Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-510/2012 (2-4652/2011;) ~ М-4710/2011 от 06.12.2011

дело № 2-510/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.02.2012 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Ткач Г.А.,

при секретаре Ревнивцевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Ю.В., Степанова С.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С1., С., С2. к Администрации г. Екатеринбурга, администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

установил:

Степанова Ю.В., Степанов С.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С1., С., С2. обратились в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга, администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании права пользования комнатой (Номер обезличен) площадью 18,3 кв.м. в доме (Номер обезличен) корп. (Номер обезличен) по ул. (...) в г. Екатеринбурге.

В обоснование иска указали, что фактически проживают в спорном жилом помещении с (Дата обезличена) года в связи с трудовыми отношениями истца с МУП «Градмаш» (с 2004 ЕМУП «Градмаш»), служебный ордер (Номер обезличен) на занимаемое жилое помещение Степанову С.В. был выдан (Дата обезличена) на основании постановления главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (Номер обезличен), принятого в соответствии с письмом директора ЕМУП «Градмаш» от (Дата обезличена). Статус служебного жилого помещения был присвоен блоку (Номер обезличен) дома № (Номер обезличен) по ул. (...) постановлением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от (Дата обезличена). В 2002 году МУП «Градмаш» было признано банкротом, начата процедура ликвидации. В связи с ухудшением условий труда Степанов С.В. уволился по собственному желанию. С момента увольнения ЕМУП «Градмаш» требований об освобождении жилого помещения к Степановым не предъявляло. В течение (Дата обезличена) годов наниматели соседних комнат обращались в Администрацию г. Екатеринбурга и заключали договоры приватизации. В (Дата обезличена) году истец с аналогичным заявлением обратился в Администрацию города, администрацию Орджоникидзевского района, но получил отказ, мотивированный тем, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, а Степанов С.В. не относится к числу тех лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Приватизация гражданами большей части жилых помещений при отсутствии каких-либо актов о присвоении статуса служебного отдельным помещениям, свидетельствует о фактическом снятии статуса служебного со всего блока (Номер обезличен) дома по ул. (...), (Номер обезличен). согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости, но в ЕГРП отсутствуют какие-либо сведения о регистрации комнаты расположенной по адресу: (...). Таким образом, истцы считают, что занимают спорную комнату на условиях социального найма и просят признать за ними право пользования на условиях социального найма.

В судебном заседании Степанова Ю.В., Степанов С.В., их представитель по доверенности от (Дата обезличена) Харсиев Р.М. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что истцы проживают в комнате (Номер обезличен) с ноября (Дата обезличена) года. Комната была предоставлена в связи с трудовыми отношениями с МУП «Градмаш», у которого на балансе было данное общежитие. (Дата обезличена) выдан служебный ордер, в который включена и супруга истца. Согласно справке БТИ г. Екатеринбурга здание по ул. (...), (Номер обезличен) имело статус общежития, в комнату истец вселен в связи с трудовыми отношениями, статус служебного жилого помещения в настоящее время утрачен в связи с приватизацией жилых помещений в указанном здании. Спорное жилое помещение истцы занимают на условиях социального найма.

Представитель Администрации г. Екатеринбурга по доверенности от (Дата обезличена) Андреева О.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что с 1997 года спорное жилое помещение имеет статус служебного, с 1998 года жилая часть блока (Номер обезличен) зарегистрирована за МО «город Екатеринбург», за исключением зарегистрированных в частной собственности объектов. Основания передачи жилых помещений в собственность других граждан в спорном здании могут быть различны, но должны соответствовать ст. 108 ЖК РСФСР и ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Степанов С.В. к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения, не относится, к тому же он уволился с предприятия по собственному желанию, стаж работы не предприятии составлял менее 10 лет. В соответствии со ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации Степановы в связи с прекращением трудовых отношений должны были освободить жилое помещение, но Администрация города с иском о выселении не обращалась. Поскольку истцы являются многодетной семьей, им выдан сертификат на приобретение жилья.

Представитель администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга по доверенности от (Дата обезличена) Минина Е.Е. исковые требования не признала. Суду пояснила, что приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые лицами, которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, при согласии организации, предоставившей им служебные жилые помещения. В качестве нуждающихся в жилом помещении Степановы не состоят, к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения, не относятся. Факт изменения статуса жилого помещения не доказан. Стаж работы истца на предприятии составляет менее 10 лет, уволен по собственному желанию. Поэтому нет оснований говорить о том, что истцы занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма.

Заслушав истцов и их представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В данном случае правоотношения возникли до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и другими федеральными законами.

Судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой комнату (Номер обезличен) в доме коридорного типа (Номер обезличен) по (...) в г.Екатеринбурге.

По данным технического учета ЕМУП «БТИ» по адресу: (...) заинвентаризирован жилой дом литера «(Номер обезличен)» (блоки (Номер обезличен)), (Дата обезличена) года постройки (л.д. 49).

(Дата обезличена) дом, в т.ч. блок (Номер обезличен), был зарегистрирован за Уральским заводом тяжелого машиностроения им. С.Орджоникидзе на основании Акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка (Номер обезличен) от (Дата обезличена) и справки завода от (Дата обезличена). с выдачей Регистрационного удостоверения (Номер обезличен) от (Дата обезличена).

(Дата обезличена) владельцем здания зарегистрировано ТОО «Градмаш» на основании Договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от (Дата обезличена).

Постановлением Главы администрации Орджоникидзевского района от (Дата обезличена) (Номер обезличен) блоку (Номер обезличен) присвоен статус служебного жилья.

(Дата обезличена) жилая часть блока (Номер обезличен) (за исключением зарегистрированных в частной собственности вторичных объектов - комнат) зарегистрирована на праве собственности за Муниципальным образованием «город Екатеринбург» на основании Постановления Главы (...) (Номер обезличен) от (Дата обезличена), выписки из реестра муниципальной собственности (Номер обезличен) от (Дата обезличена) и решения Комитета по управлению городским имуществом от (Дата обезличена) (Номер обезличен).

По данным технического обследования на (Дата обезличена) на втором этаже дома расположена комната (Номер обезличен), площадью 18,0 кв.м. (л.д. 49).

Из копии трудовой книжки Степанова С.В. следует, что в период с (Дата обезличена) по (Дата обезличена) Степанов С.В. трудоустроен в ТОО «Градмаш», (позже переименован в МУП «Градмаш», с 2004 года - ЕМУП «Градмаш»), уволен по собственному желанию (л.д. 15-16).

Копией служебного ордера от (Дата обезличена), выпиской из постановления Главы Администрации Орджоникидзевского района от (Дата обезличена) подтверждается, что Степанову С.В. в связи с работой в МУП «Градмаш» было выделено служебное жилое помещение в виде комнаты (Номер обезличен) площадью 18,3 кв.м. в доме (Номер обезличен) по ул. (...) в г. Екатеринбурге (л.д. 18, 19).

Из справки Центра по приему и оформлению документов для регистрации граждан от (Дата обезличена) следует, что в комнате (Номер обезличен) в доме (Номер обезличен) корп. (Номер обезличен) по ул. (...) в г.Екатеринбурге зарегистрирован Степанов С.В, Степанова Ю.В, С., С2., С1. (л.д. 7).

Согласно справке, распоряжению администрации Орджоникидзевского района, в соответствии с областной целевой программой «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» и с п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации многодетная семья Степановой Ю.В., составом 5 человек снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением социальной выплаты и оплаты из областного бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) одного или нескольких жилых помещений либо реконструкцию индивидуальных жилых домов с целью увеличения площади этих домов, расположенных на территории Свердловской области. Семья Степановой Ю.В. была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Дата обезличена), снята с учета в связи с предоставлением социальной выплаты (Дата обезличена) (л.д. 69, 70).

В силу ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Таким образом, ранее порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда определялся главой 1 раздела 3 Жилищного Кодекса РСФСР, которой предусматривалось предоставление жилых помещений в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет и включения в списки на получение жилых помещений (ст.33 ЖК РСФСР), а также в иных прямо предусмотренных законом случаях (ст.ст.83,92,93,94 ЖК РСФСР).

Из материалов гражданского дела следует, что решение органом местного самоуправления о предоставлении истцам спорного жилого помещения принималось, ордер выдавался, помещение предоставлялось истцам в установленном законом порядке в качестве служебного, что могло бы служить основанием для признания права пользования по договору социального найма жилого помещения после передачи жилья в муниципальную собственность.

Однако, спорная комната была предоставлена истцу в (Дата обезличена) году, то есть уже после передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность. На момент предоставления жилое помещение являлось муниципальной собственностью и имело назначение служебного жилого помещения на основании постановления Главы администрации Орджоникидзевского района от (Дата обезличена) (Номер обезличен) о присвоении блоку (Номер обезличен) статуса служебного жилья.

В обоснование своих требований истец приводит довод о том, что спорная комната не является служебной, поскольку не зарегистрирована в качестве таковой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суд не принимает во внимание довод истца.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

В соответствии с п. 3 названного Постановления, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

По смыслу вышеназванных норм, основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый органами технической инвентаризации путем технической инвентаризации и фиксации сведений об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений, который возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Более того, указанное постановление было принято уже после присвоения блоку (Номер обезличен) статуса служебного жилья постановлением Главы администрации Орджоникидзевского района от (Дата обезличена) (Номер обезличен).

Таким образом, спорная комната является служебным жилым помещением, и предоставлена Степанову С.В. в качестве служебного жилья.

Статьей 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Степанов С.В. не относится к категории лиц, выселение которых без предоставления другого жилого помещения не допускалось ст. 108 Жилищного Кодекса РСФСР, поскольку проработал на предприятии, предоставившем служебное жилье, менее десяти лет. Также истец не относится к категории лиц, выселение которых без предоставления другого жилого помещения не допускается согласно ст. 103 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

К категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди, истцы не относятся, к категории малоимущих граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. Семья Степановых снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением социальной выплаты и оплаты из областного бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) одного или нескольких жилых помещений либо реконструкцию индивидуальных жилых домов с целью увеличение площади этих домов, расположенных на территории Свердловской области.

Доводы истцов, в подтверждение приобретения права пользования спорным жилым помещением, о длительном проживании в спорной комнате, об оплате коммунальных платежей, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Оплата коммунальных платежей свидетельствует об оплате за фактическое проживание и не влечет за собой возникновение права пользования жилым помещением на условиях социального найма.

Длительность проживания в спорном жилом помещении также не свидетельствует о наличии отношений социального найма и приобретении права пользования данной комнатой в установленном законом порядке на условиях социального найма. Само по себе предоставление жилого помещения во временное пользование без соблюдения порядка предоставления жилого помещения и проживание в комнатах в течение нескольких лет не могут в силу вышеприведенных положений закона рассматриваться как предоставление жилья по договору социального найма жилого помещения и не порождают автоматически право пользования занимаемым жилым помещением на указанных условиях.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцами права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Степановой Ю.В., Степанову С.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С1., С., С2., к Администрации г.Екатеринбурга, администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 02.03.2012

(...)

2-510/2012 (2-4652/2011;) ~ М-4710/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанов Сергей Валерьевич в инт. н/л Степанова М.С., Степанова Д.С., Степанова Т.С.
Степанова Юлия Владимировна
Ответчики
Администрация Екатеринбурга
Администрация Орджоникидзевского района
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
*Ткач Галина Алексеевна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky--svd.sudrf.ru
06.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2011Передача материалов судье
07.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2012Судебное заседание
28.02.2012Судебное заседание
11.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2013Дело оформлено
25.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее