Дело № 2а-84/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 17 июня 2019 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
с участием представителя административного истца –
заместителя прокурора Кривошеинского района Давыденко А.П.,
представителя административного ответчика –
Главы Володинского сельского поселения Петровой Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения и обязании обеспечить выполнение противопожарных мер, направленных на защиту населенных пунктов поселения от пожаров,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения, выразившемся в непринятии мер пожарной безопасности и возложении на ответчика обязанности установить по направлению движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, расположенным в <адрес> и в д. Новониколаевка указателей с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов в указанных населенных пунктах – указателей, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026; привести в исправное состояние пожарный гидрант, расположенный на <адрес> в с.Володино; привести водопроводные сети и систему противопожарного водоснабжения в состояние, при котором норматив расхода воды в водонапорной башне по <адрес> в с. Володино будет соответствовать нормативам, указанным в таблице 1 пункта 5.1 Свода; установить на наружных водопроводных сетях в с. Володино и д. Новониколаевка, д. Старосайнаково резервуары, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов; обеспечить водонапорные башни в с. Володино на <адрес> и в д. Новониколаевка автономными резервными источниками электроснабжения для бесперебойного энергоснабжения; установить в водонапорной башне, расположенной в с. Володино по <адрес> трубы водопровода диаметром не менее 75 мм; в с. Володино, д. Новониколаевка и д.Старосайнаково создать защитные противопожарные минерализованные полосы; провести в полном объеме мероприятия по очистке территории сельского поселения от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности; обустроить в д. Новониколаевка подъездные пути к водонапорной башне для беспрепятственного проезда для забора воды пожарной техникой в любое время года, сделать разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники, оборудовать данные площадки твердым покрытием; провести работы по защите емкости в д. Старосайнаково от замерзания воды.
В обоснование требований административный истец указал, что данные требования заявлены им в защиту неопределенного круга лиц и сослался на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
В судебном заседании административный истец уточнил исковые требования, указав, что в связи с тем, что Администрацией Володинского сельского поселения до судебного разбирательства приняты меры к устранению части указанных в исковом заявлении нарушений, вносит изменения в исковые требования и просит признать незаконным бездействие Администрации Володинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер пожарной безопасности, и обязать Администрацию Володинского сельского поселения выполнить следующие мероприятия: установить по направлению движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, расположенным в с. Володино на <адрес> и д. Новониколаевка указателей с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов в указанных населенных пунктах – указателей, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026; на наружных водопроводных сетях в д. Новониколаевка установить резервуары, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов. Уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме. В остальной части от первоначальных требований отказывается в связи с добровольным устранением их административным ответчиком. Учитывая повышенную общественную значимость отраженных выше вопросов, наступление пожароопасного сезона, просит обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика – Администрации Володинского сельского поселения Петрова Р.П. исковые требования, с учетом их уточнения, признала в полном объёме, кроме срока исполнения решения суда, и пояснила, что для выполнения заявленных требований необходимо 2 недели. Таблички в ближайшее время сделают. Резервуар уже есть, только необходимо определить место установки, выкопать котлован, приобрести утеплитель, утеплить, закачать водой. На период проведения этих работ в д.Новониколаевка имеется водонапорная башня, которая находится в рабочем состоянии.
Суд, изучив доводы административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьёй 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь.
Согласно положениям пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В статье 3 вышеприведенного Федерального закона указано, что система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Перечень таких мер установлен статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - ППР) на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В силу п. 80 ППР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 указанного Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно положениям ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с п. 55 ППР (в ред. постановления Правительства РФ от 20.09.2016 №947) руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года. Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с п. 8.6 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 (ред. от 09.12.2010) (далее - СП 8.13130.2009) у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 9.9, Примечание 3 СП 8.13130.2009 у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
В силу п. 4.1 СП 8.13130.2009 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.
В соответствии с Примечанием 2 к п. 5.2 СП 8.13130.2009 в случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.
Таким образом, системное толкование вышеназванных норм предусматривает возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем обеспечения соответствующими источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Актом проверки № 12 от 26.04.2019, проведенной главным государственным инспектором Кривошеинского района Томской области по пожарному надзору С.И.А. с участием помощника прокурора Кривошеинского района Ю.В.А. и гласного специалиста Администрации Володинского сельского поселения С.Е.А., установлено, что Администрация Володинского сельского поселения не соблюдает законодательство о пожарной безопасности: направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, расположенным в с. Володино на <адрес> и д. Новониколаевка, не обозначены указателями с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до их месторасположения; у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов в указанных населенных пунктах отсутствуют указатели, которые должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026, чем нарушены требования п.55 ППР, п.8.6 и п.9.9 СП 8.13130.2009, Приложения Ж, ГОСТ Р 12.4.026-2001 (п.3 акта); при недостаточной производительности наружных водопроводных сетей для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, не предусмотрено устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов (п.5 акта).
Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введеный в действие Постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 № 387-ст (ред. от 23.07.2009), отменен в связи с принятием и введением в действие с 1 марта 2017 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний». Вместе с тем, Приложение Ж утратившего силу ГОСТ Р 12.4.026-2001 полностью соответствует Приложению К действующего ГОСТ 12.4.026-2015, которое подлежит применению при устранении административным ответчиком вышеназванного нарушения требований к указателям расположения пожарных гидрантов, резервуаров и водоемов.
Таким образом, суд полагает, что Администрация Володинского сельского поселения должным образом не выполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, ввиду чего требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности устранить указанные нарушения являются законными и обоснованными.
Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение неисполнение Администрацией Володинского сельского поселения установленных требований законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие указателей направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, отсутствие на наружных водопроводных сетях в д. Новониколаевка резервуара, емкость которого должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов, делает невозможным своевременное тушение пожаров, которые могут возникнуть на территории населенных пунктов Володинского сельского поселения, что может повлечь гибель населения и имущества.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Администрация Володинского сельского поселения не представила достоверных доказательств устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в части установки указателей направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, расположенным в с. Володино на <адрес> и д. Новониколаевка с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, установления указателей, выполненных в соответствии с ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2015 у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов в указанных населенных пунктах, а также доказательств, подтверждающих наличие резервуаров на наружных водопроводных сетях в д. Новониколаевка, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и признано административным истцом, что на момент рассмотрения дела в суде административным ответчиком были исполнены добровольно требования прокурора в части: очистки территории населенных пунктов сельского поселения д. Старосайнаково, д. Новониколаевка и с. Володино от сухой растительности; в целях обеспечения водонапорных башен в с. Володино на <адрес> и в д. Новониколаевка автономными резервными источниками электроснабжения для бесперебойного энергоснабжения подготовлен генератор мощностью 6 кВт; в д. Старосайнаково отремонтирован и заполнен водой пожарный резервуар емкостью 50 куб.м; проведены работы по созданию защитных противопожарных минерализованных полос в с. Володино, д. Новониколаевка и д.Старосайнаково; приведен в исправное состояние пожарный гидрант и установлена труба водопровода диаметром не менее 75 мм в водонапорной башне, расположенной в с. Володино по ул. Коммунистическая.
В связи с отказом административного истца от части исковых требований, добровольно исполненных административным ответчиком, судом вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в части указанных требований.
В остальной части исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом.
Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец, учитывая повышенную общественную значимость, наступление пожароопасного сезона, просит решение суда обратить к немедленному исполнению.
В силу ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории, суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд считает, что неисполнение Администрацией Володинского сельского поселения установленных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, и замедление исполнения решения суда по устранению нарушений требований пожарной безопасности могут повлечь гибель населения и уничтожение имущества.
Учитывая требования разумности и необходимость принятия конкретных мер по исполнению решения суда, суд считает обратить решение суда к немедленному исполнению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 188, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Володинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.
Обязать Администрацию Володинского сельского поселения обеспечить выполнение следующих противопожарных мер:
- установить по направлению движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, расположенным в с. Володино на <адрес> и д. Новониколаевка, указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов в указанных населенных пунктах – указатели, выполненные в соответствие с Приложением К к ГОСТ 12.4.026-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»;
- на наружных водопроводных сетях в д. Новониколаевка установить резервуары, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.
В соответствии со ст.188 КАС РФ обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.А. Дутов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>