Дело № 2-2910/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2015 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Дубовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой Л. В. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Фомина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Фомина Л.В. уточнила заявленные требования, просила суд обязать ответчика включить в стаж следующие периоды работы: в должности цеховой медсестры здравпункта Производственного объединения «<данные изъяты>»:
- с /дата/., за исключением простоя предприятия, отвлечения от основанного вида деятельности: 05 мес. 02 дня с /дата/. (00-01-24); с /дата/. (0-0-13); с /дата/. (0-0-15); с /дата/. (0-01-15); с /дата/. (0-0-12), с /дата/. (0-0-4), с /дата/. (0-0-6), с /дата/. (0-0-3); с /дата/. (0-0-20), с /дата/. (0-0-19);
- с /дата/. (0-0-27) курсы повышения квалификации;
- в должности медсестры хирургического кабинета отделенческой поликлиники на <данные изъяты> с /дата/.; с /дата/., с /дата/. (2 года 03 мес. 08 дней).
Представитель ответчика по доверенности ФИО сослалась на доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства, суд находит иск с учетом его уточнения обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ст.7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа назначается досрочная трудовая пенсия независимо от их возраста.
В силу п.2 ст.27 указанного Федерального закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пункта 1 настоящей статьи, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. №781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В соответствии с Постановлением от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно–эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» правом на указанную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Также, согласно указанного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 утверждены списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
П.2 ст.13 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с «Федеральным законом об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Списком, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 173 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрены должности фельдшер, медицинская сестра в больницах всех наименований, медико-санитарных частях.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Согласно трудовой книжки Фоминой <данные изъяты>) Л.В., /дата/. она была принята на работу в здравпункт цеховой медсестры в производственное объединение «<данные изъяты>» (приказ № /дата/.); /дата/. производственное объединение «<данные изъяты>» реорганизовано в закрытое акционерное общество производственное объединение «<данные изъяты>» (приказ № от /дата/.).
/дата/. Фомина (Бывалина) Л.В. уволена в порядке перевода в <данные изъяты> ст. 29п.5 КЗОТ РФ (приказ № от /дата/.).
/дата/. Зачислен на должность медсестры здравпункта ЗАО ПО «<данные изъяты>» с разр.7 по СТС в порядке перевода (приказ № от /дата/.).
/дата/. уволена по ст. 31КЗОТ РФ (по уходу за ребенком до 14 лет, приказ № от /дата/.).
/дата/. принята на должность медсестры хирургического кабинета в <данные изъяты> (приказ № от /дата/.), что так же подтверждается архивной справкой № от /дата/., выданной филиалом ОАО «<данные изъяты>
Приказом МПС РФ № от /дата/. ГУЗ «<данные изъяты>» реорганизована в форме присоединения к ГУС «<данные изъяты> данный факт подтверждается так же архивной справкой № от /дата/.
/дата/. уволена с занимаемой должности в порядке перевода в <данные изъяты> данный факт подтверждается архивной справки № от /дата/.
/дата/. принята на работу в должности медицинской сестры хирургического кабинета <данные изъяты>
/дата/. работает в данной должности по настоящее время.
Согласно архивной справки № от /дата/., выданной филиалом ОАО «<данные изъяты> усматривается, что приказом № по отделенческой поликлинике <данные изъяты>. от /дата/ медсестра хирургического кааб. Фомина Л.В. направлена в <данные изъяты>» на тематическое усовершенствование по циклу «<данные изъяты>» сроком с /дата/. Зарплата начислена с /дата/. В лицевых счетах за /дата/. и личной карточке(форме Т-2) информации о неполном рабочем дне и неполной рабочей неделе об отпусках без сохранения содержания не имеется.
Справкой от /дата/., выданной <данные изъяты>, подтверждается, что Фомина Л.В./дата/. рождения работала в должности медицинской цеховой <данные изъяты>, что так же подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица. Справкой выданной № от /дата/. НУЗ «<данные изъяты> подтверждается, что Фомина Л.В. /дата/. рождения подтверждается что она работает в <данные изъяты>» с /дата/. по настоящее время в должности медицинской сестры хирургического кабинета <данные изъяты>. Курсы повышения квалификации с /дата/. (приказ № от /дата/.); с /дата/. приказ № от /дата/.).
Протоколом № от /дата/. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Фоминой Л.В. не были включены следующие периоды работы:
- Курсы повышения квалификации 02 мес. 06 дней с /дата/. (0-0-20), с /дата/. по /дата/. (0-0-19); с /дата/. (0-0-27).
- Производственное объединение «<данные изъяты>»: с /дата/. цеховая медсестра здравпункта. Всего 03 года 5 мес. 26 дней. За исключением простоя предприятия, отвлечения от основанного вида деятельности 05мес. 02 дня.
- 2 года 03 мес. 08 дней в должности медсестры хирургического кабинета отделенческой поликлиники на <данные изъяты> с /дата/.; с /дата/., с /дата/.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В соответствии с п. 3.4. Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений п.п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…» «в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39».
При рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, ключевым вопросом при определении права работника здравоохранения на включение периода его работы в специальный трудовой стаж, является его профессиональная деятельность по охране здоровья населения в должностях, предусмотренных списками, не зависимо от наименования и ведомственной принадлежности учреждения, в котором он осуществляет эту деятельность, поскольку ведомственная принадлежность учреждения сама по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной лечебной деятельности и не свидетельствует о существовании таких различий.
В пункте 10 своего Постановления от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст.14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. Следовательно, единственно верным является вывод о том, что понятие «учреждение здравоохранения» охватывает и субъекта частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы, а позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ о том, что утвержденные Правительством РФ Списки, определяющие применительно к пенсионному обеспечению понятие «учреждения здравоохранения», позволяют отнести данным учреждениям и коммерческие организации здравоохранения.
Отказывая во включении периодов работы истца в должности цеховой медсестры здравпункта Пенсионы фонд ссылался, что согласно положению п.6 Правил от 29.10.2002г. № 781 предусмотрены «врачебные здравпункты» и «фельдшерские здравпункты», как структурное подразделение предприятие. Наименование «здравпункты» не поименовано.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395, указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Пунктом 15 Примечания Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Также основано на положениях ст. 187 Трудового кодекса РФ, ст. 112 КЗоТ РСФСР включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения Фоминой Л.В. на курсах повышения квалификации с /дата/. (0-0-20), с /дата/. (0-0-19); с /дата/. (0-0-27), о чем истцу выданы соответствующая справка, учитывая, что в указанный период работодателем за истцом сохранялось место работы, производились выплаты заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для включения периодов работы истца, указанные ею периоды в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку установлено, что истица занималась именно медицинской деятельностью, работала в должности медицинской сестры.
Отказом во включении периодов работы истца в должности медсестры хирургического кабинета отделенческой поликлиники на <данные изъяты> с /дата/.; с /дата/., с /дата/. (2 года 03 мес. 08 дней.), послужило отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведений о выполнении работы, дающей право на досрочную пенсии по старости, то есть не указан код льготы.
Материалами дела подтверждается особый характер работы истца в спорные периоды времени, ненадлежащее исполнение со стороны работодателя своих обязанностей по предоставлению таких сведений, не может нарушать право истца на включение периодов его работы в специальный трудовой стаж.
Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление истцом в оспариваемые периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорных периодов работы истца в её специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как Фомина Л.В. работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
На дату обращения в ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области за досрочным назначением трудовой пенсии по старости – /дата/. истец Фомина Л.В. имела достаточный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Пенсия подлежит назначению в соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения – /дата/.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фоминой Л. В. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области назначить Фоминой Л. В. досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/ г., засчитав в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды работы:
- в должности цеховой медсестры здравпункта Производственного объединения «<данные изъяты> с /дата/., за исключением простоя предприятия, отвлечения от основанного вида деятельности: 05. месс. 02 дня с /дата/. (00-01-24); с /дата/. (0-0-13); с /дата/. (0-0-15); с /дата/. (0-01-15); с /дата/. (0-0-12), с /дата/. (0-0-4), с /дата/. (0-0-6), с /дата/ (0-0-3);
- с /дата/ (0-0-20), с /дата/. (0-0-19); с /дата/. (0-0-27) курсы повышения квалификации;
- в должности медсестры хирургического кабинета отделенческой поликлиники на <данные изъяты> с /дата/.; с /дата/., с /дата/. (2 года 03 мес. 08 дней.).
Решение может быть обжаловано в течение месяца, с момента вынесения, в Московский областной суд через Химкинский городской суд.
Судья: Н.Н. Тягай