Дело № 2-41/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 28 декабря 2018 года
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Шамхаловой Т.М.,
при секретаре Крывуша К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Степанова Владимира Николаевича к администрации городского округа Большой Камень Приморского края, Министерству обороны Российской Федерации о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, третьи лица - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Востокрегионжилье»,
установил:
Степанов Владимир Николаевич обратилась в суд с иском к администрации городского округа Большой Камень Приморского края, Министерству обороны Российской Федерации о признании аварийным и подлежащим сносу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование указал, что является нанимателем <адрес>, расположенной в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ; квартира была предоставлена отцу истца – ФИО3 на основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением морской инженерной <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ году жилой фонд ОМИС был передан Министерством обороны РФ в муниципальную собственность городского округа Большой Камень, однако <данные изъяты> № передан не был. № прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ и правопреемником его является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Наниматель ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию городского округа Большой Камень с заявлением о заключении договора социального найма указанного жилого помещения, письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в заключении договора по тем основаниям, что жилое помещение по указанному адресу не передано в муниципальную собственность городского округа. Кроме того, данное жилое помещение является непригодным для проживания в нем, но вопрос о пригодности(непригодности) спорного жилого помещения в установленном порядке не решен. Просил признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу; обязать администрацию городского округа Большой Камень, Министерство обороны РФ предоставить истцу жилое помещение в пределах городского округа Большой Камень, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании представитель истца Степанова В.Н. на основании доверенности Гедз М.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации городского округа Большой Камень не согласилась с иском, поскольку процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания установлена Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47. Согласно названного нормативного акта, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в связи с чем, принятие решения о признании занимаемого истцом в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения аварийным, не может быть разрешено в порядке искового производства. Также указала, что спорное жилое помещение никогда не передавалось в муниципальную собственность городского округа Большой Камень, в реестре муниципального имущества отсутствует, поскольку является собственностью Министерства обороны РФ, что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель Министерства обороны РФ, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание.
Представитель ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице 1 отдела г. Владивостока направил суду письменные возражения по иску, указав, что факт признания жилого помещения непригодным не может быть подтвержден никакими иными доказательствами, кроме заключения Межведомственной комиссии в соответствии с жилищным законодательством, истец в межведомственную комиссию о признании жилого непригодным для проживания не обращался; просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 216 ГПК РФ производство по данному делу было приостановлено до разрешения судом административного дела № по административному иску Степанова Владимира Николаевича о признании незаконным бездействия ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ по подготовке документов, необходимых для признания жилого дома аварийным, и возложении обязанности на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» подготовить и предоставить в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России комплект документов по вопросу пригодности (непригодности) жилого помещения по спорному адресу для проживания и признания многоквартирного дома аварийным для последующего направления в межведомственную комиссию городского округа Большой Камень Приморского края.
Вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Степанова В.Н. оставлен без удовлетворения.
Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Согласно п. п. 7, 43, 44 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
В силу п. 42 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Как следует из материалов дела, истец Степанов В.Н. в качестве члена семьи нанимателя зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме <адрес>; квартира была предоставлена отцу истца – ФИО3 на основании ордера, выданного 1979 отделением морской инженерной службы<данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году жилой фонд <данные изъяты>, расположенный на территории городского округа Большой камень, был передан Министерством обороны РФ в муниципальную собственность городского округа Большой Камень, однако <адрес> передан не был.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> прекратило свою деятельность и его правопреемником является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Наниматель ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию городского округа Большой Камень с заявлением о заключении договора социального найма указанного жилого помещения, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в заключении договора по тем основаниям, что жилое помещение по указанному адресу не передано в муниципальную собственность городского округа, также разъяснено, что вопросы заключения договоров найма в отношении жилых помещений, находящихся в собственности Министерства обороны РФ, отнесены к компетенции Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Истец ссылается, что данное жилое помещение является непригодным для проживания в нем, но вопрос о пригодности(непригодности) спорного жилого помещения в установленном порядке не решен.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности
В силу указанной нормы Степанов В.Н. вправе самостоятельно обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о проведении оценки соответствия помещения установленным в вышеуказанном Положении требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Степанов В.Н. обратился в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с заявлением об организации работы межведомственной комиссии по оценке соответствия жилых помещений многоквартирного дома, закрепленного за Министерством обороны РФ, признанию дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» в своем ответе на обращение Степанова В.Н. сообщило, что учреждением направлен запрос в управляющую компанию о предоставлении актов осмотра дома и технического состояния многоквартирного дома, в котором проживает истец, и при определении организации по проведению инструментального обследования аварийного жилого фонда, учреждением будет организована работа по направлению необходимой документации в адрес межведомственной комиссии. Разъяснено, что организация работы межведомственной комиссии по оценке соответствия жилых помещений и многоквартирных домов, закрепленных за Министерством обороны РФ, признанию их непригодными для проживания, возложена на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России.
Пунктом 1 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении Порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» предусмотрено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, закрепленные за Министерством обороны, расположенные на территории Российской Федерации. Основанием для принятия решения является заключение межведомственной комиссии.
Разрешая административное дело №, суд установил, что у ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России возникла обязанность по инициированию процедуры, предусмотренной пунктами 42-52 Положения о признании жилого помещения в котором проживает истец непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд пришел к выводу, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не бездействовало, учреждением были предприняты все зависящие от него меры к организации проведения инструментального обследования аварийного жилого фонда Министерства обороны РФ.
В силу пункта 45 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат(п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК).
Таком образом, требованию гражданина о предоставлении жилого помещения вне очереди, взамен признанного непригодным для проживания, предшествует определенная процедура, связанная с признанием занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенное правовое обоснование, суд приходит к мнению, что заявленные требования Степанова В.Н. не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе, поскольку не представлено допустимых доказательств того, что жилое помещение по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу. Соответственно, оснований для обеспечения Степанова В.Н. вне очереди жилым помещением по договору социального найма, судом не установлено.
То обстоятельство, что техническое состояние жилого дома № по адресу: <адрес>, признано аварийным и непригодным для проживания актом экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Приморский экспертно-правовой центр», проведенной по обращению истца Степанова В.Н., правового значения не имеет, поскольку действующее законодательство предусматривает иной порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Степанова Владимира Николаевича к администрации городского округа Большой Камень Приморского края, Министерству обороны Российской Федерации о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, в пределах городского округа Большой Камень жилой площадью не менее 46,5 кв.м. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ, с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ, срок обжалования - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.М. Шамхалова