесхозяйное имущество в виде данных кабельных линий соответствует положениям ст. 225 ГК РФ, является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению. Требование о признании имущества бесхозяйным является излишне заявленным.

Оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление Управления имущественных отношений администрации города Соликамска о признании муниципальной собственностью бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.

Признать собственностью Муниципального образования «Соликамский городской округ» бесхозяйное недвижимое имущество в виде:

КЛ-0,4 кВ ТП-41 по <...>, расположенной в городе <...>;

КЛ-0,4 кВ тп-94 по <...>, расположенной в городе <...>;

КЛ-0,4 кВ ТП-208 по <...>, расположенной в городе <...>;

КЛ-0,4 кВ ТП-126 по <...>, расположенной в городе <...>;

КЛ-0,4 кВ ТП-29 по <...>, расположенной в городе <...>;

КЛ-0,4 кВ ТП-155 по <...>, расположенной в городе <...>;

КЛ-0,4 кВ ТП-130 вв. с ВЛ оп. 3 в <...>, расположенной в городе <...>;

КЛ-0,4 кВ ТП-31 по <...>, расположенной в городе <...>;

КЛ-0,4 кВ начало – врезка в существующую суть, конец – здание по адресу <...>.

Данное решение является основанием для государственной регистрации права в Соликамском отделе Управления Федеральной регистрационной службы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца.

Судья                                                                                              Крымских Т.В.

2-257/2017 (2-3508/2016;) ~ М-3501/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление имущественных отношений
Другие
МУП СГО "Городские коммунальные электрические сети"
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Крымских Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
21.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2016Передача материалов судье
21.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017Судебное заседание
08.02.2017Судебное заседание
08.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2018Дело оформлено
16.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее